Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Словосочетание».
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить и обобщить знания обучающихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;
- проверить умения определять тип связи в словосочетании;
- проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи
Развивающие:
- развивать мышление и общеучебные навыки;
- развивать познавательную самостоятельность;
- формировать умение анализировать языковой материал;
Воспитательные:
- воспитать уважительное отношение к чужому мнению, к культуре учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Метод: словесный, поисковый.
Оборудование:
- Компьютер, ноутбук;
- Мультимедийный проектор;
- Раздаточный материал;
- Учебник русского языка для 8 класса под ред. С.Г. Бархударова.
Ход урока
I. Оргмомент, актуализация знаний.
(слайд 1)
Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка – словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.
( Ученики вместе с учителем определяют цели урока)
II. Актуализация прежних знаний.
(слайд2)
– Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст.)
– Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)
– Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого)
– Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные)
– Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)
– Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)(слайд 2)
– Что не является словосочетанием? (слайд 3)
- Основа предложения (мальчик уехал),
- Однородные члены (быстрый и внимательный),
- Предлоги со словами (в течение часа),
- Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
- Фразеологические обороты (сел в калошу)
Задание 1: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями. ( слайд 4)
Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.
(Хвойный лес, настольные часы, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере). (слайд 5)
– Какие сочетания вы не выделили? Почему?
НЕ являются словосочетаниями: (слайд 6)
Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.
Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания. (слайд 7)
Именные:
Летний день, исполненный мастером, второй по росту
Глагольные:
Любуясь красотами, уважать старших, умелый в работе
Наречные:
Неожиданно быстро, где-то далеко, задело кого-то
Задание 3. В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?
(слайд 8)
Согласование: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, листья дуба, сельские жители.
Управление: говорить о делах, отзываться с восторгом, сделать умышленно, посоветовать другу, встретиться с братом.
Примыкание: рычать по-звериному, сегодня вечером, откровенное признание, говорить громко, поступать по-дружески.
Задание 4. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи. ( слайд 9)
- Во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев.
- Было последнее утро растянувшегося на два месяца затишья.
- Я взял наугад толстую книгу в потрескавшемся чёрном переплёте.
Задание 5. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи. (слайд 10)
В это время проводится индивидуальная работа, по одному с каждого ряда работают с интерактивным тестом по компьютеру (приложение 3)
- Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание).
- Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
- Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
- В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
- Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
- Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).
Задание 6. Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
Подготовка к ГИА. (слайд 11)
– Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?
– Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями, как в предстоящем экзамене в 9 класс. Советы. (слайд 12) Бумажный вариант на столах. (приложение 1)
Групповая работа. Раздаточный материал на столах. (приложение 2)
III. Итог урока. Рефлексия.
(слайд 13)
Наш урок подходит к концу.
– Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас?
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
– Какие мысли вы вынесли с урока?
– Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию только в составе предложения”?
Домашнее задание. (слайд 14)
Составьте тестовую проверочную работу по теме “Словосочетание”.