Технологическая карта урока математики в 5-х классе "Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями"

Разделы: Математика


Класс - 5

Авторы УМКДорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: изучить правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями

Задачи урока:

  • Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
  • Метапредметные: развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
  • Предметные: развитие навыков устных и письменных вычислений

Основные понятия: обыкновенная дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация “Сложение обыкновенных дробей”, смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для групповой работы, карточки для рефлексии, дидактический материал.

Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, мобилизация внимания детей.

Вопрос: как справились с домашним заданием?

В чем были затруднения?

Включаются в деловой ритм урока,

“Сигнализируют” карточками: красный кружок – выполнил легко самостоятельно, зеленый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, синий – испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый – не смог выполнить.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: оценка

2. Актуализация знаний

(устная работа)

Актуализация опорных знаний и способов деятельности 1. Организует устную работу

(презентация “Сложение обыкновенных дробей” - слайды №2-№10)

Что мы знаем о дробях? Что умеем делать с дробями?

2. Тест “Обыкновенные дроби” (приложение 1)

1. Отвечают на вопросы

 

 

2. Заполняют таблицу ответов теста, проверка по эталону.

Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения

Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Актуализация опорных знаний и способов деятельности 1. Предлагает задачу: Незнайка просит помочь решить ему задачу. Он решил посадить на участке цветы: астры – на 1/9 участка, георгины – на 1/6 участка. Какая часть участка будет засажена цветами?

Вопрос: что надо уметь делать, чтобы решить такую задачу?

2. Работа в группах (приложение 2)

Решают проблему.

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

2. Работают в группах, выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласовывание общего решения

Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач

Личностные: осознание ответственности за общее дело

4. Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока 1. Вопросы: что надо уметь делать, чтобы решить такие задачи?

2. Как вы думаете, как выполнить сложение дробей с разными знаменателями?

3. Показывает запись сложения дробей с разными знаменателями.

1.Дают ответ.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.

2. Предлагают свои варианты.

3. Записывают образец в тетрадь.

Регулятивные: целеполагание

Коммукативные: постановка вопросов

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

5. Первичное закрепление Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу 1. Учебник №881 – с объяснением на доске

 

Физкультминутка (приложение 3)

2. №882

1. Один ученик на доске, все в тетрадях Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий

Коммукативные: выражение своих мыслей

6. Первичный контроль (самостоятельная работа) Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков 1. №879: - 2 ученика на доске

1 вариант - 1 строка

2 вариант – 2 строка

Сильным учащимся - консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить оказать помощь товарищам

№895

1. Самостоятельное решение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

7. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания №880,

886(устно)

№897 – по желанию

Записывают домашнее задание  
8. Рефлексия. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми

1. Предлагает продолжить предложение

“Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …”

2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке

3. Выставляет оценки

1. Отвечают на вопросы

 

 

 

2. Отмечают в карточках

(приложение №4)

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация

Приложение 1

Тест “Обыкновенные дроби”, 5 класс

1 вариант

1. Выбери из данных чисел правильные дроби:

а); б); в); г).

2. Дробь называется неправильной, если ее числитель:

а) меньше знаменателя;

б) больше знаменателя;

в) больше или равен знаменателю;

г) равен знаменателю.

3. Замените дробь равной ей дробью со знаменателем 35:

а); б); в); г).

4. Какая из дробей больше 1:

а); б); в); г).

5. Какие из дробей меньше :

а); б); в); г).

6. Какая из дробей самая маленькая:

а); б); в); г).

7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство было верно: <k<:

а) ; б); в); г).

1 2 3 4 5 6 7
в г в в в а в б б

Тест “Обыкновенные дроби”, 5 класс

2 вариант

1. Выбери из данных чисел неправильные дроби:

а); б); в); г).

2. Дробь называется правильной, если ее числитель:

а) меньше знаменателя;

б) больше знаменателя;

в) больше или равен знаменателю;

г) равен знаменателю.

3. Замените дробь равной ей дробью со знаменателем 35:

а); б); в); г).

4. Какая из дробей меньше 1:

а); б); в); г).

5. Какие из дробей больше :

а); б); в); г).

6. Какая из дробей самая большая:

а); б); в); г).

7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство было верно: <k<:

а); б); в); г).

1 2 3 4 5 6 7
а б а б а б г г в

Приложение 2

1 группа.

1. Закрасить синим цветом - круга, красным цветом - круга.

2. Какая часть круга закрашена?

3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.

2 группа.

1. Закрасить синим цветом - круга, красным цветом - круга.

2. Какая часть круга закрашена?

3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.

3 группа.

1. Закрасить синим цветом - круга, красным цветом - круга.

2. Какая часть круга закрашена?

3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.

4 группа.

1. Закрасить синим цветом - прямоугольника, красным цветом - прямоугольника.

2. Какая часть прямоугольника закрашена?

3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.

5 группа.

1. Закрасить синим цветом - прямоугольника, красным цветом - прямоугольника.

2. Какая часть прямоугольника закрашена?

3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.

6 группа.

1. Закрасить синим цветом - прямоугольника, красным цветом - прямоугольника.

2. Какая часть прямоугольника закрашена?

3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.

Приложение 3. Физкультминутка

Раз – согнуться – разогнуться.
Два – нагнуться – потянуться.
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.

Приложение 4

1. Все понял, могу помочь другим

2. Запомню надолго

3. Все понял

4. Могу, но нужна помощь

5. Ничего не понял

Используемая литература.

  1. Учебник “Математика 5”. Авторы: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б.Суворова и другие. М.: Издательство “Просвещение”, 2012.
  2. Рабочая тетрадь “Математика 5”, часть вторая. Авторы: Е.А. Бунимович, К.А. Краснянская, Л.В. Кузнецова и другие. Издательство “Просвещение”, 2012.
  3. Книга для учителя “Математика: поурочные разработки для 5 класса”. Авторы: С.А. Бокарева, Т.В. Смирнова. Издательство “Просвещение”, 2009.
  4. Стандарты второго поколения. “Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы”. Москва: “Просвещение”, 2011.