Класс - 5
Авторы УМК – Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: изучить правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями
Задачи урока:
- Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
- Метапредметные: развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
- Предметные: развитие навыков устных и письменных вычислений
Основные понятия: обыкновенная дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация “Сложение обыкновенных дробей”, смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для групповой работы, карточки для рефлексии, дидактический материал.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, мобилизация внимания
детей. Вопрос: как справились с домашним заданием? В чем были затруднения? |
Включаются в деловой ритм урока, “Сигнализируют” карточками: красный кружок – выполнил легко самостоятельно, зеленый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, синий – испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый – не смог выполнить. |
Личностные: самоопределение Регулятивные: оценка |
2. Актуализация знаний (устная работа) |
Актуализация опорных знаний и способов деятельности | 1. Организует устную работу (презентация “Сложение обыкновенных дробей” - слайды №2-№10) Что мы знаем о дробях? Что умеем делать с дробями? 2. Тест “Обыкновенные дроби” (приложение 1) |
1. Отвечают на вопросы
2. Заполняют таблицу ответов теста, проверка по эталону. |
Регулятивные: фиксация индивидуального
затруднения Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие. |
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Актуализация опорных знаний и способов деятельности | 1. Предлагает задачу: Незнайка просит
помочь решить ему задачу. Он решил посадить на
участке цветы: астры – на 1/9 участка, георгины –
на 1/6 участка. Какая часть участка будет засажена
цветами? Вопрос: что надо уметь делать, чтобы решить такую задачу? 2. Работа в группах (приложение 2) |
Решают проблему.
Отвечают на вопрос 2. Работают в группах, выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор |
Регулятивные: волевая саморегуляция в
ситуации затруднения Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласовывание общего решения Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач Личностные: осознание ответственности за общее дело |
4. Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | 1. Вопросы: что надо уметь делать, чтобы
решить такие задачи? 2. Как вы думаете, как выполнить сложение дробей с разными знаменателями? 3. Показывает запись сложения дробей с разными знаменателями. |
1.Дают ответ. Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. 2. Предлагают свои варианты. 3. Записывают образец в тетрадь. |
Регулятивные: целеполагание Коммукативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели |
5. Первичное закрепление | Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | 1. Учебник №881 – с объяснением на доске
Физкультминутка (приложение 3) 2. №882 |
1. Один ученик на доске, все в тетрадях | Познавательные: выполнение действий по
алгоритму. подведение под понятие, рефлексия
способов действий Коммукативные: выражение своих мыслей |
6. Первичный контроль (самостоятельная работа) | Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков | 1. №879: - 2 ученика на доске 1 вариант - 1 строка 2 вариант – 2 строка Сильным учащимся - консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить оказать помощь товарищам №895 |
1. Самостоятельное решение | Регулятивные: контроль, коррекция,
выделение и осознание того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму |
7. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | №880, 886(устно) №897 – по желанию |
Записывают домашнее задание | |
8. Рефлексия. | Дать качественную оценку работы класса
и отдельных учащихся Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми |
1. Предлагает продолжить предложение “Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …” 2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке 3. Выставляет оценки |
1. Отвечают на вопросы
2. Отмечают в карточках (приложение №4) |
Познавательные: рефлексия способов и
условий действия, адекватное понимание причин
успеха и неудач, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация |
Приложение 1
Тест “Обыкновенные дроби”, 5 класс
1 вариант
1. Выбери из данных чисел правильные дроби:
а); б); в); г).
2. Дробь называется неправильной, если ее числитель:
а) меньше знаменателя;
б) больше знаменателя;
в) больше или равен знаменателю;
г) равен знаменателю.
3. Замените дробь равной ей дробью со знаменателем 35:
а); б); в); г).
4. Какая из дробей больше 1:
а); б); в); г).
5. Какие из дробей меньше :
а); б); в); г).
6. Какая из дробей самая маленькая:
а); б); в); г).
7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство было верно: <k<:
а) ; б); в); г).
1 2 3 4 5 6 7 в г в в в а в б б
Тест “Обыкновенные дроби”, 5 класс
2 вариант
1. Выбери из данных чисел неправильные дроби:
а); б); в); г).
2. Дробь называется правильной, если ее числитель:
а) меньше знаменателя;
б) больше знаменателя;
в) больше или равен знаменателю;
г) равен знаменателю.
3. Замените дробь равной ей дробью со знаменателем 35:
а); б); в); г).
4. Какая из дробей меньше 1:
а); б); в); г).
5. Какие из дробей больше :
а); б); в); г).
6. Какая из дробей самая большая:
а); б); в); г).
7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство было верно: <k<:
а); б); в); г).
1 2 3 4 5 6 7 а б а б а б г г в
Приложение 2
1 группа.
1. Закрасить синим цветом - круга, красным цветом - круга.
2. Какая часть круга закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
2 группа.
1. Закрасить синим цветом - круга, красным цветом - круга.
2. Какая часть круга закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
3 группа.
1. Закрасить синим цветом - круга, красным цветом - круга.
2. Какая часть круга закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
4 группа.
1. Закрасить синим цветом - прямоугольника, красным цветом - прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
5 группа.
1. Закрасить синим цветом - прямоугольника, красным цветом - прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
6 группа.
1. Закрасить синим цветом - прямоугольника, красным цветом - прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
Приложение 3. Физкультминутка
Раз – согнуться – разогнуться.
Два – нагнуться – потянуться.
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Приложение 4
1. Все понял, могу помочь другим
2. Запомню надолго
3. Все понял
4. Могу, но нужна помощь
5. Ничего не понял
Используемая литература.
- Учебник “Математика 5”. Авторы: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б.Суворова и другие. М.: Издательство “Просвещение”, 2012.
- Рабочая тетрадь “Математика 5”, часть вторая. Авторы: Е.А. Бунимович, К.А. Краснянская, Л.В. Кузнецова и другие. Издательство “Просвещение”, 2012.
- Книга для учителя “Математика: поурочные разработки для 5 класса”. Авторы: С.А. Бокарева, Т.В. Смирнова. Издательство “Просвещение”, 2009.
- Стандарты второго поколения. “Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы”. Москва: “Просвещение”, 2011.