Наша школа существует четыре года. В течение этого времени, мы ежегодно в рамках недели предметов естественного цикла, проводим серию нетрадиционных уроков “В мире химических веществ и явлений” в 3–7 классах. Такого рода мероприятия помогают достигать следующие цели:
I. Пропедевтика естественнонаучных знаний.
Учитывая проблему сокращения часов, отводимых на изучение химии в основной школе, и как следствие – снижение познавательной мотивации к ее изучению, считаем целесообразным заинтересовать школьников химией как можно раньше, начиная с 3–4-го класса. Этапы работы:
1) 3–4 класс.
Задачи на этом этапе ставятся простые – активизация познавательного интереса к изучению окружающего мира, обращение внимания на происходящие вокруг явления – “чудеса”. Объяснение возможно лишь немногих явлений, например, действие активированного угля при отравлениях, тушение огня с помощью воды.
Фото 1.
Используются самые простые опыты, которые ученики 3-4-го класса могут выполнить своими руками под руководством старшеклассников. Например, сливание двух растворов, приводящих к изменению цвета, выпадению осадка и т.д.
Фото 2.
2) 5–6 класс.
После изучения начального курса “Окружающего мира” у учащихся 5–6 классов уже достаточно сведений, которые можно систематизировать и начать формировать первоначальные химические знания и умения: описывать вещества по определенным физическим свойствам, выделять химическое явление из всех явлений окружающего мира, познакомить с лабораторным оборудованием и нагревательным прибором – спиртовкой и т.д.
Фото 3.
3) 7 класс.
В 7 классе учащиеся имеют уже первоначальные знания, они не впервые в кабинете химии. В следующем учебном году начнется систематическое изучение курса химии, самостоятельное выполнение практических работ. Поэтому на данном этапе важно не просто продолжить развивать интерес к предмету, но и настроить учащихся на серьезный, правильный подход к его изучению, показать опасности, которые могут ожидать при несоблюдении инструкций учителя. Так, при обычном соприкосновении некоторых веществ, возможно, их воспламенение; действие концентрированной кислоты на органические вещества (из которых состоит и кожа человека) приводит к их обугливанию и т.д.
Фото 4.
Начало предложенного урока построено таким образом, чтобы дети самостоятельно вспомнили:
- правила техники безопасности в кабинете химии;
- средства индивидуальной защиты при работе с веществами;
- как правильно определять запах веществ;
- правила обращения со спиртовкой.
- какие бывают вещества и какими физическими свойствами они обладают.
Вторая часть урока направлена на ознакомление школьников с химической активностью и взаимодействием некоторых веществ, признаками и эффектами, сопровождающими данные реакции.
В заключении ребятам рассказывается о практическом использовании химических знаний в повседневной жизни человека на примере определения качества фруктового сока и водопроводной воды. К выполнению опытов привлекаются и семиклассники.
Фото 5.
II. Формирование знаний об использовании и правильном обращении с веществами в повседневной современной жизни, соблюдении техники безопасности в быту.
Человек живет в мире веществ и явлений, сопровождающих процессы между ними. Поэтому каждый должен иметь определенный багаж знаний по химии: о химической символике, химических понятиях, об основных законах и теориях, позволяющих выработать представления о составе окружающих нас веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять.
Фото 6.
Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) — трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Навыки о грамотном использовании веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве способствуют повышению общечеловеческой культуры школьника. Умение решать практические задачи повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде – это необходимое требование современности.
III. Работа с мотивированными детьми.
В настоящее время актуальным становится создание условий для индивидуального развития каждого обу-чающегося, роста его творческого потенциала и познавательных мотивов, выявление и поддержка одаренных детей.
Объединение разных возрастных групп учащихся и создание условий для их совместной познавательной и творческой деятельности в рамках часов школьного компонента, привлечение к проведению занятий на предметной неделе (как занятий пропедевтической направленности, так и выступлений мотивированных детей младшего возраста в старших классах) помогают решать данные задачи.
Фото 7.
В результате такой работы с мотивированными детьми в нашей школе сформирована сплоченная команда “Химиков” – это объединение ребят, обучающихся в разных классах (и по статусу, и по возрасту), но увлекающихся химией. Они знают друг друга и готовы прийти на помощь в решении сложных вопросов по предмету.
Кроме того, систематическая работа по проведению уроков в 3–7 классах помогает выявлять детей, способных самостоятельно сделать первые шаги в химии. Так, среди учеников 7-х классов появился талант-ливый мальчик – Идрисов Владислав.
Фото 8.
Его нам удалось заинтересовать химией еще в 5 классе настолько, что в этом учебном году он уже, выступая перед учащимися 10–11-х классов, познакомил их со своими практическими методами получения азотной кислоты и борноэтилового эфира в лабораторных условиях.
Фото 9.
Достижение поставленных целей должно привести к осознанному выбору учениками естественнонаучного профиля в средней школе. Наша школа еще пока очень молода, чтобы можно было полностью увидеть и оценить результаты предложенной системы работы, да и профиль в школе пока только физико-математический. Но, тем не менее, некоторые результаты за четыре года работы все же есть: ребята активно посещают элективные курсы по химии, растет количество учащихся, которые выбирают этот предмет для сдачи экзамена.
Экзамен по выбору в 9-х классах.
Учебный год | выбрали уч-ся чел.(в%) | из них в форме ГИА чел.(в%) | min балл | max балл | средний балл |
2010–2011 | 8 (14%) | 4 (50%) | 31 | 33 | 32 |
2011–2012 | 14 (15%) | 6 (43%) | 28 | 33 | 30 |
2012–2013 | 10 (11%) | 8 (80%) | 14 | 31 | 26 |
Экзамен по выбору в 11-х классах.
Учебный год | выбрали уч-ся чел.(в%) | min балл | max балл | средний балл |
2009–2010 | 1 (5%) | 77 | 77 | 77 |
2010–2011 | 3 (9%) | 44 | 77 | 62 |
2011–2012 | 6 (14%) | 54 | 73 | 66 |
2012–2013 | 9 (19%) | 79 | 100 | 90 |
Итак, данная серия “В мире веществ и химических явлений” включает 3 урока: первый для учащихся 3–4–5 классов (“В мире чудес”), второй – для учащихся 5–6 классов и третий – для учащихся 7 класса. Уроки проводят группы старшеклассников (по 3–4 человека), которые заранее готовятся к этим урокам с учителями химии. Присутствие учителя химии во время проведения первого урока “В мире чудес” не обязательно, а во время проведения второго и третьего урока – необходимо, в целях обеспечения контроля за соблюдением правил техники безопасности при выполнении более сложных опытов.
Видеоотчет о проведении серии открытых уроков пропедевтической направленности в рамках недели предметов естественного цикла опубликован на сайте III Всероссийского дистанционного конкурса "Педагогический альбом – 2012" в номинации “Педагогические будни”
http://www.o detstve.ru/forteachers/educstudio/albom/10419.html