Малокомплектная школа вписывается в условия образовательных стандартов второго поколения, прежде всего тем, что в новых стандартах отводится значительное место развитию элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. Как известно, обучение в малокомплектной школе предусматривает, преимущественно поисковый характер обучения, роль учителя в таких условиях – направляющая.
Важное условие плодотворной работы учителя с несколькими классами – планирование работы с учётом ряда особенностей:
- уровня подготовки каждого класса и навыков самостоятельной работы;
- в одном классе изучение нового материала, в другом – закрепление или повторение;
- степень трудности изучаемого или повторяемого материала.
Урок в малокомплектной школе имеет специфику, которая органически присуща этому типу школ. Его структура имеет два четко выделяемых звена: работа учащихся под руководством учителя и их самостоятельная деятельность.
Педагогические исследования и школьная практика показывают рациональность сочетания однопредметных уроков в совмещенных классах. В этом случае от учителя не требуется многократное переключение от одной дисциплины к другой, он оперирует близкими между собой представлениями и понятиями, и это дает ему возможность иногда объединять младших и старших детей для совместной работы. Одновременно у учеников обоих классов вырабатываются необходимые навыки самостоятельной работы, а у учителя появляется возможность организовать взаимопроверку учащимися выполненной работы, взаимопомощь, привлечь детей к самооценке.
Планируя однопредметные уроки, учитель продумывает не только организацию урока, но и содержание, как самостоятельной работы учеников, так и работы под непосредственным руководством учителя. В условиях работы с двумя классами около половины урока ученик вынужден заниматься самостоятельно. Самостоятельная работа – важнейший этап работы в малокомплектной школе. Главное – организовать её так, чтобы, приступая к работе, учащиеся знали, как её выполнять и для чего данная работа выполняется. Содержанием самостоятельной работы может быть:
– самостоятельное повторение по учебнику или по другим источникам ранее
изученного материала;
– упражнения для закрепления;
– различные виды тренировочных упражнений с практическим применением получаемых
и ранее полученных знаний.
При самостоятельной работе учитывается различный темп её выполнения разными учащимися, поэтому на доске заранее записываются резервные задания, которые ученики обычно выполняют без напоминания, после того как справились с основной работой. Задания для самостоятельной работы даются на всех этапах урока, такой материал должен накапливаться у учителя. С первых дней приучаю детей работать с учебником: находить задания, выполнять упражнения по образцам. Каждая работа на уроке проверяется. Важно сформировать у детей навыки проверки самостоятельной работы. Определенную роль в приобретении навыков контроля имеют самопроверка и взаимопроверка. Контроль при успешном, правильном выполнении создает уверенность в своих силах, при ошибках обеспечивает их своевременное устранение.
Предлагаю разработку урока русского языка в совмещённом класс-комплекте 2 и 4 классы. Урок проводился на 2-ой неделе февраля, в канун православного праздника Сретение Господне.
Для достижения эффективности урока применяю современные образовательные технологии – создание проблемы, использование дидактической игры, что способствует активизации мыслительной, познавательной деятельности, обучение в сотрудничестве (в парах и в группе), учащиеся имеют возможность оценить свои действия, действия товарищей и анализировать их, здоровьесберегающие технологии (различные виды физкультминуток, смена видов деятельности). Главным критерием считаю интерес и вовлеченность в деятельность детей на уроке. Вовлекаю учащихся в ситуации, необходимые для освоения тех или иных компетенций: коммуникативной, общекультурной, информационной и компетенции личного самосовершенства.
Разработка урока русского языка в совмещённом класс-комплекте 2 и 4 классы.
Урок русского языка 2 класс. | Урок русского языка 4 класс. | ||||
Тема. Имя прилагательное. | Тема. Глагол. | ||||
Цели. Актуализировать знания учащихся об имени прилагательном. | Цели. Актуализировать знания учащихся о части речи – глагол. | ||||
Планируемые
результаты:
Предметные: Коммуникативные: Регулятивные: Личностные: |
Планируемые
результаты: Предметные: Коммуникативные: Регулятивные: Личностные: |
||||
Оборудование: музыкальное сопровождение (Л. Бетховен “К Элизе”,
песня “От улыбки”), перфокарты для 4 классы, индив. карточки, толковый
словарь, корзинки, “сердечки” для этапа рефлексии, мультимедийная
презентация к уроку. Система “Школа России”, учебники JI. М. Зеленина “Русский язык–2”(П ч.), JI. М. Зеленина “Русский язык–4”(П ч.). |
|||||
Ход урока |
|||||
1.
Психологический настрой на урок.
(Л. Бетховен “Лунная соната.)
– Какой сегодня прекрасный день. Я рада вас
видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а
вы улыбнетесь мне! Повернитесь друг другу, улыбнитесь своему соседу,
соприкоснитесь ладошками и пожелайте друг другу успеха.
Посмотрите и покажите пальчиками, как светит солнце летом, а как зимой. Лепим снежный ком, разминаем пальчики, чтобы они хорошо писали. Оформление тетрадей. II. Минутка чистописания. – Начинаем урок с минутки чистописания. На доске буквы м, а, з, и. Задание: |
|||||
– Запишите различные соединения, состоящие из 2 букв. | – Запишите эти сочетания из 4 букв, каждый раз меняя их местами. | ||||
По 1
ученику по цепочке работают на доске. – Среди получившихся сочетаний букв в работе 4-классников спрятано слово. 4 класс подчеркните это слово в тетради, 2 класс поможет мне найти это слово на доске. (Слайд) III.
Постановка учебной задачи. |
|||||
– Слово, которое отвечает на вопрос какой? | – Однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что делать? | ||||
– Определите
тему нашего урока. (Слайд) – Какие мы поставим цели? (Слайд) |
|||||
Д/игра “ Я начну, а вы
кончайте, хором дружно отвечайте”. Имя прилагательное отвечает на вопросы .... Имена прилагательные обозначают... Имена прилагательные изменяются по... * Приведите примеры имен прилагательных. |
Выполняем задание по
перфокартам. Вставить пропущенное слово. Глагол обозначает Глаголы отвечают на вопросы Глаголы изменяются (Самопроверка – внутри перфокарты.)
|
||||
IV.
Словарная работа.
Как вы догадались, у нас словарная работа. |
|||||
Я называю словарное
слово, вы образуете от него прилагательное и записываем в тетради,
выделяя ударные и безударные гласные. Петух, работа, арбуз, завод, деревня, народ, интерес, класс. (По 1 ученику работают на доске.) Из каждого слова возьмите первые буквы и составьте слово. (Рабочий – кто? какой?) |
(Слайд) Даны
слова. Образуйте от этих слов однокоренные глаголы и запишите, выделяя
ударные и безударные гласные. Совет, приветливо, обед, жёлтый,
коллекция, праздник, тревога, дерево. (Взаимопроверка с доски.)
(Слайд) Задание на внимание: используем буквы записанных слов по
такому принципу: 1 слово – 1 буква, 2 слово – 2 буква, 3 слово – 3 буква и т.д. |
||||
Какие слова
у вас получились? (Праздник, Сретение.) (Слайд) Кто знает, что это за праздник? Иисус Христос родился 7 января – праздник Рождество Христово. Когда исполнилось 40 дней, младенца принесли в храм. (Слайд) Его встретил старец Симеон, который по преданиям жил 300 лет. Этот день празднуется православными крестьянами. Праздник называется Сретение, что означает “встреча”. Сретение символизирует встречу Ветхого Завета с Новым Заветом, принесенную в мир Иисусом Христовом. (Слайд) Православная церковь празднует Сретение 15 февраля. Праздник приходится на середину февраля. В народе считали, что в этот день зима встречается с весной, они борются – кому уходить, а кому оставаться. Морозы чередуются оттепелями, появляются сосульки. С этого дня погода могла преподнести самые разные сюрпризы – то сретенские морозы, то сретенские оттепели. V. Работа по теме урока. |
|||||
1. Прочитаем народные
приметы (Слайд). Если на Сретение оттепель – весна
ранняя и тёплая, если холодно – весна холодная. |
1. (Карточки.) Спишите выделенные предложения, вставляя пропущенные буквы. Дружно з.вут февраль лютым. Г.в.рят: у февраля два друга – метель да вьюга. Тёплый февраль пр.носит холодную весну. Длинные февральские сосульки сулят долгую зиму. Февральский снег весною пахнет, хоть февраль и зли(т, ть)ся, но весну чует. Да ведь он и другой лик имеет. Он – бокогрей: лесному боярину бок согрел в берлоге. |
||||
Музыкальная физкультминутка. | |||||
3. Через тире
(черточку) запишите прилагательные, противоположные по смыслу. Проверяем. Устно поставим эти прилагательные в множественное число. 2. .(Слайд) На доске даны слова. На какой вопрос они отвечают? Докажите. День |
2. Как вы
понимаете значение слов: Лютый – Лик имеет – Сулят – (Работа со словарем в парах.) 3. Объясните правописание пропущенных букв. 4. Подчеркните глаголы, определите число и время.
|
||||
Проверка. Работа в парах. Составьте текст из 3–4 предложений, используя данные словосочетания. Запишите в тетради.
|
2. Поиграем в игру
“Собери корзинку” (в парах). 1-й вариант – весна; |
||||
Проверка. Прочитайте два описания снега. (карточки). Он пушистый, |
Проверка. Записать мини-сочинение по своим опорным словам. |
||||
Назовите признаки, с помощью которых описывается снег. Сравните зимний и весенний снег. Подберите ещё по 3–4 определения к первому и второму описаниям снега. |
|||||
Выписать из понравившегося отрывка имена прилагательные. | Проверка. Прочитайте Слайд.
|
||||
К какой части речи относятся слова из 1 столбика? из 2? Подберите к каждому имени прилагательному из 1 столбика соответствующие глаголы из 2 столбика (устно). |
|||||
Рефлексия. Пора
урок заканчивать и подвести итог. |
Использованная литература.
- Библиотечка “Первое сентября” № 22 2008 г.
- Нефедова Е. А., Узорова О. В. Диктанты и изложения по русскому языку. М., “Аквариум” 1997 г.