Программное содержание:
Цель: закрепить навыки четкого произношения звука [м], учить выделять его на слух, учить звуко-слоговому анализу; закрепить графический образ буквы М.
Задачи:
– Уточнить артикуляцию звука [м].
– Закреплять понятие «звук», «буква», различие
понятий «звук» и «буква».
– Развивать умение определять позицию звука [м] в
словах.
– Развивать умение делать звуко-слоговой анализ
слов.
– Закреплять графический образ буквы.
– Развивать фонематический слух, фонематическое
восприятие.
– Развивать артикуляционно-мимическую
мускулатуру.
– Развивать мелкую и общую моторику.
– Развивать внимание, память, мышление,
воображение.
Оборудование: демонстрационный материал – «чудесный мешочек», игрушки (машинка, мячик, мишка, матрёшка, мышка, мочалка, дом, самолётик, мел, пирамида, магнит, мыло, домино, миска, медаль, камин, камень монета), 2 ведёрка синего и зеленого цвета, буквы на «ободках» (У, А, И, П, Т, К, М – по 2 шт. каждой), магниты-звуки; раздаточный материал – картонная модель моркови, дома, самолёта (по количеству детей), прищепки (по количеству учебных столов), индивидуальные звуковые пеналы (звуки-кружки красного, синего и зеленого цветов – обозначение гласного звука; твердого и мягкого согласных звуков), индивидуальные карточки «Определи позицию звука в слове», счётные палочки, CD-проигрыватель, USB-флеш-накопитель с записью песенки «У жирафов пятна…» (исп. Е.Железнова), магнитная доска.
Предварительная работа с детьми:
– Знакомство с акустико-артикуляционной
характеристикой звука [м];
– Знакомство с буквой М;
– Проведение дидактических игр «Чудесный
мешочек», «Определи место звука в слове»,
«Твердый-мягкий», «Сосчитай количество слогов в
словах», «Изобрази букву», игры на закрепление
образа буквы, игры с прищепками, разгадывание
загадок;
– Проведение физминутки «У жирафов пятна…».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Игра «Чудесный мешочек».
– Сегодня утром под дверью нашей группы я нашла
мешочек. Оказалось, что в нём лежат какие-то
предметы. Ребята, вы хотите узнать, что за
предметы находятся в этом мешочке? Сейчас мы
узнаем. Достаньте каждый по одному предмету
назовите его четко, красиво и правильно.
Игрушки в мешочке: машинка, мячик, мишка,
матрёшка, мышка, мочалка, дом, самолётик, мел,
пирамида, магнит, мыло, домино, миска, медаль,
камин, камень, монета.
2. Характеристика звука [м]
– Какой одинаковый звук вы слышите в названии
всех этих предметов? (Звук [м])
– Расскажите, звук [м] – какой он? (Согласный, т.к.
есть преграда – это губы: когда мы произносим
звук [м], наши губы сомкнуты и не размыкаются,
кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка
выгнута, выдыхаемый воздух выходит через нос.
Дети произносят звук [м] и определяют, что звук
нельзя петь, тянуть, воздух встречает преграду.
Звук произносится с голосом. Это звонкий
согласный звук. Звук [м] может быть твердым и
мягким.)
3. Игра «Наведём порядок»
– Ребята, наведите, пожалуйста, порядок! Разложите предметы по двум ведёркам: в синее кладите предметы, в названии которых звук [м] твёрдый, в зелёное ведёрко – предметы, в названии которых звук [м] мягкий.
4. Игра «Подскажи словечко»
– Порядок навели. А сейчас предлагаю поиграть и в стихотворении словечко подсказать.
1. Корешок оранжевый спрятался в земле,
А коса зелёная в утренней росе.
Хочется отведать вновь и вновь, и вновь
Эту всем полезную, вкусную ... (морковь)2. Собирается в полёт
И моторами поёт.
Самый главный там – пилот,
А машина – ... (самолёт).3. Называем книгу «том»,
Для жилья построим … (дом)
5. Игровое упражнение «Определи место звука [м] в словах»
Модели (по количеству детей): дом, морковь, самолёт.
Детям предлагается открыть индивидуальные пеналы, найти в них предметы – «отгадки» («дом», «морковь», «самолёт») и с помощью индивидуальных звуковых карточек и звуковых коробочек выложить звуки-кружочки в соответствии с местом звука [м] в названиях этих предметов (в начале, конце или середине слова).
6. Слоговой анализ слов
– Определите, сколько слогов в каждом из слов и прикрепите под каждой схемой столько прищепок, сколько слогов в этом слове. (К схеме слова «дом» – 1 прищепку, к «моркови» – 2 прищепки, к «самолёту – 3 прищепки)
7. Физминутка (с использованием CD-проигрывателя)
Песенка-зарядка «У жирафов пятна…» (исп. Е.Железнова).
8. Вход буквы М
Буква М: «Здравствуйте!»
Дети: «Здравствуйте!»
Буква М: «Я слышала музыку, и мне захотелось посмотреть, куда это я попала. Ммм… как интересно!»
Логопед: «А вы кто, неизвестная гостья?»
Буква М: «Я – буква!»
Логопед: «Ребята, вы узнали, какая буква пришла сегодня к нам в гости?»
Дети: «Буква М».
Буква М: «Да, я буква М. Я такая модная, и такая милая… Я могу мычать, я могу молчать, я могу мечтать. А вы, ребята, что умеете вы?»
Логопед:
«Мы умеем улыбаться! Покажите, как.
Мы умеем удивляться! Покажите, как.
Мы умеем обижаться! Покажите, как.
Мы умеем хитро-хитро посмотреть!
Мы умеем улыбаться!
И мы можем рассмеяться!»
Буква М: «А что ещё вы умеете?»
Логопед: «А ещё наши ребята могут изобразить букву М и рассказать, на что она похожа (на мост, качели, верблюда, четыре морковки, две горы и т.д.)».
Дети изображают букву. (Логопед сопровождает действия детей четверостишиями)
Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М. |
Вот качели – буква М! Здесь качаться можно всем! |
Взявшись за руки, мы встали И на М похожи стали. |
Посмотрите! Две горы Словно две родных сестры! |
Логопед: «Ребята, напечатайте букву в воздухе, указательным пальчиком на столе, указательным пальчиком на спинках друг у друга, выложите букву М из счётных палочек».
Буква М: «А читать-то вы умеете?»
Логопед: «Да, мы учимся читать! Наши ребята, умеем составлять из букв слоги и слова, и хотим пригласить тебя с нами поиграть!»
Буква М: «Давайте поиграем. Я очень люблю дружить с другими буквами».
Логопед приглашает ребёнка, предлагает назвать букву на «ободке» и надеть её себе на голову. Затем даёт инструкции: «Буква А, встань слева от буквы М. Ребята, прочитайте, что получилось».
Дети читают: АМ.
Логопед: «Буква А, справа от буквы М».
Дети читают: МА.
Аналогично «играют» со слогами: УМ, МУ, ИМ, МИ, и словами: МАК, МАМА, МУКА, МАКИ, ТИМ, ПУМА, УМКА, КУПИМ.
9. Итог занятия
Логопед: «Ребята, вам понравилось? Что вам больше всего понравилось?»
Логопед: «Буква М, а тебе понравилось с нами играть?»
Буква М: «Да. Дети, вы все молодцы! Вы уже многое знаете и умеете. И для вас у меня есть небольшой сюрприз: я заметила, что вы нашли мой мешочек. Так вот: мешочек-то мой не простой. Он волшебный! Он превращает слова в подарки! Вспомните и назовите слова со звуком [м], я поймаю их, а потом мы посмотрим, во что мой «волшебный» мешочек превратит эти слова».
Дети по очереди называют слова. В конце игры
Буква М достаёт из мешочка угощение, желает детям
успехов и, прощаясь, уходит.
Логопед и дети прощаются с гостями.
Список литературы:
1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
– 448 с.
2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте
детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.:
ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).
3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических
занятий. Второй год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. –
176 с. – (Логопед в ДОУ).
4. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. –
3-е изд. – СПб.: КОРОНА-Век, 2008. – 144 с., ил.
5. Рыжанкова Е.Н. Занимательные игры и упражнения
с пальчиковой азбукой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
(Библиотека Логопеда). (2)
6. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с
прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2011. –
64 с. (Библиотека Логопеда). (1)