Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"

Разделы: Биология


“Лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать”.

Актуальность использования ИКТ в биологии обоснована стандартом среднего (полного) общего образования, информатизацией общества. ИКТ повышает эффективности процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интерактивность, что способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету (Презентация. Слайд 2).

Преимущества использования ИКТ (Слайд 3):

  • Построение открытой системы образования.
  • Индивидуализация учебного процесса.
  • Использование средств компьютерной графики и моделирования.
  • Рациональная организация познавательной деятельности школьников.
  • Формирование системного мышления учащихся.
  • Наглядное представление материала.
  • Представление в удобном масштабе биологических процессов.
  • Эффективная проверка знаний.
  • Многообразие организационных форм.

Применение ИКТ на уроках даёт возможность активизировать познавательный интерес у школьников, развивать их творческие способности, стимулировать умственную деятельность, сделать урок более ярким и увлекательным (Слайд 4).

Компьютерные программы содержат большое количество учебных текстов, иллюстрированный материал, анимацию рисунков, схем, графиков, видеоматериалы.

Компьютерные программы позволяют мне остановиться более подробно на изложении материала, повторно рассмотреть фрагмент урока, быстро осуществить обратную связь и в то же время организовать индивидуальный темп учащихся, игровые формы работы (Слайд 5).

На своих уроках биологии использую ИКТ в трех направлениях:

Направление 1. Работа с программными продуктами.

(Слайды 7–12)

(Учебные электронные пособия; получение дополнительной информации посредством сети Интернет; учебные презентации; мультимедийные пособия и другие).

Направление 2. Работа с наглядными пособиями.

(Слайды13–40).

Наглядность – необходимое и закономерное средство образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в школе. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

ИКТ как наглядное пособие использую в своей работе в форме презентаций, фотографий, анимаций различных процессов жизнедеятельности живых организмов, что позволяет в динамике проследить тот или иной процесс. На своих уроках использую презентации для проверки знаний, сопровождения урока при объяснении нового материала, закрепления полученных на уроке знаний, наглядной демонстрации процесса, корректировки и тестирования знаний.

Использование компьютера при проверке знаний помогает мне проводить на уроке биологии терминологические разминки, читать графики, находить лишние объекты.

Использование компьютера при подаче нового материала решает много задач:

  • повышается уровень наглядности урока;
  • способствует экономии времени и поддержанию высокого темпа урока;
  • у детей развивается познавательный интерес и наглядно-образное мышление.

В своей работе использую компьютер и при закреплении нового материала. Этому способствуют немые рисунки, кластеры, угадывание представителя по рисунку, распределение организмов на группы, нахождение лишнего объекта.

Направление 3. Осуществление контроля посредством ИКТ.

(Слайды 41–51)

При осуществлении контроля знаний на уроках биологии использую следующие задания:

  • закончите предложения;
  • какие утверждения верны?;
  • тестовые задания с выбором одного ответа из четырех, и на установление соответствия.

Так же на уроках биологии привлекаю детей к созданию презентаций и проектов. Данный вид деятельности позволяет ученикам реализовать свои творческие способности,

повышает заинтересованность к предмету, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Ученик приобретает опыт публичного выступления.

Таким образом, информационные технологии позволяют (Слайд 52):

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения; 
  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; 
  • изучать явления и процессы в микро– и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; 
  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью. 

Анализируя опыт своей работы, с использованием ИКТ на уроках биологии, можно с уверенностью сказать, что использование компьютерных технологий позволяет расширить кругозор учащихся по предмету и активизировать все потенциальные возможности учащихся посредством смены видов деятельности. Таким образом, с помощью информационных технологий осуществляется личностно-ориентированный и дифференцированный подходы, создается благоприятная психологическая обстановка на уроке, а самое главное – учитель может осуществить различные виды деятельности и контроля (Слайды 53–55).