Из опыта работы по формированию познавательной мотивации при изучении химии

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Наша школа существует четыре года. В течение этого времени, мы ежегодно в рамках недели предметов естественного цикла, проводим серию нетрадиционных уроков “В мире химических веществ и явлений” в 3–7 классах. Такого рода мероприятия помогают достигать следующие цели:

I. Пропедевтика естественнонаучных знаний.

Учитывая проблему сокращения часов, отводимых на изучение химии в основной школе, и как следствие – снижение познавательной мотивации к ее изучению, считаем целесообразным заинтересовать школьников химией как можно раньше, начиная с 3–4-го класса. Этапы работы:

1) 3–4 класс.

Задачи на этом этапе ставятся простые – активизация познавательного интереса к изучению окружающего мира, обращение внимания на происходящие вокруг явления – “чудеса”. Объяснение возможно лишь немногих явлений, например, действие активированного угля при отравлениях, тушение огня с помощью воды.

Фото 1.

Используются самые простые опыты, которые ученики 3-4-го класса могут выполнить своими руками под руководством старшеклассников. Например, сливание двух растворов, приводящих к изменению цвета, выпадению осадка и т.д.


Фото 2.

2) 5–6 класс.

После изучения начального курса “Окружающего мира” у учащихся 5–6 классов уже достаточно сведений, которые можно систематизировать и начать формировать первоначальные химические знания и умения: описывать вещества по определенным физическим свойствам, выделять химическое явление из всех явлений окружающего мира, познакомить с лабораторным оборудованием и нагревательным прибором – спиртовкой и т.д.


Фото 3.

3) 7 класс.

В 7 классе учащиеся имеют уже первоначальные знания, они не впервые в кабинете химии. В следующем учебном году начнется систематическое изучение курса химии, самостоятельное выполнение практических работ. Поэтому на данном этапе важно не просто продолжить развивать интерес к предмету, но и настроить учащихся на серьезный, правильный подход к его изучению, показать опасности, которые могут ожидать при несоблюдении инструкций учителя. Так, при обычном соприкосновении некоторых веществ, возможно, их воспламенение; действие концентрированной кислоты на органические вещества (из которых состоит и кожа человека) приводит к их обугливанию и т.д.


Фото 4.

Начало предложенного урока построено таким образом, чтобы дети самостоятельно вспомнили:

  1. правила техники безопасности в кабинете химии;
  2. средства индивидуальной защиты при работе с веществами;
  3. как правильно определять запах веществ;
  4. правила обращения со спиртовкой.
  5. какие бывают вещества и какими физическими свойствами они обладают.

Вторая часть урока направлена на ознакомление школьников с химической активностью и взаимодействием некоторых веществ, признаками и эффектами, сопровождающими данные реакции.

В заключении ребятам рассказывается о практическом использовании химических знаний в повседневной жизни человека на примере определения качества фруктового сока и водопроводной воды. К выполнению опытов привлекаются и семиклассники.


Фото 5.

II. Формирование знаний об использовании и правильном обращении с веществами в повседневной современной жизни, соблюдении техники безопасности в быту.

Человек живет в мире веществ и явлений, сопровождающих процессы между ними. Поэтому каждый должен иметь определенный багаж знаний по химии: о химической символике, химических понятиях, об основных законах и теориях, позволяющих выработать представления о составе окружающих нас веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять.


Фото 6.

Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) — трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Навыки о грамотном использовании веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве способствуют повышению общечеловеческой культуры школьника. Умение решать практические задачи повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде – это необходимое требование современности.

III. Работа с мотивированными детьми.

В настоящее время актуальным становится создание условий для индивидуального развития каждого обу-чающегося, роста его творческого потенциала и познавательных мотивов, выявление и поддержка одаренных детей.

Объединение разных возрастных групп учащихся и создание условий для их совместной познавательной и творческой деятельности в рамках часов школьного компонента, привлечение к проведению занятий на предметной неделе (как занятий пропедевтической направленности, так и выступлений мотивированных детей младшего возраста в старших классах) помогают решать данные задачи.


Фото 7.

В результате такой работы с мотивированными детьми в нашей школе сформирована сплоченная команда “Химиков” – это объединение ребят, обучающихся в разных классах (и по статусу, и по возрасту), но увлекающихся химией. Они знают друг друга и готовы прийти на помощь в решении сложных вопросов по предмету.

Кроме того, систематическая работа по проведению уроков в 3–7 классах помогает выявлять детей, способных самостоятельно сделать первые шаги в химии. Так, среди учеников 7-х классов появился талант-ливый мальчик – Идрисов Владислав.


Фото 8.

Его нам удалось заинтересовать химией еще в 5 классе настолько, что в этом учебном году он уже, выступая перед учащимися 10–11-х классов, познакомил их со своими практическими методами получения азотной кислоты и борноэтилового эфира в лабораторных условиях.


Фото 9.

Достижение поставленных целей должно привести к осознанному выбору учениками естественнонаучного профиля в средней школе. Наша школа еще пока очень молода, чтобы можно было полностью увидеть и оценить результаты предложенной системы работы, да и профиль в школе пока только физико-математический. Но, тем не менее, некоторые результаты за четыре года работы все же есть: ребята активно посещают элективные курсы по химии, растет количество учащихся, которые выбирают этот предмет для сдачи экзамена.

Экзамен по выбору в 9-х классах.

Учебный год выбрали уч-ся чел.(в%) из них в форме ГИА чел.(в%) min балл max балл средний балл
2010–2011 8 (14%) 4 (50%) 31 33 32
2011–2012 14 (15%) 6 (43%) 28 33 30
2012–2013 10 (11%) 8 (80%) 14 31 26

Экзамен по выбору в 11-х классах.

Учебный год выбрали уч-ся чел.(в%) min балл max балл средний балл
2009–2010 1 (5%) 77 77 77
2010–2011 3 (9%) 44 77 62
2011–2012 6 (14%) 54 73 66
2012–2013 9 (19%) 79 100 90

Итак, данная серия “В мире веществ и химических явлений” включает 3 урока: первый для учащихся 3–4–5 классов (“В мире чудес”), второй – для учащихся 5–6 классов и третий – для учащихся 7 класса. Уроки проводят группы старшеклассников (по 3–4 человека), которые заранее готовятся к этим урокам с учителями химии. Присутствие учителя химии во время проведения первого урока “В мире чудес” не обязательно, а во время проведения второго и третьего урока – необходимо, в целях обеспечения контроля за соблюдением правил техники безопасности при выполнении более сложных опытов.

Видеоотчет о проведении серии открытых уроков пропедевтической направленности в рамках недели предметов естественного цикла опубликован на сайте III Всероссийского дистанционного конкурса "Педагогический альбом – 2012" в номинации “Педагогические будни”

http://www.o detstve.ru/forteachers/educstudio/albom/10419.html