Применение групповых технологий на уроках математики

Разделы: Математика


При введении стандартов второго поколения центральное место занимают деятельностные технологии, т.е. технологии, позволяющие включить ученика в активную деятельность. Эту возможность дает применение групповых технологий. При правильном педагогическом руководстве и управлении групповые технологии позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Я предлагаю ученикам обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и , наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения познавательной деятельности. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке я считаю следующие:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом , который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Во время однородной групповой работы происходит выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а во время дифференцированной- выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы я поощряю совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг другу. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Также я считаю, что помогающий получает не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Во время групповой работы я выполняю разнообразные функции: контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом. Наиболее удачно у меня получаются следующие варианты групповой работы:

Обучение в команде

а) Индивидуально- групповая: ученики в группе разные по обученности, учат, закрепляют, опрос-тест индивидуально с учетом их возможностей, средняя оценка;

б) командно-групповая: различие только в опросе, опрос - создать турнирные столы, учитывая уровень обученности, средняя оценка.

Ажурная пила

1 задание (тема) на весь класс: его полностью дают каждой группе, в группе делить на блоки, каждый ученик учит свой блок, затем встреча экспертов, необходимо научить всю группу своему блоку.

Учимся вместе

1 тема на весь класс: ее делим на части (блоки), каждой группе отдельный блок; заслушать все группы.

Можно работать в группах на любом этапе урока. Размер групп может быть любым (2, 3, 4 и т.д. человек). В зависимости от поставленных целей группы могут создаваться по-разному:

а) 1 сильный ученик (консультант), ученики остальные слабее;

б) в зависимости от того, где сидят;

в) часть групп- сильнее ученики, остальные группы- средние или слабые, в этом случае задания должны быть дифференцированные.

При проверке домашнего задания я поступаю так:

а) проверяю консультанта заранее, консультант проверяет у остальных учеников в группе,

б) проверяют друг друга по “вертушке”.

При объяснении нового материала я поступаю так:

а) все группы получают одинаковое задание, заслушивается представитель одной группы, остальные группы добавляют то, что не сказали.

б) все группы получают разные задания, затем заслушивают представителя каждой группы.

При закреплении часто применяю “встречу экспертов”. Каждая группа получает набор примеров, 1 ученик делает 1-й пример и т.д. через 3-5 минут создаются другие группы: в первой- те ученики, кто делал 1-й пример и т.д., они обсуждают решение, проверяют друг друга, затем идут в группы первого состава и обучают всю группу своему примеру.

Я согласна с традиционным распределением времени при групповой работе (1:6:2) и поступаю таким образом:

1. Подготовка к выполнению задания (1 часть)

а) постановка целей;

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала.

2. Групповая работа (6 частей)

а) знакомство с материалом , планирование работы;

б) распределение ролей;

в) индивидуальное выполнение задания;

г) обсуждение индивидуальных результатов;

д) обсуждение общего задания (дополнения, замечания, уточнения);

е) подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть (2 части)

а) сообщение о результатах работы;

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о достижении (цели).

Наиболее часто я применяю следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, диспут, дискуссия, учебная встреча, практические и лабораторные работы, дидактические игры, творческие задания, нетрадиционные и традиционные уроки.