Цели:
- Уточнение и корректировка представлений родителей о понятии « адаптационный период» и его особенностях, как об одном из важнейших периодов школьного детства. Дать теоретическое обоснование.
- Формирование у родителей установок на сотрудничество со своими детьми для преодоления возникших трудностей.
- Ознакомить с результатами диагностики и дать рекомендации родителям.
Ожидаемые результаты: данное мероприятие поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.
Участники: родители учащихся, классный руководитель.
Ценности: знания, учёба, семья.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1. Сообщение темы разговора с родителями. Постановка цели и задач собрания
Выступление классного руководителя.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Подростковый возраст (10-15 лет) – период бурного роста и развития организма.
Границы подросткового периода совпадают с
обучением в V-IX классах школы.
Родители считают детей этого возраста трудными,
"неслухами", педагоги и психологи называют
этот период "переходным",
"критическим". Многочисленные житейские
наблюдения за подростками и не менее
многочисленные научные исследования
подтверждают действительную сложность
происходящих в этом возрасте процессов развития.
Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости.
Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.
Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11-13 лет, у мальчиков – в 13-15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Однако относить трудности развития подростков только за счет полового созревания не следует. Анатомо-физиологические изменения организма – "природа" подростка сосуществует с тем, что называют культурой, т. е. конкретными общественно-историческими условиями жизни и развития. Изменить "природу" мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение. (Приложение 1, слайд 2)
Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате осознания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения.
Подросток – это ребенок, становящийся взрослым. Внешне подросток мало похож на взрослого: играет, дерется, шалит, скачет. Но за внешней непохожестью, за "детскостью" скрывается то незаметное, о чем часто не подозревают родители, – "взрослость". Главным в личности подростка является возникшее и все более и более утверждающееся чувство, что он уже не ребенок. Но очень часто представление подростка о себе как о взрослом человеке не совпадает с мнением о нем окружающих людей: родителей, соседей, знакомых, а иногда и учителей.
Конечно, "чувство взрослости" – это скорее стремление быть взрослым и внутреннее отрицание своей принадлежности к детям, чем настоящая "взрослость". И отношение взрослых к подростку зачастую остается прежним: "Мал еще, чтобы указывать". Такое отношение часто приводит к драматическим конфликтам между родителями и подростками. Конечно, трудно родителям видеть, как их дочка, подражая моде, надевает на себя несуразные платья, подкрашивает глаза, а от сына пахнет табаком. Но для того, чтобы избежать серьезных последствий переходного возраста, взрослые должны научиться относиться к своим детям как к взрослым людям. Основной причиной конфликтов является несоответствие между отношением к подростку как к ребенку и представлением подростка о себе как о взрослом человеке, имеющем новые права. Во избежание конфликта необходимо найти для подростка новое место рядом с собой, предоставить ему ту степень самостоятельности, которая соответствует его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяет взрослому влиять и руководить подростком. Если взрослые не меняют систему своих отношений с подростком, то нужные для себя отношения дети находят среди своих ровесников. И, к сожалению, не всегда эти отношения строятся на правильных основаниях, на системе моральных ценностей, принятых в обществе. (Приложение 1, слайд 3)
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов). (Приложение 1, слайд 4)
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
1. Разные требования со стороны
учителей-предметников, необходимость все их
учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины,
слова.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. (Приложение 1, слайд 5)
Чем можно помочь?
– Первое условие школьного успеха
пятиклассника – безусловное принятие ребенка,
несмотря на те неудачи, с которыми он уже
столкнулся или может столкнуться.
– Создавайте условия для развития
самостоятельности в поведении ребенка. У
пятиклассника непременно должны быть домашние
обязанности, за выполнение которых он несет
ответственность.
– Несмотря на кажущуюся взрослость,
пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле
со стороны родителей, поскольку не всегда может
сам сориентироваться в новых требованиях
школьной жизни.
– Для пятиклассника учитель – уже не такой
непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес
учителей могут звучать критические замечания.
Важно обсудить с ребенком причины его
недовольства, поддерживая при этом авторитет
учителя.
– Пятикласснику уже не так интересна учеба сама
по себе, многим в школе интересно бывать потому,
что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была
возможность обсудить свои школьные дела, учебу и
отношения с друзьями в семье, с родителями.
– Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
– Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка,
постарайтесь, как можно скорее встретиться и
обсудить это с классным руководителем или
психологом.
– Основными помощниками родителей в сложных
ситуациях являются терпение, внимание и
понимание.
– Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы
чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего
ребенка или его проблемах, связанных со школой,
или о взаимосвязи его школьных и домашних
проблем. Даже если нет особенных поводов для
беспокойства, консультируйтесь с учителем
вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
– Не связывайте оценки за успеваемость ребенка
со своей системой наказаний и поощрений.
– Ваш ребенок должен оценивать свою хорошую
успеваемость как награду, а неуспеваемость – как
наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо,
проявляйте чаще свою радость. Выражайте
озабоченность, если у ребенка не все хорошо в
школе. Постарайтесь насколько возможно, не
устанавливать наказаний и поощрений они могут
привести к эмоциональным проблемам.
– Помогайте ребенку выполнять домашние задания,
но не делайте их сами.
– Продемонстрируйте интерес к этим заданиям.
Если ребенок обращается к вам с вопросами,
связанными с домашними заданиями, помогите ему
найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте
их.
– Помогите ребенку почувствовать интерес к тому,
что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а
затем установите связь между его интересами и
предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь
ребенка к фильмам можно превратить в стремление
читать книги, подарив книгу, по которой поставлен
фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог
применить свои знания, полученные в школе, в
домашней деятельности. Например, поручите ему
рассчитать необходимое количество продуктов для
приготовления пищи или необходимое количество
краски, чтобы покрасить определенную
поверхность.
– Особенные усилия прилагайте для того, чтобы
поддержать спокойную и стабильную атмосферу в
доме, когда в жизни ребенка происходят изменения.
– Старайтесь избежать больших изменений или
нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие
домашней жизни поможет ребенку более эффективно
решать проблемы в школе.
В этот период родители должны быть особенно
внимательны к своим детям.
– Здоровье Не забывайте о смене учебной
деятельности ребёнка дома, создавайте условия
для двигательной активности между выполнением
домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой
во время выполнения домашних заданий, заботьтесь
о правильном световом режиме. Предупреждайте
близорукость, искривление позвоночника,
тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно
вводите в рацион ребенка витаминные препараты,
фрукты и овощи. Организуйте правильное питание.
Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной
двигательной активности.
Воспитывайте ответственность ребенка за свое
здоровье. (Приложение 1,
слайд 6)
Некоторые проблемы пятиклассников
- В письменных работах пропускает буквы.
- Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
- С трудом решает математические задачи.
- Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
- Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
- Не умеет работать самостоятельно.
- С трудом понимает объяснения учителя.
- Постоянно что-то и где-то забывает.
- Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
- Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
- Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок. (Приложение 1, слайд 7)
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими
впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных
событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы,
учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события , связанные со
школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие (Приложение 1, слайд 8)
Рекомендации для родителей (Приложение 2)
- Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Недопустимость критики в адрес ребенка в присутствии других людей (учителей, сверстников).
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым условиям.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка. (Приложение 1, слайд 9)
Как относится к отметкам ребенка
- Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
- Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
- Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
- Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей. (Приложение 1, слайд 10)
Золотые правила воспитания для родителей
- Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, – со всеми достоинствами и недостатками.
- Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
- Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
- Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
- Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. (Приложение 1, слайд 11)
Позвольте в заключении, уважаемые родители дать вам несколько советов.
- Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
- Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
- Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.
- Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
- Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы. (Приложение 1, слайд 12)