Использование технологических вариантов обучения для развития интеллектуальных творческих способностей школьников

Разделы: Начальная школа


Если цель заключена в
действие – это игра, если же
действие осуществляется
ради цели – это работа.
Э. Шартье.

Одним из важнейших средств подъема эффективности обучения является повышение познавательного интереса к предмету. Обучая, учитель, сознательно или нет, стихийно или целенаправленно формирует у учащихся отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения своим предметом. Новое всегда рождает любопытство, которое переходит в любознательность, при проявлении которой учащиеся стремятся к получению новых знаний, а их надо добыть; в результате возникает начальный этап деятельности, этим отличается любознательность от любопытства. Этот метод кратковременный, и творческая деятельность возникает только при наличии интереса к предмету. Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов – это содержание и структура учебного предмета, методы обучения, учебно-познавательная деятельность учащихся, условия обучения, взаимоотношения учителя и учащихся. Учитель должен уметь удовлетворять потребности учащихся в определенном уровне знаний, умений и навыков, который позволит или быть востребованным, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезным обществу и государству.

Внедрение в школу новых образовательных технологий предъявляет весьма высокие требования к профессиональному уровню учителя. Он должен быть глубоко осведомлен в вопросах методологии научного познания, уметь проникать во внутренний мир школьника; тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются ученики, выполнять в учебном процессе функции координатора и партнера; проявлять терпимость к ошибкам детей, когда они пытаются найти собственное решение. Каждый учитель должен думать об эффективности урока, в процессе которого нужно не только добиваться усвоения учащимися учебного материала, но и контролировать уровень знаний.

Для этого на своих уроках мы используем разные информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино). Учебное кино – наиболее значимое наглядное средство обучения. Оно позволяет учащимся ближе всего подойти к непосредственному восприятию действительности, не выходя из класса. Это – окно в мир. Использование кино в учебных целях способствует повышению эффективности усвоения материала. Восприятие киноматериала происходит через несколько стадий: установка учащимся перед просмотром (постановка вопросов и заданий для учащихся, и предварительное осмысление их – что надо делать во время просмотра фильма), сам просмотр и оперирование полученными образами после просмотра (ответы на вопросы). Учебное кино, телевидение и видеозапись имеют много общего. Эти средства дают возможность показать явления в динамике, что недоступно статистическими экранными средствами. Видеозаписи позволяют решать исконно трудные задачи учебного процесса, успешно используются во внеурочной работе с учащимися, могут документально зафиксировать события и факты из жизни. На уроках окружающего мира в 4 классе при изучении темы: “Полезные ископаемые” использую видеофильм о работе ОЭМК, созданный самими учащимися.

В последнее время усилился интерес к применению персональных компьютеров. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

1 – как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач)

2 – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии.

3 – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, опираются на применение компьютера).

Возможность использования ПК:

Во-первых, это удобно, наглядно и практично.

Во-вторых, это повышает интерес и творческую активность учащихся.

В-третьих, использование ПК усиливает интеграционную составляющую обучения, так как в дальнейшем учащиеся смогут применять полученные навыки и умения.

Использование учителем начальных классов текстового редактора MSWordпомогает подготовиться к уроку, например, написание конспекта, разработка проверочных и самостоятельных работ; подготовка самого урока; составление раздаточного материала: карточки, индивидуальные задания.

MicrosoftPowerPoint – прекрасное средство для подготовки презентаций, краткого конспекта темы, которые можно использовать на уроке. Компьютерные презентации получили распространение как форма наглядного иллюстрированного материала. Их можно использовать для сопровождения научного доклада, совещания, лекции. В качестве источников для создания компьютерных презентаций могут быть использованы самые различные источники:

– учебники и учебные пособия,
– энциклопедические издания,
– мультимедийные произведения на компакт-дисках,
– рекламные проспекты и буклеты.

Основной элемент презентаций – слайд, в который монтируют предварительно отсканированные изображения и авторский текст. PowerPoint содержит комплект шаблонов слайдов со стандартными шрифтами, заголовками, фоном. Для каждого слайда добавляются стандартные анимационные эффекты, рисунки и надписи появляются с разной скоростью слева, сверху, снизу, из центра в избранной последовательности. Они могут располагаться рядом, каскадом в выбранной последовательности.

Создание учебных презентаций очень привлекает учащихся. Интерес к ним намного превосходит традиционные наглядные пособия. Учащимися 3–4 классов были созданы презентации по разделам: “Природные зоны России”, “Глобальные проблемы человечества”. На уроках окружающего мира эффективно компьютерное тестирование, с его помощью можно проверить уровень обученности учащихся по теме, целому разделу.

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроля ЗУН. В отсутствии программного обеспечения в обучении младших школьников можно использовать общедоступные средства MS Offise, также применима программа MS Excel для обработки информации.

Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации с помощью компьютера учащиеся выполняют такие задания как написание докладов, рефератов. Особенно это практикуется в 4 классах. При компьютерном обучении каждый ученик сможет почувствовать вкус научного открытия. Школьник виртуально может перевоплотиться в ученого, исследователя, путешественника. С помощью специальных компьютерных программ можно смоделировать ситуацию, увидеть анимационные ролики, совершить прогулку или путешествие.

В настоящее время появились мультимедийные учебники. Электронная версия разработана республиканским мультимедиа-центром Министерства образования РФ, входящего в федеральный комплект учебников, и в полном соответствии с обязательным минимумом содержания образования и учебной программой по предмету. Структура электронной версии:

– собственно иллюстрированный текст учебника,
– мультимедиа курс,
– интерактивный практикум,
– контрольные вопросы и тесты.
– словарь терминов и понятий.

Мультимедиа курс в наглядной, легкодоступной форме дает представление о той или иной теме в целом. В каждой теме курса можно познакомиться в наглядной и образной форме с основными элементами ее содержания с помощью иллюстраций, анимаций, видеофрагментов, имеется возможность подключить дикторский текст.

Наглядное представление учебного материала и игровые материалы курса повышают мотивацию обучения. Практическая деятельность учащихся активизирует их познавательные возможности. Видео и фото материалы развивают их образное мышление, формируют полноценные общие и единичные представления. Таблицы и схемы систематизируют полученные знания.

Мультимедийные учебники обновляются значительно быстрее, для их выпуска не нужно прибегать к услугам типографии. Для электронного учебника достаточно лазерного диска с новым материалом, который безболезненно может быть включен в оболочку “вечнозеленого” учебника. Возможности электронного учебника достаточно широки, что позволяет использовать его дома в процессе подготовки домашнего задания, повторение пройденного на уроке, а также выполнение практических и творческих работ.

Интернет все больше и больше проникает в нашу повседневную жизнь. В связи с тем, что в число потенциальных пользователей сети включаются школьники, требуется уделять большое внимание использованию Интернет как глобального источника информации. Это не та информация, что им навязывают средства массовой информации, к которой они все больше и больше утрачивают доверие. Разброс поиска очень велик, и информация, представленная в Сети несколько выше, так как там они могут найти больше информации по одному и тому же вопросу. Не исключено, что информация может оказаться ложной. Это говорит о том, что, если Сеть усиливает возможности человека осуществлять свои права или злоупотреблять ими, предполагается, что люди должны нести большую ответственность за свои действия и за мир, который они создают. Интересно высказывание одного школьника, ведущего собственный Web-сайт Алексея Александрова: “То, что в Интернет много мусора, не должно нас толкать на борьбу с ним, надо делать свое дело, а утилизация мусора – естественный процесс, как и образование перегноя в почве”.

Несомненно, компьютерные знания не всегда будут радовать учителей и родителей, и поэтому интерес школьников лучше направлять в нужное русло, чему будет способствовать компьютерный курс. Новые технологии необходимо вводить в школьное обучение. Это создает новую образовательную среду для учащихся, обеспечивает воспитание и развитие учащихся, увеличивает развитие интеллектуальных, творческих способностей, развития эмоциональной сферы.