Урок русского языка в совмещенном класс-комплекте. 2‒4-е классы

Разделы: Начальная школа


Малокомплектная школа вписывается в условия образовательных стандартов второго поколения, прежде всего тем, что в новых стандартах отводится значительное место развитию элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. Как известно, обучение в малокомплектной школе предусматривает, преимущественно поисковый характер обучения, роль учителя в таких условиях – направляющая.

Важное условие плодотворной работы учителя с несколькими классами – планирование работы с учётом ряда особенностей:

  • уровня подготовки каждого класса и навыков самостоятельной работы;
  • в одном классе изучение нового материала, в другом – закрепление или повторение;
  • степень трудности изучаемого или повторяемого материала.

Урок в малокомплектной школе имеет специфику, которая органически присуща этому типу школ. Его структура имеет два четко выделяемых звена: работа учащихся под руководством учителя и их самостоятельная деятельность.

Педагогические исследования и школьная практика показывают рациональность сочетания однопредметных уроков в совмещенных классах. В этом случае от учителя не требуется многократное переключение от одной дисциплины к другой, он оперирует близкими между собой представлениями и понятиями, и это дает ему возможность иногда объединять младших и старших детей для совместной работы. Одновременно у учеников обоих классов вырабатываются необходимые навыки самостоятельной работы, а у учителя появляется возможность организовать взаимопроверку учащимися выполненной работы, взаимопомощь, привлечь детей к самооценке.

Планируя однопредметные уроки, учитель продумывает не только организацию урока, но и содержание, как самостоятельной работы учеников, так и работы под непосредственным руководством учителя. В условиях работы с двумя классами около половины урока ученик вынужден заниматься самостоятельно. Самостоятельная работа – важнейший этап работы в малокомплектной школе. Главное – организовать её так, чтобы, приступая к работе, учащиеся знали, как её выполнять и для чего данная работа выполняется. Содержанием самостоятельной работы может быть:

– самостоятельное повторение по учебнику или по другим источникам ранее изученного материала;
– упражнения для закрепления;
– различные виды тренировочных упражнений с практическим применением получаемых и ранее полученных знаний.

При самостоятельной работе учитывается различный темп её выполнения разными учащимися, поэтому на доске заранее записываются резервные задания, которые ученики обычно выполняют без напоминания, после того как справились с основной работой. Задания для самостоятельной работы даются на всех этапах урока, такой материал должен накапливаться у учителя. С первых дней приучаю детей работать с учебником: находить задания, выполнять упражнения по образцам. Каждая работа на уроке проверяется. Важно сформировать у детей навыки проверки самостоятельной работы. Определенную роль в приобретении навыков контроля имеют самопроверка и взаимопроверка. Контроль при успешном, правильном выполнении создает уверенность в своих силах, при ошибках обеспечивает их своевременное устранение.

Предлагаю разработку урока русского языка в совмещённом класс-комплекте 2 и 4 классы. Урок проводился на 2-ой неделе февраля, в канун православного праздника Сретение Господне.

Для достижения эффективности урока применяю современные образовательные технологии – создание проблемы, использование дидактической игры, что способствует активизации мыслительной, познавательной деятельности, обучение в сотрудничестве (в парах и в группе), учащиеся имеют возможность оценить свои действия, действия товарищей и анализировать их, здоровьесберегающие технологии (различные виды физкультминуток, смена видов деятельности). Главным критерием считаю интерес и вовлеченность в деятельность детей на уроке. Вовлекаю учащихся в ситуации, необходимые для освоения тех или иных компетенций: коммуникативной, общекультурной, информационной и компетенции личного самосовершенства.

Разработка урока русского языка в совмещённом класс-комплекте 2 и 4 классы.

Урок русского языка 2 класс. Урок русского языка 4 класс.
Тема. Имя прилагательное. Тема. Глагол.
Цели. Актуализировать знания учащихся об имени прилагательном. Цели. Актуализировать знания учащихся о части речи – глагол.
Планируемые результаты:

Предметные:
– закрепят знания о прилагательных;
– получат опыт наблюдения над значением слов и включение слов в предложения;
– закрепят умения составлять мини – тексты.

Коммуникативные:
– работать в группе, слушать собеседника, владение диалогической формой речи.

Регулятивные:
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, вырабатывать самостоятельность.

Личностные:
– развитие доброжелательности, уважение к культуре.

Планируемые результаты:

Предметные:
– закрепят знания о глаголах; -формирование умений находить в тексте глаголы;
– правильное использование глаголов в речи;
– получат опыт наблюдения над значением слов и включение слов в предложения.

Коммуникативные:
– работать в группе, вести диалог, проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:
оценивать себя, товарища, границы своего знания и незнания.

Личностные:
развитие доброжелательности, уважение к культуре.

Оборудование: музыкальное сопровождение (Л. Бетховен “К Элизе”, песня “От улыбки”), перфокарты для 4 классы, индив. карточки, толковый словарь, корзинки, “сердечки” для этапа рефлексии, мультимедийная презентация к уроку.
Система “Школа России”, учебники JI. М. Зеленина “Русский язык–2”(П ч.), JI. М. Зеленина “Русский язык–4”(П ч.).

Ход урока

1. Психологический настрой на урок. (Л. Бетховен “Лунная соната.)

– Какой сегодня прекрасный день. Я рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнетесь мне! Повернитесь друг другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь ладошками и пожелайте друг другу успеха.
– Тихо садимся.
– Сегодня на уроке нам необходимы: ручки, карандаши, тетради, внимательные глазки, чуткие ушки, ловкие пальчики, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.
– Итак, за работу! У нас с вами урок русского языка. Проведем пальчиковую гимнастику.

Утром в школу мы бежим.
На мороз мы не глядим.
Под ногами снег скрипит,
В небе солнышко блестит.
На уроке тишина,
А на улице ...(зима).

Посмотрите и покажите пальчиками, как светит солнце летом, а как зимой. Лепим снежный ком, разминаем пальчики, чтобы они хорошо писали. Оформление тетрадей.

II. Минутка чистописания.

– Начинаем урок с минутки чистописания. На доске буквы м, а, з, и.

Задание:

– Запишите различные соединения, состоящие из 2 букв. – Запишите эти сочетания из 4 букв, каждый раз меняя их местами.
По 1 ученику по цепочке работают на доске.
– Среди получившихся сочетаний букв в работе 4-классников спрятано слово. 4 класс подчеркните это слово в тетради, 2 класс поможет мне найти это слово на доске. (Слайд)

III. Постановка учебной задачи.
– К какой части речи относится это слово? Докажите.

– Слово, которое отвечает на вопрос какой? – Однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что делать?
– Определите тему нашего урока. (Слайд)
– Какие мы поставим цели? (Слайд)
Д/игра “ Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте”.
Имя прилагательное отвечает на вопросы ....
Имена прилагательные обозначают...
Имена прилагательные изменяются по...
* Приведите примеры имен прилагательных.
Выполняем задание по перфокартам. Вставить пропущенное слово.

Глагол обозначает Глаголы отвечают на вопросы Глаголы изменяются

(Самопроверкавнутри перфокарты.)

 

IV. Словарная работа.

Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами.
Та, которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.

Как вы догадались, у нас словарная работа.

Я называю словарное слово, вы образуете от него прилагательное и записываем в тетради, выделяя ударные и безударные гласные.
Петух, работа, арбуз, завод, деревня, народ, интерес, класс.
(По 1 ученику работают на доске.)
Из каждого слова возьмите первые буквы и составьте слово.
(Рабочийкто? какой?)
(Слайд) Даны слова. Образуйте от этих слов однокоренные глаголы и запишите, выделяя ударные и безударные гласные. Совет, приветливо, обед, жёлтый, коллекция, праздник, тревога, дерево. (Взаимопроверка с доски.) (Слайд) Задание на внимание: используем буквы записанных слов по такому принципу:

1 слово – 1 буква, 2 слово – 2 буква, 3 слово – 3 буква и т.д.

Какие слова у вас получились? (Праздник, Сретение.) (Слайд)
Кто знает, что это за праздник?
Иисус Христос родился 7 января – праздник Рождество Христово. Когда исполнилось 40 дней, младенца принесли в храм. (Слайд)
Его встретил старец Симеон, который по преданиям жил 300 лет. Этот день празднуется православными крестьянами. Праздник называется Сретение, что означает “встреча”. Сретение символизирует встречу Ветхого Завета с Новым Заветом, принесенную в мир Иисусом Христовом. (Слайд)
Православная церковь празднует Сретение 15 февраля. Праздник приходится на середину февраля.
В народе считали, что в этот день зима встречается с весной, они борются – кому уходить, а кому оставаться. Морозы чередуются оттепелями, появляются сосульки. С этого дня погода могла преподнести самые разные сюрпризы – то сретенские морозы, то сретенские оттепели.

V. Работа по теме урока.

1. Прочитаем народные приметы (Слайд).

Если на Сретение оттепель – весна ранняя и тёплая, если холодно – весна холодная.
Тихая ясная погода на Сретение предвещает хороший лён.
Какая погода у нас была на Сретение? (значение слова предвещает)
Найдем в тексте имена прилагательные.
Выпишите столбиком в тетрадь имена прилагательные.

1. (Карточки.)
Спишите выделенные предложения, вставляя пропущенные буквы.
Дружно з.вут февраль лютым. Г.в.рят: у февраля два друга – метель да вьюга. Тёплый февраль пр.носит холодную весну. Длинные февральские сосульки сулят долгую зиму. Февральский снег весною пахнет, хоть февраль и зли(т, ть)ся, но весну чует.
Да ведь он и другой лик имеет. Он
бокогрей: лесному боярину бок согрел в берлоге.
Музыкальная физкультминутка.
3. Через тире (черточку) запишите прилагательные, противоположные по смыслу.
Проверяем.
Устно поставим эти прилагательные в множественное число.

2. .(Слайд)

На доске даны слова. На какой вопрос они отвечают? Докажите.
Запишите их в тетради. Подберите к ним подходящие по смыслу имена прилагательные, которые мы записывали.

День
Погода
Солнце
Снег

2. Как вы понимаете значение слов:
Лютый –
Лик имеет –
Сулят –

(Работа со словарем в парах.)

3. Объясните правописание пропущенных букв.

4. Подчеркните глаголы, определите число и время.
Проверка.

 

Проверка.

Работа в парах. Составьте текст из 3–4 предложений, используя данные словосочетания. Запишите в тетради.

 

2. Поиграем в игру “Собери корзинку” (в парах).

1-й вариант – весна;
2-й вариант – зима.
Журчит ручей, трещат морозы, кружатся снежинки, воет вьюга, звенит капель, тает снег, появились проталинки, снег искрится, лес просыпается, пробудилась земля, посыпачся иней.

Проверка.
Прочитайте два описания снега. (карточки).
Он пушистый,
Проверка.
Записать мини-сочинение по своим опорным словам.

Серебристый,
Белый – белый,
Чистый – чистый
Ватой наземь лёг.

Он не из ваты,
Он ноздреватый,
Он уже не белый –
Он потемнелый,
Серый и мокрый
Старый и добрый снег.

Назовите признаки, с помощью которых описывается снег. Сравните зимний и весенний снег. Подберите ещё по 3–4 определения к первому и второму описаниям снега.

Выписать из понравившегося отрывка имена прилагательные. Проверка.

Прочитайте Слайд.

Ветерок (ветер)
Сильный
 
Дует
шумит

 

 
Лёгкий
Порывистый
Резкий
Ласковый
Холодный
Тёплый
 
веет
ласкает
покачивает
 треплет
раскачивает
гнёт
колышет

К какой части речи относятся слова из 1 столбика? из 2?

Подберите к каждому имени прилагательному из 1 столбика соответствующие глаголы из 2 столбика (устно).

Рефлексия.

Пора урок заканчивать и подвести итог.
Вспомним поставленные цели в начале урока. Как вы думаете, мы их выполнили? Кому трудно было на уроке работать, положите сердечко на парту, кто не смог ответить на все поставленные вопросы, поднимите его на высоту согнутой в локте руке, а кому было легко ответить на все вопросы, поднимите руку с сердечком высоко вверх.

Использованная литература.

  1. Библиотечка “Первое сентября” № 22 2008 г.
  2. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Диктанты и изложения по русскому языку. М., “Аквариум” 1997 г.