Цель урока: ознакомление учащихся с промышленным получением азотной кислоты.
Задачи:
обучающие
- научить вести диалог, обосновывать проблему, владеть элементами и технологией деловой игры.
- ознакомить учащихся с принципами выбора сырья для производства азотной кислоты и общими закономерностями управления экзотермическими реакциями; - показать значение науки в прогнозировании оптимальных условий управления технологическими процессами; - раскрыть общие принципы конструирования аппаратов химического производства; - дать представление о содержании и трудовых обязанностях технологов, лаборантов
развивающие
- освоение группового типа деятельности, умения слушать и слышать друг друга; - активизация творческой познавательной деятельности учащихся;
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать;
- научить учащихся переносить имеющиеся знания на решение новых учебных задач, развивать устную речь.
воспитательные
- воспитывать у школьников интерес к учебе, стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, чувство взаимного уважения;
- опираясь на факты экологической обстановки, сформировать бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока - деловая игра с групповой формой организации совместной деятельности.
Формы работы учащихся - коллективная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование – мультимедиапроектор, компьютер ЭОР,
Структура и ход урока
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время( мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | Рефлексия. | ||||
5 | Заключительный этап урока А) итогБ) дом/зад |
Методическая разработка урока
Девиз урока:
«Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия»
План работы
1. Подготовительный этап.
- а) Учитель определяет место деловой игры в изучаемой теме.
- б) Разрабатывает программу игры, регламент.
- в) В соответствии с интересами учащихся и по числу указанных проблем формируются три группы «специалистов». Для каждой группы «специалистов» учитель составляет информационные карты (приложение 1)
- г) Учитель избирает эксперта в каждой группе (приложение 2)
2. Проведение игры.
3. Заключительный этап.
Дата проведения: о дате проведения игры учащиеся узнают за две недели. На предыдущих уроках учитель психологически настраивает на участие в игре.
Оформление кабинета. Столы в нём расставляются по кругу. Специальные столы выделяются для ведущего и экспертов.
Ход игры:
- Организационный момент
- Деловая игра
- Подведение итога
- Домашнее задание
Проведение игры
Вводное слово учителя:
Тема нашего урока: «Производство азотной кислоты»
Цель урока совпадает с целью игры: научиться обоснованно, научно и логично вести диалог по проблеме промышленный способ получением азотной кислоты.
Я предлагаю вести наш разговор в виде игры по плану.
Подготовительный этап
По условиям игры мы создали три группы специалистов:
- Отдел главного технолога
- Центральная заводская лаборатория
- Отдел реализации готовой продукции
Каждая группа выделила «главного специалиста» для работы в экспертной группе.
До игры была проведена жеребьёвка, в ходе которой каждая команда получила в конверте задание – программу для групповой работы. Эксперты присутствуют в каждой группе
Проведение игры
- Я буду предоставлять слово для выступления поочерёдно каждой группе. Завершать выступление будет эксперт.
- Задание специалисту (задача решается у доски)
- Класс отвечает на вопросы по очерёдно
Заключительный этап.
Участники игры заполняют рефлексивные карты (приложение 3)
Эксперты и учитель обсудят результаты игры, отмечая её позитивные и негативные стороны (приложение 4)
Регламент:
- 5 – 7 мин на выступления поочерёдно каждой группе
- 3 – 5 мин вопросы «главным специалистам» групп
- 4 мин подведение итогов