О воспитании чувства сострадания у младших школьников

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Цель: помочь родителям осознать актуальность проблемы воспитания сострадания как одной из основных нравственных черт человека, активизировать работу родителей по воспитанию чувства сострадания у младших школьников, вовлечь каждого родителя в решение этой проблемы.

Задачи:

  • Рассказать родителям о результатах исследования уровня сострадания учащихся 2 “д” класса.
  • Скоординировать совместную деятельность родителей, учителя начальных классов по воспитанию чувства сострадания у младших школьников.

Ход собрания

1. Вступление.

- Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о воспитании чувства сострадания у наших детей.

Педагогические наблюдения, собственные исследования позволяют сделать весьма неутешительные выводы: нравственно здоровых детей, для которых доброта, оказание помощи, сострадание, сорадость, милосердие являются потребностью, становится меньше.

В словаре Даля дается следующее определение "сострадания": жалость к другому, соболезнование, сочувствие [4]. В словаре русского языка сострадание – сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастием другого человека [5]. В словаре Ожегова дается подобное определение.

Сострадательным человеком называют того, кто в трудную минуту умеет пожалеть и посочувствовать другому. Когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить и успокоить [2].

Младший школьный возраст – сензитивный период для формирования нравственной сферы личности, в том числе и чувства сострадания.

Новообразованиями младшего школьного возраста являются личностная и интеллектуальная рефлексия. На момент прихода в школу отношения школьников друг к другу регламентируются в основном нормами "взрослой" морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, к 9-10 годам на первый план выступают нормы, связанные с качествами настоящего товарища.

Характерной особенностью детей младшего школьного возраста является их эмоциональная отзывчивость, которая приобретает новые черты.

Исследования Т.П. Гавриловой свидетельствуют о том, что в младшем школьном возрасте сострадание по форме смещается в сторону сопереживания, причём ярко проявляются сострадательные эмоции к животным и меньше - к сверстникам и другим людям [3].

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства, к которым относится и чувство сострадания.

Какими же методами и приемами можно воспитывать сострадание в детях?

Это: беседа, убеждение, наблюдение эмоционально-нравственных ситуаций в жизни, анализ фильмов и прочитанных книг, включение детей в специально создаваемые ситуации нравственного выбора, использование различных видов деятельности, направленных на заботу о младших, пожилых, одиноких людях.

Хочу познакомить Вас с пособием по воспитанию детей в семье и школе М.А. Андрианова “Философия для детей в сказках и рассказах”. Эта книга предлагает юным читателям и их родителям заново открыть для себя науку о человечности. Она системно и поэтапно знакомит с общечеловеческими ценностями, формирует духовную основу для мудрого и высоконравственного поведения в будущем.

Книга учит ребёнка не только размышлять о разных сторонах жизни, она способствует глубокому проникновению в себя и в сложный мир межчеловеческих отношений.

Материалы этой книги я использую на классных часах, обсуждая услышанное, дети восполняют нехватку извечных и крайне необходимых общечеловеческих знаний.

- Скажите, какие из методов используются вами в семейном воспитании и насколько успешно.

- Какие затруднения вы испытываете в нравственном воспитании своих детей?

Но самым действенным методом является личный пример родителей.

Недаром Сенека говорил: “Трудно привести к добру нравоучением, легко - примером”. (Воздействие примером основывается на заложенной в ребенке от природы склонности к подражанию).

Теме воспитания в детях чувства сострадания и чуткости к проблемам окружающих людей был посвящен классный час, прошедший 1 октября, в Международный день пожилых людей.

Продолжением классного часа стала поездка в Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов “Ветеран”, в которой приняли активное участие и родители учеников.

Каждый ребенок смог сделать маленький подарок, от всего сердца, бабушкам и дедушкам.

Здесь ребята, общаясь с людьми преклонного возраста, смогли лично убедиться, как немного нужно для того, чтобы их глаза зажглись огоньком радости и надежды.

Дети с живым интересом общались с бабушками и дедушками, живущими в интернате. Особенно запомнилась всем нам Валентина Самохвалова - баба Валя, как ее здесь называют. Она шутила, рассказывала истории и даже спела хором с ребятишками песню “Солнечный круг”. История ее жизни, как и многих живущих здесь стариков совсем невеселая: баба Валя потеряла всех своих близких и осталась совсем одна. Ее семьей и домом стал интернат.

Были и фотографии на память и обещание приехать в гости еще не раз.

В этой поездке приняла участие мама Кардашова Магомеда. Вот её мнение:

- Пока мы молоды, мысль о старости кажется нам такой далекой и даже невозможной. Нам кажется, что мы будем всегда молоды, но жизнь быстротечна, годы проходят быстро, и в какой - то момент человек начинает понимать, что он пополняет ряды бабушек и дедушек.

И главная миссия для нас, взрослых – привить чувства любви, уважения и почитания к людям преклонного возраста подрастающему поколению - нашим детям.

Погружаясь каждый новый день в рутину дел, в погоне за материальными благами, мы, родители, частенько ловим себя на мысли, что мы что-то упустили, кому-то недодали душевной теплоты, не подставили свое плечо.

Так будем же человечны, перестанем делить невзгоды на свои и чужие, и научим этому наших детей.

Перед родительским собранием с целью выявления уровня развития сострадания у младших школьников во 2 “д” классе МБОУ “Гимназия №1” им. С.М. Омарова г. Махачкалы было проведено исследование. Выборку составили 38 учеников второго класса, среди которых 17 девочек и 21 мальчик. Были использованы следующие методики: структурированное интервью по ситуациям, активизирующим чувство сострадания, методика экспресс-диагностики, эмпатии И. М. Юсупова.

2. Структурированная беседа.

Первая методика позволила выявить следующее:

По результатам структурированной беседы мною было определено процентное соотношение распределения детей по степени сострадания:

  • Высокая степень проявления сострадания – 21%;
  • Средняя степень проявления сострадания – 62%;
  • Низкая степень проявления сострадания – 17%.

Следует отметить, что наиболее высокие результаты были получены по шкале проявления сострадания к животным, чуть меньше по шкалам: проявление сострадания к родным, к героям художественных произведений. Полученные данные во многом соответствуют возрастным особенностям развития, в данном возрасте высока степень эгоистичного поведения, а потому проявление сострадания к сверстникам, знакомым и незнакомым людям имеет низкую степень сформированности. Однако в целом по выборке преобладает средняя степень проявления сострадания.

По результатам методики экспресс-диагностики, эмпатии И.Юсуповамы определили:

  • Высокая степень эмпатии –13%;
  • Средняя степень – 50%;
  • Ниже среднего – 26%;
  • Низкая – 11%;
  • Очень низкая – 0.

3. СОСТАВЛЕНИЕ БУС.

- А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам заглянуть в себя. Перед вами бусины:

  • Белые – “я человек сострадательный, проявляю сострадание всегда и ко всему живому”
  • Желтые – “я думаю о сострадании, но не всегда его проявляю”
  • Красные – “я считаю, что не все в этом мире достойны сострадания”

Выберите ту, которая отражает ваши взгляды.

А ВОТ КАКИЕ БУСЫ ПОЛУЧИЛИСЬ У РЕБЯТ.

Правда есть о чем подумать? (Сравнение бус)

При воспитании нравственной сферы личности необходимо уделять особое внимание развитию чувства сострадания, способности проявлять эмпатию не только по отношению к родным и близким, но и ко всему окружению. Наиболее ярко проявляются сострадательные эмоции к животным, потом к родителям, и меньше - к старикам, сверстникам и другим людям.

4. Рефлексия.

Давайте подведем итоги нашего разговора:

Продолжите, пожалуйста, фразу:

В ходе сегодняшнего разговора я пришел к мысли о том...

Итак, сострадание – это не только сочувствие другому человеку по поводу его проблем, но это и помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить, или хотя бы желание помочь.

Закончить родительское собрание хочется словами Андрея Дементьева:

Пока мы боль чужую чувствуем
Пока живёт в нас сострадание
........................................
Есть нашей жизни оправдание.

- Спасибо за сотрудничество.

Библиографический список.

  1. Андрианов, М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе / М.А. Андрианов// – Минск :Букмастер, 2012. – 280 с.
  2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1975. – 254с.
  3. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста/Т.П. Гаврилова// Вопросы психологии. –1974. № 5, С. 107 – 114.
  4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4х тт.Т.4. С-Х./В. Даль// – М.: ОЛМА-Пресс, 2004. – 567 с.
  5. Словарь русского языка в 4-х тт.Т.4. под ред. А.П. Евгеньевой. 3-у изд.М.: Русский язык, 1985-1989. Т.4.С-Я.