Цели: обобщить наблюдения учащихся за весенними изменениями в неживой и живой природе; развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями; воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе, бережное отношение к природе.
Оборудование: запись песни “Весенняя капель”, тетрадь, учебник, видеопрезентация.
“Первоцветы”, тетрадь с тестами.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Звучит песня “Весенняя капель”. (Приложение 1)
Пришла весна.
Как хорошо, что пришла к нам весна!
Солнышко светит теперь допоздна.
Дождик прольется, теплый, хороший.
Только наденешь и снимешь калоши.
Сверху набухли у всех на виду
Почки зеленые в нашем саду.
Скоро из почек, клейких, зеленых,
Вылезут светлые листья на кленах.
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О весне.)
– Сегодня мы подведем итоги и обобщим наши знания по теме “Весенние изменения в природе”.
– Почему весну называют утром года? (Природа просыпается.)
– Кто дает команду к пробуждению? (Солнце.)
II. Актуализация опорных знаний.
– Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май.)
– Как изменилось положение солнца? (Солнце выше.)
– Что является следствием изменения положения солнца? (День становится длиннее.)
– Как изменилась температура воздуха? (Температура повысилась.)
– Какие изменения в неживой природе последовали за повышением температуры? (Изменение облачности – больше ясных дней; потепление.)
– Какие осадки характерны для весны? (Дожди.)
III. Изучение нового материала.
1. Март.
- Первый месяц весны – март.
Работа в парах (по тетради с.35, задание 45).
– Нарисуйте положение солнца на небе в полдень. Укажите длительность дня и ночи.
– Как вы думаете, почему ранней весной (в марте) еще холодно, несмотря на то, что солнце уже довольно высоко и световой день увеличился? (Много солнечной энергии расходуется на таяние снегов, льдов и на испарение талой воды.)
2. Апрель.
– Следующий месяц весны – это апрель.
– Апрель называют весной воды, потому, что в апреле начинает интенсивно таять снег на полях и в лесах, что приводит к появлению ручьев, наполнению водой рек.
– Почему говорят: “Весной проснулись реки и леса”? (Когда говорят, что весной проснулись реки и леса, имеют в виду не только весенний шум вскрывающихся рек, всю зиму не слышных подо льдом, и не только ставшие шумными от шелеста распустившейся листвы и от гомона прилетевших птиц леса, но и то, что просыпаются от зимней спячки обитатели водоемов и лесов.)
– Какие опасные природные явления могут происходить весной? (Ледоход, половодье.)
Работа по тетради № 2 (задание 46, с. 35). – Посмотрите на рисунки и скажите, какие природные явления тут изображены. Подпишите. (Половодье, ледоход.)
– О каких мерах предосторожности надо помнить, бывая весной на водоемах? (Нельзя выходить на лед.)
– Итак, что же происходит в апреле в неживой природе? (Дети называют левый столбик, правый – закрыт.)
– О какой природе пойдет наш разговор дальше? (О живой.)
– Что изменилось в жизни растений с приходом весны? (Набухают почки, сокодвижение.)
– Какие цветы появляются? Как они называются? (Первоцветы.)
– Первыми покрываются весенними цветками места, открытые солнцу (на южных склонах холмов, на южных опушках рощ и лесов).
– Посмотрите на некоторые первоцветы. (Приложение 2)
– Итак, еще раз назовите, что происходит в жизни растений в апреле?
(Открывается половина правого столбика таблицы.) Сокодвижение – набухание почек – развертывание листьев – цветение первоцветов.
– Кто захочет, дома можно подготовить сообщение о любом первоцвете.
– Комнатные растения тоже радуются весеннему солнышку.
– Как реагируют комнатные растения на смену времен года? Прочитайте в учебнике на с.5
(1 абзац.) (Начинают активно обновлять листья и корни.)
– Как надо ухаживать за комнатными растениями весной? Ответить на вопрос помогут рисунки в учебнике (с. 5).
– В апреле начинается массовый прилет птиц. Прочитайте в учебнике на с 5 (2 абзац), какие птицы прилетают в апреле. (Трясогузка, журавли, гуси, дрозды, малиновки.)
– Где селятся птицы, прилетевшие к нам весной? (Чинят старые гнезда или строят новые.)
(Открываются следующие строки таблицы.)
Массовый прилет птиц – гнездование.
3. Май.
– Следующий весенний месяц – май.
– Какие изменения в неживой и живой природе происходят в мае? Давайте вспомним пословицы и поговорки о мае.
- В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
- Дождь в мае хлеба подымает.
- Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
- Май – пора сева.
- Май – травник.
– Что бывает в мае в неживой природе, как вы поняли из пословиц?
(Заморозки, дожди.)
– А в живой? (Цветение растений, обилие травы.)
– В чем еще заключаются особенности мая? (Животные спешат продолжить свой род.)
– Посмотрите на схему. Назовите еще раз, что происходит в мае в неживой природе? В живой природе?
- Март с водой, апрель с травой, а май – с цветами – Гласит народная поговорка.
IV. Закрепление изученного материала.
Групповая работа. Выполнение задания в тетради на с. 37, № 51.
Вставьте пропущенные слова.
Проверка.
V. Итог урока.
Самостоятельная работа. Тест с.107. Работа № 11. Вариант 1. Задания с 1 по 5.
Отметьте галочкой правильные ответы.
V. Домашнее задание.
С. 4–7, тетрадь с.36, № 48–49.