Цели урока:
- обучающая – изучить национальный состав населения России, ареалы расселения народов России; познакомиться с особенностями религиозного состава населения России;
- развивающая – развивать умение обобщать и систематизировать знания.
- воспитывающая – воспитать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны, толерантное отношение к другим народам.
Оборудование: стенные карты: “Политико-административная карта России”, “Народы России”; атлас; компьютерная презентация.
Основное содержание: этнос. Этническая территория. Этническая структура населения регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Установите соответствие.
1. Экономически активное население. | А. Постоянное обновление полученных знаний. |
2. Трудовые ресурсы. | Б. Население, занятое в экономике. |
3. Непрерывное образование. | В. Часть населения, способного работать в хозяйстве страны. |
2. Выберите верный ответ. Экономически активное население в России составляет:
а) 55%; б) 85%; в) 95%.
3. Выберите верный ответ. Величина трудовых ресурсов определяется:
а) численностью работоспособного населения;
б) количеством безработных;
в) возрастным составом населения;
г) количеством работающих пенсионеров и подростков.
4. Что мешает использованию в производстве всего трудоспособного населения в вашем населенном пункте?
5. Какое значение в развитии хозяйства страны имеют трудовые навыки населения?
III. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя: Этнос — это исторически сложившаяся общность людей, имеющая единые язык, культуру, хозяйство, территорию, этническое самосознание. Самый главный признак этноса — этническое самосознание человека, т. е. представителем какого народа человек себя ощущает. Этническое самосознание зависит от воспитания, обычаев, религиозной принадлежности, языка и др. Для России характерна мозаичность, многонациональность.
- Сколько народов на территории России? Более 100 (130).
Работа с картой. Учащиеся на основе изучения карты “Народы России” (см. Приложение, с. 266—267 учебника) и рубрики “Читаем карту” (с. 47—48 учебника) устанавливают, какие народы проживают в России, какие из них самые многочисленные. Анализируя карту (рис. 20 на с. 49 учебника), ученики выясняют особенности этнической структуры населения регионов России. Учитель обращает внимание школьников на мозаичность, пестроту этнической карты России и отмечает, что, с одной стороны, значительная часть народов России расселена за пределами своих республик, а с другой — в пределах республик “титульные” народы чаще всего не составляют большинства населения.
Знакомство с национальным составом Иркутской области по материалам переписи 2010 г.
Предлагаются обучающимся кейс-презентации “Бурятский народ”, “Украинский народ”, “Татарский народ” /Презентация/. Эти презентации частично могут быть просмотрены на уроке, и даны для самостоятельного просмотра. Цель: знакомство с культурой народов России.
С конфессиональным (религиозным) составом населения России школьники знакомятся по тексту на с. 50—51 учебника, а учитель дополняет, что число верующих других конфессий невелико. В последнее время отмечается активная миссионерская деятельность представителей нетрадиционных для России конфессий.
IV. Итог урока
Итак, получается, что любой народ неповторим, талантлив. Каждый вносит лепту в формирование Российской государственности, обогащая нашу страну.
На территории России кроме многочисленных народов проживают малочисленные и их много.
Делаем выводы, записывая в тетрадь:
- Россия – многонациональное государство.
- Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических, политических факторов.
- Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.
V. Рефлексия учащихся.
VI. Домашнее задание:
1) изучить параграф 10;
2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа;
3) выполнить задания 6 на с. 11 —12; 15 на с. 14; 41—46 на с. 22—23 тренажера.
Литература.
- Е.А.Жижина. Универсальные поурочные разработки по географии. – М.: “Вако”, 2006г.
- С.А.Малиновская. География 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В.Николиной. – Волгоград . “Учитель”, 2006г.
- В.В.Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя. – М.: “Просвещение”, 2009г.