Логопедические минутки как одно из средств профилактики и развития речи у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


На логопункте, целью работы которого является оказание коррекционной помощи детям в возрасте с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, количество детей с нарушениями речи не уменьшается. Сегодня это обусловлено и медицинскими показаниями, и социальными факторами, и сегодняшней реальностью.

Логопеды-практики находят все новые и новые средства речевой коррекции, которые были бы минимальны по времени, и максимальны по пользе, и несли в себе, прежде всего, профилактическую составляющую…

Сегодня, увы, трудно найти ребенка, который в той или иной степени, не имел бы трудностей в овладении речью.

В условиях логопедического пункта массового дошкольного учреждения охватить всех детей, имеющих речевые нарушения или предпосылки к развитию последних, на практике почти невозможно. Поэтому появляется острая необходимость осуществления профилактической работы со всеми детьми, с целью предупреждения и профилактики нарушений речи, как на более ранних возрастных этапах, так и используя эту работу с детьми уже имеющими речевые проблемы.

Я, как логопед-практик, за время 20-летней деятельности с дошкольниками, имеющими различные речевые нарушения, выработала свою систему работы по профилактике речевых нарушений с детьми, активизируя и призывая на помощь прежде всего родителей, а также вовлекая и родителей, и педагогов в процесс систематической и ежедневной профилактики речевых нарушений.

Этот процесс выполняется посредством небольших по времени, но насыщенных по содержанию логопедических пятиминуток, группы речевых игр и упражнений с детьми дошкольного возраста, как на занятиях, так и во время досуговой деятельности в детском саду и дома. Но об этом чуть позже.

Возможно ли предупредить нарушение речи у ребенка? Этот вопрос сегодня, один из самых распространенных, который задают родители.

Прежде всего, стоит разобраться в причинах, вызывающих эти нарушения. Их достаточно много и они самые различные.

Первой причиной является недостаток речевого общения ребенка.

Причем сегодня это возможно и распространено и в самых что ни на есть благополучных семьях.

Как только ребенок начинает сидеть в манеже, его часто оставляют перед включенным телевизором или радио. Мама, облегченно вздохнув, получает возможность заняться своими делами. Но хорошо ли от этого ребенку? Безусловно, нет. И вопрос не только в том, как влияет телевидение на психику ребенка.

В этом возрасте ребенок должен не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть артикуляцию взрослого. Слова взрослого должны быть связаны с конкретной, сиюминутной ситуацией, иначе как ребенок догадается о чем идет речь?

Вторая причина – недостаточное развитие мышц артикуляционного аппарата.

Раньше маленькие дети достаточно долго находились на грудном вскармливании, сегодняшние мамы редко кормят после 3–6 месяцев. В результате ребенок не успевает развить нужные мышцы, а именно мышцы губ и кончика языка, участвующие в сосании и важные для речи. Позже такой ребенок получает в основном протертую пищу. В результате мышцы артикуляционного аппарата, не получая необходимой нагрузки, бывают не готовы к произнесению звуков.

Чтобы стимулировать развитие артикуляционных мышц полезно давать ребенку погрызть сухарик, яблоко или морковку. Когда малыш немного подрастет, можно учить его сдувать ватные шарики, дуть на вертушки, через соломинку, опущенную в стакан с водой, пускать мыльные пузыри. Это не только доставит ему радость, но и разовьет дыхание, укрепит мышцы губ. С трехлетним ребенком можно “покривляться” перед зеркалом: улыбнуться, показать язык, вытянуть вперед губы (“как хобот у слоника”), почмокать губами (“покажи, как целуешь маму”), поцокать языком “как скачет лошадка”. С четырехлетними детьми, если их речь недостаточно четкая, можно заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.

Третья причина нарушения речи – снижение слуха.

Если ребенок часто болел простудными заболеваниями, особенно сопровождавшимися отитами, у него часто увеличены аденоиды, то существует риск снижения слуха. Причем степень снижения слуха может быть самой различной: от выраженной тугоухости до минимального снижения слуха, которое можно обнаружить только с помощью аппаратных исследований;. Ребенок, родившийся с нарушением слуха, мало гулит, лепет начинается позднее и может затем пропасть, не перейдя в слова. Но даже внешне незаметное снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, когда идет формирование речи, часто приводит к нарушению ее развития. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с искажениями, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение и грамматика. Сейчас существуют достоверные аппаратные методы обследования слуха детей уже первых месяцев жизни. Поэтому, если есть повод беспокоиться о состоянии слуха ребенка, следует обратиться к врачу-отоларингологу, который может в случае необходимости назначить обследование и лечение.

Следующая причина – недостаточное развитие фонематического слуха, т.е. слуха, позволяющего различать звуки языка. В норме этот слух развивается у ребенка к 2 годам. К этому времени малыш может различать знакомые слова, отличающиеся одним звуком (каска – кашка, точка – дочка). Если же развитие фонематического слуха по каким-то причинам запаздывает, ребенок не может отличить правильное произношение от неправильного, следовательно, не подстраивает свое произношение под нормальное звучание речи. Ребенок нечетко слышит окончания слов, некоторые предлоги, а значит, у ребенка будет нарушено не только произношение звуков, но и не будет своевременно формироваться грамматический строй речи. И конечно все эти проблемы отразятся на письме.

Ребенок учится говорить, соотнося свою речь с речью взрослого и подстраиваясь под ее звучание. Поэтому ни в коем случае нельзя “сюсюкать” с ребенком, повторять его неправильную речь, излишне умиляясь ее “детскости”.

Неправильный прикус, короткая подъязычная связка, отсутствие зубов и другие нарушение строения артикуляционного аппарата также влияют на правильность произношения. Родителям следует своевременно и систематически консультироваться у ортодонта. Укороченную подъязычную связку не всегда необходимо подрезать. Если ребенок может дотянуть кончик языка до верхних зубов, операция необязательна. В этом случае могут помочь специальные упражнения: цокать языком, облизывать нёбо при широко открытом рте и др. Если же подъязычная уздечка так сильно укорочена, что ограничивает подвижность и не дает развиваться мышцам языка, затягивать с операцией; не стоит.

И еще об очень немаловажном.

Очень часто мама или папа берутся самостоятельно исправить произношения своего чада, используя столь популярные ныне пособия типа “Сам себе логопед” или “Научите говорить ребенка самостоятельно”… Однако подобного рода “самостоятельная деятельность”, как правило, не приносят результата. И это в лучшем случае. В худшем – ребенок, стараясь угодить родителям, все же пытается произнести требуемый; звук. Но поскольку мышцы ребенка еще не готовы, родители не знакомы с периодизацией постановки того или иного звука, с последовательность его введения и автоматизации в самостоятельной речи, а также в силу неразвитости фонематического слуха, звук у ребенка зачастую формируется искаженным и закрепляется неправильное, например “горловое” произношение звука “р” и “рь”, которое, в свою очередь, весьма проблематично в дальнейшем поддается коррекции даже хорошего логопеда-практика.

Родители должны четко знать, что формировать речевые умения детей нужно соответственно их возрастной норме. Не нужно в начальном периоде развития речи перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.

И еще один немаловажный на сегодняшний день аспект. Лингвистическое воспитание ребёнка должно в первые годы жизни происходить на родном языке. Усвоение двух языковых систем, что часто встречается в сегодняшней реальности, на раннем этапе развития речи, является для ребёнка трудной задачей, его речь может развиваться медленнее. В этом плане в семье должен быть установлен единый подход, который позволит ребёнку в последующем овладеть двумя и более языковыми системами.

Но есть и другая сторона медали.

Во многих случаях, родители наивно предполагают, что все нарушения речи детей в дошкольном возрасте имеют под собой “возрастную причину”. И как только, ребенок вырастет, все бесследно исчезнет само собой. Этим объясняется нежелание родителей консультироваться с логопедом “раньше времени”, “все дети в детстве говорят неправильно”, поэтому не имеет смысла спешить в этом вопросе. Ошибочно надеяться, что недостатки произношения исчезнут самопроизвольно. Они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Помимо всего прочего, любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы.

Зачастую, вся наша логопедическая работа, родителями воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда.

Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных направлений логопедической работы. Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребёнка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. К сожалению, иногда всё же не удаётся полностью предупредить возникновение речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся. Именно на эту сторону вопроса хотелось бы обратить особое внимание родителей и педагогов: надо приложить все усилия к тому, чтобы своевременно выровнять положение дел и уж во всяком случае его не усугубить.

В данной статье, мне бы хотелось привести непосредственно примеры “логопедических игр-пятиминуток, направленных на профилактику речевых нарушений в целом, а также развивающих речевую моторику, фонематическое восприятие, грамматический строй речи; способствующих правильному воспроизведению слоговой структуры, позволяющих в дальнейшем избежать ошибок на письме, формирующих навыки планирования и контроля, необходимые в любой деятельности, особенно в учебной.

Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока ребенок не усвоил разного типа предложения. Чтобы ребенок научился строить высказывания, необходимо целенаправленно учить его словам действиям, которые являются каркасом высказывания. Вовремя нужно следить за правильным порядком слов в предложении, за падежными окончаниями и предлогами.

Важным моментом при проведении “логопедических пятиминуток” является краткосрочность по времени и “плотность” материала. Одно из непременных условий – пять логопедических минут соответствуют прохождению только одной темы, одного задания и корректируют только одну проблему, то есть работают только в одной плоскости, решая, однако, несколько речевых задач. (Приложение 1)

Это позволяет добиваться максимального усвоения детьми предложенного небольшого по объему материала.

В дальнейшем, при проведении “пятиминуток-обобщений”, детям будет достаточно легко “вытащить” из памяти пройденное задание. Таким образом “бусинка за бусинкой”, при помощи систематического проведения “логопедических минуток”, речевое развитие ребенка будет представлять собой целостную картину, “бусы”, составленные из взаимодополняющих друг друга элементов “бусинок”.

Особая ценность данной системы “логопедических пятиминуток”, речевых лексико-грамматических игр и упражнений, заключается на мой взгляд в том, что любой работающий логопед-практик, на их основе, может формировать свою систему игр и упражнений, необходимых для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, важных для него в тот или иной период коррекционнной работы.

Например, если в данный непосредственно момент в группе детей, имеющих речевые нарушения, есть необходимость работы, например над предлогами, логопеду будет полезно поиграть в игру с предложениями, максимально насыщенными предложно-падежными конструкциями.

Обобщая все вышесказанное, хочется обратить внимание на главное, предупредить речевое нарушение не только возможно, но и необходимо, и осуществить это родителям и педагогам значительно проще, заручившись грамотной консультацией учителя-логопеда, поддержкой и советами опытного и квалифицированного специалиста, используя и систему таких простых “логопедических пятиминуток”. Усвоив принцип построения и методику использования этих простых игр-упражнений и родители, и педагоги могут “играть” со своим детьми в той речевой плоскости, над которой нужно немножечко поработать. Успехов!

Приложение 2.

Список использованной литературы

  1. Большакова С.Е. “Речевые нарушения и их преодоление” М., 2005.
  2. “Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи” / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.
  3. Лопатина Л.В. “Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами” СПб., 2004.
  4. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. “Логопедическая работа с дошкольниками”.
  5. Краузе Е.Н. “Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения” М., 2013.