Цель: продолжить изучение произведений о трудной жизни детей конца 19, начала 20 в.;
Задачи: учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; развивать устную речь, внимание; учить наблюдать за словом автора, авторской позицией, воспитывать нравственные качества, культуру общения.
УУД:
- Личностные: понимание чувств других людей и сопереживание им; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
- Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;
Оборудование: проектор, презентация, выставка книг, учебник Чуракова Н.А., выставка рисунков;
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Самоопределение к деятельности | |
Психологический настрой на урок Учитель:
- Начинаем урок литературного чтения. |
Настраиваются на урок. |
АОЗ. Фиксация затруднения в деятельности. | |
Учитель: Ребята, над каким
произведением мы работали на прошлом уроке?
(“Ванька”) - Назовите автора. (Автор произведения Антон Павлович Чехов) (выводит на доску тему) - Все ли мы с вами разобрали или у нас остались вопросы по произведению? (Не все, остались вопросы) - Что мы будем делать сегодня на уроке? |
Отвечают на поставленные вопросы. Сегодня мы продолжим работу над рассказом Чехова “Ванька”. Целеполагание. |
Построения проекта выхода из затруднения в деятельности | |
Главный герой произведения - Ванька – ваш ровесник, живший в XIX веке, более 100 лет назад. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеру, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту. | Отвечают на поставленные вопросы,
рассуждают. Поиск информации в тексте учебника (стр.152, с.158.) |
И вот Москва XIX века. Крестьянский
мальчик – ваш ровесник, привезенный из деревни в
большой город. Посмотрите на мир глазами героя
рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь
проникнуть в жизнь “больших” и жизнь
“маленьких”, увидеть отличия и разобщённость
этих двух миров. Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьей мальчик и что-то пишет... Работа над содержанием (выделение композиционных частей, выборочное чтение, выполнение заданий к тексту).- Прочитайте, как Ванька собирается писать письмо. - В каком чувстве он пребывал, живя там? (страх, нервозность, одиночество). - Какие слова нам это передают? (“...он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ ... прерывисто вздохнул”). - Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними). - Кому писал письмо Ванька? Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? Процитируйте нужные строки. - Как выглядит дедушка, опишите его.
- А как писатель рассказывает о собаках Константина Макаровича? Прочитайте. - Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? (счастливой, веселой, свободной) - Найдите и прочитайте описание ночной деревни. - Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой. - Можем мы описание этого пейзажа противопоставить тёмной мастерской сапожника? Как называется такой прием? Такой прием называется контраст. - Как Ванька вспоминает о своей прошлой жизни с матерью и дедушкой? - Какое настроение передает этот отрывок? - Что говорится в рассказе о барышне Ольге Игнатьевне? - Похожа она на городских хозяев Ваньки? - Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери? - Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”? - Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”? (Спровадили – выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным.) Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать характеристику человека. Есть один интереснейший прием, который применяет Чехов. По тому, как разные люди относятся к ребенку, писатель, в сущности, рассказывает о самом человеке: добр он или зол, алчен ли, способен ли на сострадание. - За что была выволочка Ваньке? - Как кормят Ваньку? - Спит ли Ванька ночью? - Как к нему относятся подмастерья? (Бессердечные, грубые, злые, бездушно-тупые подмастерья) - Никто не сомневается в том, что Ванькины хозяева, подмастерья - жестокие, равнодушные люди. - Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество) - Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.) - Как Ванька рассказывает о Москве? Что его поразило? |
Заранее подготовленные учащиеся читают письмо Ваньки. |
Физкультминутка “Дружба” (Презентация 2) | |
Характеристика главного персонажа. | |
- Давайте охарактеризуем главного
героя, составим словесный портрет Ваньки Жукова. - Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? (Да, “милый дедушка”, “поздравляю Вас”) - Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке? Писатель явно любуется им. - Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал? - Как вы думаете, получит дедушка это письмо? - Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату. - Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? (“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно куда) - Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке? - А какие у мальчиков одинаковые проблемы? |
Составляют словесный портрет Ваньки. |
Поход в Музейный Дом | |
Музейный дом. Работа над репродукцией. - Только ли словами, поступками можно выразить своё отношение к окружающему? (нет, свое отношение к окружающему миру, можно выразить с помощью творчества) Н. Богданов-Бельский “Дети за пианино”. - Что узнали? (аббревиатура говорит, где находится картина, написана в 1918 году) Дети находятся в собственном или в чужом доме? Рассмотрите как дети одеты и обуты, а затем рассмотрите мебель и посуду в корзине. (В коробе дорогая фарфоровая сухарница с резным орнаментом, золоченые подсвечники) - Какой приём использует художник, изображая детей среди этих вещей? (контраст) Посмотри, чем заинтересовался самый младший из детей? - Что объединяет эту картину с рассказом “Ванька”? (тема) |
|
Включение в систему знаний. Составление синквейна – стихотворной формы из 5 строк |
|
А сейчас подведем итог, составим
синквейн. 1 существительное (тема) 2 прилагательных 3 глагола Предложение, фраза Слово - синоним - Вижу, вас тронула тема детства в России более 100 лет назад. Выставка рисунков. - Этот маленький литературный шедевр достигает высот трагедии. Горькая сиротская судьба мальчика воспринимается и в более широком смысле. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира. |
Работа в парах. |
Рефлексия | |
- Ваши впечатления о прочитанном
произведении. - Что тронуло вас при чтении этого рассказа? - Какое чувство ты испытывал, когда читал рассказ? -Оцените свою работу на уроке. Работа с выставкой книг. Не только А.Чехов и Л.Андреев писали о тяжелой судьбе детей, писали другие писатели и поэты. Посмотрите на книги. Говорящие названия произведений расскажут о тяжелой судьбе ваших ровесников. (Учитель подбирает книги по теме) |
Самооценка деятельности на уроке; фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. |
Домашнее задание: - Вы хотели бы изменить судьбу Ваньки? Придумайте продолжение рассказа |