ФГОС НОО - новые Стандарты, выделив в отдельную группу метапредметные результаты, поставили перед учителем глобальные задачи, связанные с развитием личных качеств, способностей, умений.
Что же нужно изменить учителю в своей деятельности, чтобы на уроках эффективно развивать метапредметные умения? С чего начать? Я считаю, что решение этого вопроса можно начать с анализа своего методического багажа и личностного ресурса.
1. Для того чтобы работать профессионально, мне нужно поставить реальные цели, то есть ответить на вопрос: какие метапредметные умения я развиваю у детей в этом учебном году?
Для того чтобы поставить реальные цели в соответствии с возрастом ребенка, мне нужно разобраться, что же это такое - метапредметные умения, то есть иметь представления о сути тех или иных умений и понятий.
Для того чтобы реализовать свои профессиональные задачи, мне нужно знать, как я могу это развивать, то есть мне нужно найти, освоить или создать метод.
Для того чтобы эффективно развивать эти умения, мне нужно посмотреть на ресурсы каждого предмета: найти в своих УМК тот материал, на котором можно будет сделать все наиболее органично для ребенка, то есть мне нужно провести анализ развивающих ресурсов предмета и урока.
Для того чтобы реализовать все это, мне нужно честно и самокритично (независимо от возраста и квалификации) проанализировать свои профессиональные возможности, то есть оценить себя как специалиста и ответить, какие дополнительные знания и профессиональные умения необходимо освоить, чтобы - решать новые задачи.
Итак, это были шаги по анализу методического багажа. Но одного этого мало, так как новые Стандарты - программный документ, который затрагивает и мировоззрение педагога. Поэтому в настоящее время так важно осознать свой личностный ресурс.
Анализ педагогической практики в условиях реализации нового стандарта показывает, что в настоящее время многими учителями не осознана основа построения уроков в деятельностном ключе.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте считается ведущей. В школьном обиходе постоянно используются такие термины, как “учебная деятельность”, “учебная работа”, “учебное занятие”. Они преподносятся как синонимы. В учебной практике все равно, как назвать, — “учебная работа” или “учебная деятельность”. Однако деятельностью может быть названа не всякая активность человека, а только такая, которая приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового. Учебная задача — это не любое задание, выполняемое детьми на уроке. Учебная задача — понятие, введенное в психологию обучения авторами теории учебной деятельности Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, и оно означает только такую задачу, решая которую дети открывают общий способ действия для целого класса задач. Единицей проектирования и анализа учебного процесса должен стать период (а не отдельный урок), включающий постановку, решение учебной задачи и применение открытого способа для решения большого круга частных задач. Потому учитель должен готовиться не к отдельному уроку, а к системе уроков.
Конкретный урок должен строиться в зависимости от его места в цикле постановки и решения детьми учебной (или какой-либо другой) задачи;
Каждый следующий урок проектируется учителем исходя из предыдущего.
Итак, начинаю с фаз учебного года.
Фазы учебного года.
Сентябрь | Фаза совместного проектирования и планирования учебного года. |
Октябрь – апрель | Фаза постановки и решения учебных задач |
Май | Рефлексивная фаза |
Июнь | Аналитическая фаза |
Фаза совместного проектирования и планирования учебного года.
1. Провожу стартовую диагностическую работу по основным предметам (по тексту итоговой работы за предыдущий год) 2-3 сентября.
- Оценку не выставляю
- Родителей не ставлю в известность.
2. Далее провожу уроки коррекции на основе диагностической работы
Учащимся, которые не ликвидировали ошибки даю индивидуальное домашнее задание.
3. В 20-х числах сентября составляем карту знаний по всем предметам (Приложение 1).
4. Определяем, что мы знаем, ставим +, -. Те темы, которые неизвестны и есть темы на этот год.
5. Представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции знаний. Каждый ребенок перед классом представляет, что ликвидировал.
СЕНТЯБРЬ
Стартовая работа.
Коррекция
Планирование – составление карты знаний
Защита ликвидации проектов.
Фаза постановки и решения учебных задач (октябрь - апрель)
1. Постановка учебных задач – создание ситуаций разрыва.
2. Преобразование условий задач.
3. Конкретизация общего способа – решение частных задач.
- ТДР (тематическая диагностическая работа) на “входе” (задания по каждой отдельной операции для точечной диагностики затруднения).
- Коррекционное учебное занятие по выявлению причин пробелов учащихся и их ликвидация.
- ТДР на выходе” и учебное занятие.
- Проверочная работа №1 (первая работа по теме, потом анализ ошибок) и №2.
4. Выход на постановку новой учебной задачи.
Весь процесс управления учебно - воспитательным процессом строить на основе "видения ребенка". На уроках необходимо создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития способностей и самоопределения учащихся.
Основной метод организации учебной деятельности учащихся через постановку учебной задачи.
Составляющая метода.
1. Совместная постановка учебной задачи (вместе выйти на тему, задачу).
2. Совместное решение учебной задачи (поиск).
3. Совместная оценка (активный с самого начала урока).
4. Учебная задача возникает в ходе практического действования. Обнаруживается разрыв, который может быть преодолен отысканием нового способа действования.
Структура урока
I. Постановка учебной задачи урока.
Создание ситуации успеха (что знают, актуализация).
Создание ситуации разрыва.
Формулировка учебной задачи учащимися и учителем.
II. Решение учебной задачи.
Конструирование (поиск) нового понятия (способа действий).
Действие пробы по применению открытого способа.
III. Рефлексия.
I Постановка учебной задачи урока.
1. Создание ситуации успеха.
- Учитель предлагает конкретно практические задачи, решаемые известным способом.
- Учащиеся решают предложенную задачу и оценивают степень своего владения старым способом.
2. Создание ситуации разрыва.
- Дается практическая задача, по внешним признакам близкая к той, которая вызвала ситуацию "успеха", но не решаемая ранее усвоенным способом.
3. Формулировка учебной задачи.
- Определение границ различий старого способа действий.
- Попытка фиксации возникшей проблемы.
- Формулировка учебной задачи, принятие детьми учебной задачи.
Технологические карты по типам уроков.
При проектировании учебной темы необходимо точно ответить для себя (учителя) на вопрос: что должно произойти с ребенком в ходе изучения этой темы? Какие универсальные учебные действия будут формироваться. Другими словами, следует определить результат урока.
При разработке уроков, учитель должен помнить:
- прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию необходимости его появления;
- не вводить знание в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез;
- дети сами должны ставить цель урока. Учитель не имеет права сообщать цель урока сам. К тому же цель урока должна быть обращена к детям, стать их целью.
В работе использую следующие технологические карты. (Приложение 2)
- Учитель на уроке — равноправный партнер, поэтому важно дать возможность учащимся самим вести урок. Учитель управляет ведением урока и только в определенных местах “обозначает” себя для высказывания своей точки зрения, предложения и т. п., которая оценивается классом наравне с другими точками зрения.
- Монологическая речь учителя на уроке должна быть практически не слышна. Он имеет право на уточняющий вопрос, постановку задачи, комментарий, оценочное суждение (в последнюю очередь), реплики.
- Диалог должен вестись только при обсуждении поиска. Задача учителя не дать “заболтать” урок общими разговорами про что-то. Должно быть действие и его обсуждение.
- дети на уроке должны работать самостоятельно, вести самостоятельный поиск поставленной учебной задачи.
- Учитель не должен жестко придерживаться написанного заранее плана, он должен идти за детьми, в нужном месте поворачивая их к цели урока. Возможно переопределение цели урока, если явно видно, что дети не готовы принять ее или имеется несогласие с ней.
- Все догадки, вопросы, открытия детей в ходе урока должны быть в обязательном порядке зафиксированы (на “карте знаний”, доске “достижений”, в тетрадях “открытий” и т.п.).
- В конце урока дети должны вернуться к поставленной в начале урока задаче. Учителю целесообразно иметь в запасе определенные средства, с помощью которых можно проверить, что получилось или не получилось в ходе урока. Задавать в конце урока вопросы типа: “Дети, что нового мы с вами сегодня узнали на уроке?” или: “Что нового вы открыли сегодня на уроке?” — не рекомендуется. Обычно ответы на такие вопросы носят формальный характер. Увидеть, что произошло с детьми в ходе урока, можно только через организацию практического действия.
- На каждом уроке должны быть рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на вопрос самообучения: чему мы учимся?
Приемы постановки учебных задач
Через организацию ситуаций: знаю, не знаю; умею, не умею.
Например:ученику предлагается проверочная работа, “ситуация успеха” - дети справляются, дают оценку себе “мы умеем”. Учитель предлагает новое задание и они не могут решить, кто-то не знает, а если кто-то знает он объяснит, а если все не знают.появляется учебная задача.
Постановка вопросов.
- Открываем учебник.
- Как называется тема? Читают в учебнике.
- Какие вопросы возникают в связи с изучением этой темы? Дети задают вопросы, учитель фиксирует на доске или печатает на компьютере, выводит на экран. (Заранее нельзя готовить).
- На какие из этих вопросов мы не можем дать ответ? Дети отвечают, учитель вычеркивает. Всегда остается вопрос, на который нельзя дать ответ. Это и есть учебная задача – найти ответы на эти вопросы. Учитель предлагает поискать ответы в учебнике или пообсуждать, если сейчас не могут, поискать дома, дать источник, но не давать готовой информации.
Рассмотрение разных позиций.
Возникает вопрос кто действительно прав – возникает учебная задача.
Прием ловушки.
Подкидываем “ловушки” разного рода и когда не могут решить возникает учебная задача.
Анализ ситуаций
Например: любую тетрадь взять, показать.
- Посмотрите, проанализируйте (2 клетки не пропущено, неверные исправления…) – вот этому будем учиться, это и будет наша учебная задача.
Рефлексия предыдущих решений.
Каждый урок является продолжением предыдущих уроков. – Вспомним предыдущее занятие.
- Что хорошо получилось? – Что не получилось? – Так чему будем учиться? – Какая будет учебная задача?
Дается стартовая работа, ребенок сам отмечает, что может выполнить, а что нет. Это и есть учебная задача.
Учебная задача обязательно фиксируется на доске: словесная, знаковая, символами, моделями…
Вопросы учителей при постановке учебной задачи. (Приложение 6)
Планирование действий
Происходит через вопрос, а как мы это будем делать?
Дети предлагают, учитель фиксирует. Потом спрашивает – что сначала? – устанавливается порядок,возникает алгоритм. По каждому пункту алгоритма вопросы: - зачем будем делать?
- Почему?
- К какому результату должны прийти?
- Получилось или нет?
А если действовать по плану, получилось?
Определение средств.
Определение критерий, оценивание результатов.
- К какому результату должны прийти?
- Как оценивать?
Выбор содержания. Предлагать разные задания. (В вводном уроке лучше 1 задание, а выбор заданий на уроке отработки)
Обсуждение решения самостоятельного поиска.
Договор взаимодействия.
- Давайте договоримся, как мы будем обсуждать и фиксировать эти нормы на доске.
А) сначала индивидуальная работа (самостоятельная),
Б) потом обсуждают свое решение в паре или группе,
В) затем общее обсуждение.
Сравнение “Я” с другим “Я”. Должны быть аргументация, доказательство.
Коррекция действий.
Постановка вопроса к себе:
- Что мне нужно сделать чтобы получить положительный результат.
- Какие действия я должен выполнить?
1. Обращение к другому “Я” при необходимости.
2. Оценка себя по общепринятым критериям.
- Сначала себя оценить
- Потом другого оценить.
- Снова себя оценить. Возможно заметим ошибки.
Как самим открывать знания. Алгоритм проблемного диалога.
Выявите противоречия, которое мешает понять ситуацию, действовать. Например: недостаток информации.
Сформулируйте проблему, задачу, вытекающую из противоречия (как правило, в виде вопроса).
Продумайте версии решения проблемы.
Вспомните то, что пригодится для решения проблемы
Наметьте план решения проблемы, источник для поиска новой информации (книги, интернет, взрослые…).
Осуществите поиск решения по плану (открыть новые знания, понятия, закономерность или новый порядок действий).
Выразите решение проблемы в виде краткого вывода. Я считаю… Потому что…
Сверьте результат с поставленной проблемой – сделайте вывод о ее решении или не решении.
Этапы учебного диалога
Постановка вопроса (включение каждого, определение темы, потребности на узнавание темы).
Решение поставленного вопроса (обмен позициями для построения понимания предметов мысли).
Рефлексия (устанавливается соотнесение с поставленным вопросом и результатом его решения, осознается способ решения).
Технология филосовского диалога. (Приложение 3)
Правила ведения диалога
Слушаем одного.
Молчим.
Выражаем свое отношение к сказанному знаками: +, -, ?
Выслушиваем мнения других “Я”.
Если хочу выразить мысль, то думаю, как мне это сказать.
Доказываю, аргументирую свою позицию.
Соглашаюсь, если я не прав.
Если не соглашаюсь, то доказываю примерами.
Как научиться оценивать свои успехи и признавать ошибки.
Алгоритм обучения самооценке
1. В конце каждого урока отмечай свое настроение с помощью значков-символов, о которых договорились в классе.
2. Оцени задание, выполненное тобой письменно. Отметь, что у тебя стало получаться лучше, аккуратнее, чем раньше. Можно разукрасить.
3. Попробуй оценить свой ответ по плану:
План самооценки
А) Какое было задание?
Б) Ты смог его выполнить?
В) Правильно или с ошибкой?
Г) Сам или с чьей-то помощью?
3. Научись видеть свои ошибки, признавать помощь других. Это поможет тебе исправит ошибки, не допускать их снова.
4. Научись признавать неудачу. Если задание не удалось выполнить совсем, это не страшно, просто ты будешь знать, что нужно подготовиться и выполнить это задание.
5. Научись самостоятельно оценивать свой ответ по плану самооценки (без помощи учителя).
Алгоритм самооценки
Вспомни, что нужно было сделать в задаче, какая была цель, что нужно было получить?
Сверь задание и результат, сделай вывод – найдено ли решение, ответ?
Определи: справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем?).
Вспомни, справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем?).
Определи, каков был уровень задачи (задания).
?=? Необходимый уровень – “хорошо, но не отлично”, такие задачи мы уже решали много раз, понадобились только старые изученные знания.
?=/? Повышенный уровень – “отлично”. В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны старые знания в новой ситуации, либо новые только сейчас изученные знания)
?_? Максимальный уровень – “превосходно”, такие задачи никогда не учились решать или использованы знания, которые мы вместе никогда не изучали.
Поставь себе отметку, исходя из продемонстрированного уровня успешности (каждый уровень может быть достигнут полностью или частично)
Приемы оценки
- Взаимоконтроль, взаимооценка, в парах, в группе, взаимопроверка.
- Самостоятельный выбор заданий по уровню сложности.
- Сверка с эталонным образцом.
- Работа под копирку (один экземпляр учителю, другой ученику: проверяют и оценивают свои варианты).
- Без ошибкой, но с отметкой. Проверенные работы возвращают ученикам только с отметкой. Задача ученика понять, почему отметка такова, найти ошибки, которые привели к снижению балла.
- Без отметки, но с ошибками. В проверенной работе учитель указывает только ошибки, а ученик ставит отметку.
- Без отметок и без ошибок. Проверенные работы выдаются без признаков учительской оценки. Все свои пометки учитель оставляет в своей рабочей тетради. Ученику предлагается исправить ошибки и поставить себе отметку.
- Выбор задания, с которыми ученик лучше всего справляется.
- Оценочная шкала.
- Рефлексивные вопросы.
- Договор в начале четверти с заявкой на итоговую отметку.
- Рейтинговый (накопительный).
- Именные сертификаты.
- Жетонная система (только по итогам года).
Основной упор на самооценку учащихся, сначала ученик, потом учитель. В журнал выставляются только отметки за итоговые работы по разделу.
1 раз в неделю обязательная работа с портфолио.
Составляется план работы на неделю.
Как определить свою оценку по уровню успешности. (Приложение 4)
Технологическая карта проектной деятельности. (Приложение 5)
Алгоритм проектной деятельности. Как осуществит свой проект.
Познакомимся с общей темой проекта класса.
Выбери свою тему в рамках общей темы (подтему, которая раскрывает общую тему)
Собери информацию к своей теме.
Оформи информацию на 1-2 листах (на альбомном листе запиши свою тему, краткую информацию, приклей фото, рисунки). Листы всех групп сошьем.
Выбери как ты будешь использовать собранную информацию: сделаешь поделку, подготовишь мероприятие, создашь книгу, решишь какую-то проблему…).
Выполни свой проект (приготовь все необходимые предметы…).
Представь свой проект публике вместе с другими ребятами.
Как работать в группе (алгоритм).
Выбираем организатора группы. (координатора).
Знакомимся с заданием, обсуждаем.
Каждый член группы формирует общую цель работы, что надо получить в результате.
Распределяем работу (задания, роли) между членами группы:
информатор – ищет информацию;
фиксатор – записывает кратко;
оформитель – создает схему, таблицу, …;
оратор (рассказчик) – устное выражение решения группы.
Каждый член группы выполняет свою часть работы.
Обсуждаем результаты работы каждого, оформляем общий результат работы в группе.
Решаем, как будем представлять результат работы всему классу. (все вместе, по очереди, отдельные представители группы, роль каждого выступающего)
Представляем результат работы группы.
Алгоритм рефлексии (неоконченные предложения). (Приложение 7)