1 класс
Сентябрь:
- Диагностика.
- Речь (устная и письменная) – общее представление.
- Предложение и слово. Речь-предложение-слово-слог.
Октябрь:
- Слог, ударение. Деление слов на слоги, ударение, количество слогов.
- Звуки и буквы. Гласные и согласные (твёрдые и мягкие, глухие и звонкие). Выделение в словах отдельных звуков, выделение ударных слогов, соотнесение со схемой. Знакомство с буквами а,о,и,ы,у. Правильное соотнесение звуков и букв.
- Согласные и гласные звуки и буквы, обозначение твёрдости и мягкости.
- Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву.
Ноябрь:
- Составление слов из букв и слогов разрезной азбуки (после предварительного анализа и без него). Обучение чтению слов, коротких предложений и текстов.
- Обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров, бордюров непрерывным движением руки.
- Знакомство с начертанием больших и маленьких букв, основными типами соединений, обозначение звуков буквами рукописного шрифта. Написание букв и их соединений в словах, слов на строке, предложений (после предварительного разбора, затем самостоятельно).
Декабрь:
- Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка при помощи сличения с образцом и послогового орфографического чтения.
- Большая буква в начале предложения, точка в конце. Большая буква в именах людей и кличках животных.
- Безударные гласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Расширение словарного запаса. Правильное употребление слов (предметов, признаков, действий), объяснение их значения.
Январь:
- Диагностика.
- Расширение обобщающих понятий.
- Развитие умения посредством слова точно и грамматически правильно излагать собственные мысли.
Февраль:
- Омонимы, синонимы, антонимы, образные выражения (без терминологии).
- Построение правильного пересказа знакомой сказки или небольшого рассказа.
- Составление по картинке или серии картинок определённого количества предложений или небольшого рассказа.
- Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Март:
- Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов.
- Составление рассказа по его началу или концу.
- Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету предложенному учителем
Апрель:
- Упражнения детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.
- Практическое применение правил о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу, о большой букве в именах людей и кличках животных, о написании предложений.
- Понятие о речи и её значении в жизни.
- Составление предложений на определённую тему по картинке, устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям.
Май:
- Знакомство с речевой этикой. Культура общения. Слова приветствия и прощания.
- Слова с непроверяемыми написаниями: воробей, корова, Москва, ребята, учитель, ученик
- Диагностика.
2 класс
Сентябрь:
- Диагностика.
- Звуки и буквы. Гласные и согласные, мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я. Различение й и и.
- Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
Октябрь:
- Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова между согласными.
- Слог, деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Перенос слов с буквами й,ь.(майка, мальчик).
- Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова (глаз-глаза, луг-луга).
- Ударение. Выделение ударных и безударных слогов в слове. Правописание безударных гласных в словах .
Ноябрь:
- Двойные согласные в простейших словах. Разделительный мягкий знак.
- Алфавит. Название букв. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарём учебника.
- Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что? Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделал? Умение ставить вопросы к словам.
Декабрь:
- Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек.
- Предлог. Раздельное написание со словами наиболее распространённых предлогов (в, из, к, на, от, по, с, у).
- Общее понятие о корне слова. Однокоренные слова. Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразным написанием корней (корм-кормить-кормушка, лес-лесник-лесной).
- Правописание глухих и звонких согласных в корнях слов.
Январь:
- Диагностика.
- Упражнения в формировании умения пользоваться словарём, данным в учебнике
- Членение речи на предложения. Выделение в предложении слов, обозначающих о ком или о чём говорится, что говорится.
Февраль:
- Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
- Связь слов в предложении (по вопросам).
- Наблюдение за значением предложений, употребление в конце предложений точки, вопросительного, восклицательного знаков.
- Составление предложений, запись простых предложений, предварительно проанализированных в классе.
Март:
- Речь и её значение в жизни. Наблюдение за особенностями устной и письменной речи.
- Текст. Вычленение опорных слов в тексте. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Определение темы текста. Выделение частей текста. Озаглавливание небольшого текста и его частей.
- Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя текста по вопросам.
- Составление и запись предложений (по вопросам, по сюжетной картинке).
Апрель:
- Коллективное составление небольшого рассказа (сочинения) о труде, играх, учёбе, увлечениях.
- Звуки и буквы. Звонкие, глухие, двойные согласные, ударные и безударные гласные, обозначение их буквами.
- Разделительный мягкий знак. Слова, обозначающие предметы.
- Слова, обозначающие признаки предметов.
Май:
- Слова, обозначающие действия предметов.
- Текст.
- Диагностика.
3 класс
Сентябрь:
- Диагностика.
- Звуки и буквы. Звуки гласные, согласные, их обозначение буквами. Ударение, различение ударных и безударных слогов. Перенос слов. Слоговой и звукобуквенный анализ слов, его роль в формировании письма без пропусков, замены, искажений, перестановки букв.
- Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Двойные согласные.
Октябрь:
- Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
- Предложение, главные члены предложения
- Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании.
- Корень, однокоренные слова. Окончание. Правописание парных звонких и глухих согласных , непроизносимых согласных в корне слова. Правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением, в корне слова.
Ноябрь:
- Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под- и в соответствующих предлогах. Умение отличить приставку от предлога. Разделительный твёрдый знак.
- Суффикс. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами. Умение находить суффикс в простых по составу словах.
- Общее знакомство с частями речи: существительным, прилагательным, глаголом, местоимением, предлогом.
Декабрь:
- Имя существительное, его значение, вопросы. Род имён существительных (мужской, женский, средний). Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное).
- Изменение имён существительных по падежам в единственном числе (склонение), умение различать падежи.
- Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь-нож, ночь-мяч, вещь-плащ, мышь-камыш).
- Имя прилагательное, его значение, вопросы. Изменение по родам, числам, при сочетании с существительными.
Январь:
- Диагностика.
- Правописание окончаний –ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.
- Глагол, его значение, вопросы. Изменение глагола по временам ( настоящее, прошедшее, будущее). Не с глаголами.
Февраль:
- Словарные упражнения. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Слова близкие и противоположные по смыслу. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли.
- Словосочетание. Связь слов в словосочетании, в предложении по вопросам.
- Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания), восклицательные по интонации.
- Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды).
Март:
- Упражнения в составлении предложений с изученными частями речи и их распространение второстепенными членами.
- Текст. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание. Составление плана текста сюжетного характера под руководством учителя
- Изложение текста повествовательного характера по готовому или коллективно составленному плану.
Апрель:
- Сочинения устные и письменные по серии сюжетных картин, по одной картине, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту.
- Текст и предложение. Предложения повествовательные, побудительные и вопросительные. Восклицательные предложения.
- Состав слова.
- Правописание звонких, глухих, непроизносимых , двойных согласных, безударных гласных в корнях слов.
Май:
- Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
- Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
- Диагностика.
4 класс
Сентябрь:
- Диагностика.
- Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения.
- Звуки, буквы, слог, ударение. Звукобуквенный анализ слов более сложной слоговой структуры.
Октябрь:
- Состав слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Разделительный ь.
- Части речи: существительное, прилагательное, глагол, предлог.
- Имя существительное. Три склонения имён существительных. Словарные упражнения. Выбор сходных и противоположных по значению имён существительных, имён прилагательных, глаголов при составлении предложений. Выбор наиболее точного и яркого слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
- Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 и 3-го склонения в единственном числе, кроме имён существительных на –мя, -ий, -ие, -ия..
Ноябрь:
- Склонение имён существительных во множественном числе. Упражнения в правильном употреблении предлогов с именами существительными в различных падежах
- Имя прилагательное. Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода. Склонение имён прилагательных во множественном числе.
- Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе, кроме имён прилагательных с основой на шипящие, -ц, -ий; оканчивающихся на -ья,-ье, -ов, -ин.
Декабрь:
- Местоимение. Местоимения 1,2, и 3-го лица единственного и множественного числа.
- Раздельное написание предлогов с местоимениями. Употребление местоимений в речи.
- Глагол. Общее понятие о неопределённой форме глагола.
- Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Январь:
- Диагностика.
- Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме “I и II спряжение глаголов”.
- Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
Февраль:
- Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
- Словарные упражнения. Выбор сходных и противоположных по значению имён существительных, имён прилагательных, глаголов при составлении предложений. Выбор наиболее точного и яркого слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
- Предложение. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и (без перечисления), а, но и без союзов; интонация при перечислении, запятая при перечислении.
- Составление предложений с однородными членами.
Март:
- Текст. Тема и основная мысль текста. Строение (композиция) текста.
- Составление плана к изложению и сочинению (коллективное и самостоятельное). Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно и самостоятельно составленному плану. описания и рассуждения.
- Сочинение повествовательного характера по картине, эпизодам кинофильма. Небольшой рассказ с элементами.
Апрель:
- Текст и предложение.
- Состав слова.
- Правописание звонких, глухих, двойных согласных, безударных гласных в корне слова.
- Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.
Май:
- Правописание личных окончаний глаголов.
- Повторение.
- Диагностика.