В основе метода проектов лежит:
– развитие познавательных умений и навыков учащихся,
– умение ориентироваться в информационном пространстве,
– умение самостоятельно конструировать свои знания,
– умение интегрировать знания из различных областей наук,
– умение критически мыслить.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких лет). Это задача личностно – ориентированной педагогики.
Проектная тематика определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук. То есть практически достигается интеграция знаний.
Использование проектной технологии предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но, с другой стороны. предусматривает хорошо продуманное. обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Учеников предстоит обучать:
– владению коммуникативными навыками,
– обязательности выполнения заданий в указанные сроки,
– взаимопомощи в работе,
– равноправию и свободе в выражении мыслей и идей,
– уважению чужого мнения.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Итог решения такой задачи рассматривается в двух аспектах. Во-первых, это продукт (текст, схема, модель),созданный учащимися. Во-вторых, это качественное изменение участников процесса проектирования, их рост. Таким образом, проектная деятельность неоценима при формировании ценностно-смысловой компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.
Сформулируем основные этапы любого проекта:
1) анализ ситуации,
2) установление приоритетов ценностей,
3) постановка цели,
4) поиск средств, возможных путей решения,
5) решение задачи,
6) анализ полученного результата,
7) представление продукта окружающим.
Задача должна быть сформулирована самими учащимися по результатам разбора проблемной ситуации. Решение проектной задачи принципиально требует работы в малых группах, а также коллективно-распределительной деятельности учащихся. При этом проявляются умения планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
Проектные задачи кардинально меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом. отбор учебного содержания. Современные требования к качеству обучения в компетентностной парадигме результата образования смещают акценты от области знаний к области умений. Целеполагание как основа проекта имеет особое значение в формировании общеучебных умений и навыков. На уроках английского языка проектная работа позволяет моделировать многостороннее общение, это самостоятельно планируемая работа, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (в нашем случае выпуска газеты). Это позволяет осуществить опору на практические виды деятельности.
Для примера возьмём проект “Праздничная газета”. Данный проект в типологии проектов выделяется как практико-ориентированный.
Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности участников. Причём этот результат с самого начала обязательно ориентирован на социальные интересы учеников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, чёткого определения функций , участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь очень важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных или индивидуальных усилий в подготовке и организации презентации конечных результатов, возможных способов их внедрения в практику.
В проекте “Праздничная газета” доминирует предметно – содержательный аспект (литературное творчество, культурологические сведения).
Этапы работы над проектом.
Подготовительный.
Проблемная ситуация: “Нам необходим свой печатный орган на английском языке”.
Выбор темы (анкетирование и беседа определяют тематику: “Праздники”).
Плановые работы.
Определение источников информации(составление списка полезных сайтов).
Планирование способов сбора и анализа информации (во всех классах с 4 по 11, всеми участниками группы, отбор редакционной коллегией.
Определение форм отчёта (например, 2 страницы газеты и звуковое приложение поле конкурса чтецов и песен).
Создание подборки газеты.
Исследовательская деятельность.
Виды заданий для проектной группы.
1. Разработай интервью по вопросам:
Как вы готовитесь к празднику?
Есть ли традиции в твоей семье?
2. Проведи опрос:
Что ты знаешь об этом празднике?
3. Изучение литературных источников.
Собери пословицы по заданной теме.
4. Проба пера.
Напиши небольшой рождественский рассказ.
5. Организация творческих конкурсов.
Приготовь песню или стихотворение на конкурс. Лучшие исполнения будут записаны на диск и выйдут звуковым приложением к газете.
Результаты и выводы.
Анализ информации по содержанию, этике, возрастной адаптации.
Представление готового продукта.
Редактирование, иллюстрации, полемика, организация текстового материала.
Оценка процесса и результатов работы.
Коллективное обсуждение, анализ рейтинга номеров газеты в гимназии.
Редакционная коллегия составлена , решено назвать газету “Праздничная” и выпускать по праздникам. Это своего рода информационный лист о традициях страны изучаемого языка и поле для творчества: стихи, песни.
Разработан перечень материалов каждого номера:
– новости гимназии;
– события в стране;
– традиции празднования;
– интервью;
– стихи, песни собственного сочинения;
– иллюстративный материал.
После очередного конкурса чтецов стихотворений и исполнителей песен появилось звуковое приложение к газете: диск с записями выступающих. Ребята получают диски в подарок вместе с наградами, грамотами дипломами.
Итоги данной проектной работы, выросшей из решения проектной задачи, поставленной учителем:
– формирование информационной компетенции;
– формирование социально-трудовой и коммуникативной компетенций;
– сотрудничество и взаимоподдержка учителя и учащихся;
– активизация познавательной деятельности;
– творческая активность учащихся.
Родители оказывают помощь в тиражировании газеты.
Проектная задача не всегда перерастает в проект. Важно другое – стремление к труду и познанию. В гимназии № 1748 “Вертикаль” работает научное общество, куда каждый ученик может представить свой проект или просто идею, его всегда поддержат и помогут реализовать любые творческие планы.