Урок-обобщение по теме "Словосочетание"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (88 кБ)


Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Словосочетание».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. повторить и обобщить знания обучающихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;
  2. проверить умения определять тип связи в словосочетании;
  3. проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи

Развивающие:

  1. развивать мышление и общеучебные навыки;
  2. развивать познавательную самостоятельность;
  3. формировать умение анализировать языковой материал;

Воспитательные:

  1. воспитать уважительное отношение к чужому мнению, к культуре учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Метод: словесный, поисковый.

Оборудование:

  1. Компьютер, ноутбук;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Раздаточный материал;
  4. Учебник русского языка для 8 класса под ред. С.Г. Бархударова.

Ход урока

I. Оргмомент, актуализация знаний.

(слайд 1)

Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка – словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.

( Ученики вместе с учителем определяют цели урока)

II. Актуализация прежних знаний.

(слайд2)

– Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст.)

– Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)

– Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого)

– Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные)

– Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)

– Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)(слайд 2)

– Что не является словосочетанием? (слайд 3)

  • Основа предложения (мальчик уехал),
  • Однородные члены (быстрый и внимательный),
  • Предлоги со словами (в течение часа),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  • Фразеологические обороты (сел в калошу)

Задание 1: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями. ( слайд 4)

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.

(Хвойный лес, настольные часы, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере). (слайд 5)

– Какие сочетания вы не выделили? Почему?

НЕ являются словосочетаниями: (слайд 6)

Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.

Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания. (слайд 7)

Именные:

Летний день, исполненный мастером, второй по росту

Глагольные:

Любуясь красотами, уважать старших, умелый в работе

Наречные:

Неожиданно быстро, где-то далеко, задело кого-то

Задание 3. В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?

(слайд 8)

Согласование: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, листья дуба, сельские жители.

Управление: говорить о делах, отзываться с восторгом, сделать умышленно, посоветовать другу, встретиться с братом.

Примыкание: рычать по-звериному, сегодня вечером, откровенное признание, говорить громко, поступать по-дружески.

Задание 4. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи. ( слайд 9)

  • Во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев.
  • Было последнее утро растянувшегося на два месяца затишья.
  • Я взял наугад толстую книгу в потрескавшемся чёрном переплёте.

Задание 5. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи. (слайд 10)

В это время проводится индивидуальная работа, по одному с каждого ряда работают с интерактивным тестом по компьютеру (приложение 3)

  • Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание).
  • Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
  • Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
  • В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
  • Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
  • Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).

Задание 6. Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.

Подготовка к ГИА. (слайд 11)

– Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?

– Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями, как в предстоящем экзамене в 9 класс. Советы. (слайд 12) Бумажный вариант на столах. (приложение 1)

Групповая работа. Раздаточный материал на столах. (приложение 2)

III. Итог урока. Рефлексия.

(слайд 13)

Наш урок подходит к концу.

– Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас?

– Довольны ли вы своей работой на уроке?

– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?

– Какие мысли вы вынесли с урока?

– Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию только в составе предложения”?

Домашнее задание. (слайд 14)

Составьте тестовую проверочную работу по теме “Словосочетание”.