Модель (приложение 1) предполагает коррекционно-профилактическую работу в трех направлениях: учитель-дефектолог, дети, воспитатель. В каждом из этих направлений работа организовывается поэтапно. Первый этап - диагностический, второй – коррекционно-профилактический, третий – информационно-прогностический. Все этапы взаимосвязаны.
На первом этапе реализации модели подбираются инструментарий, методика, по которой можно объективно оценить речевые возможности детей раннего возраста. Мы используем диагностику, разработанную учеными Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, В.М.Сотниковой, М.Э.Бернадской, О.Е.Громовой, О.В.Баженовой, Э.Л.Фрухт и логопедом О.А.Новиковской. Эта диагностика имеет методологическую основу, позволяющую выявить нервно-психическое развитие ребенка и оценить его, исходя из основных линий развития, которые представлены определенными показателями. Результаты систематизируются и оцениваются в карте нервно-психического развития. На этом этапе оценивания результатов включаются учителя-дефектологи, воспитатели, врачи для того, чтобы определить или уточнить уровень речевого развития ребенка, увидеть отклонения, а главное вовремя скорректировать воспитательные воздействия. При необходимости учителя-дефектологи проводят более детальное обследование детей, имеющих предположительно темповые задержки речевого развития. Это позволяет выявить наиболее полную картину о развитии ребенка, в том числе и речевом, дифференцировать функциональные и органические причины речевых нарушений, оценить компенсаторные возможности ребенка. В конце диагностического этапа разрабатываются задачи индивидуальной работы на каждого ребенка (работа над дыханием, общей и мелкой моторикой, развитием и активизацией речи, грамматическим строем речи). Определяется содержательный аспект и формы организации взаимодействия с воспитателями, врачом группы.
На втором коррекционно-профилактическом этапе реализации модели работа с детьми строится согласно плану коррекционно-развивающего обучения с детьми данной возрастной группы. Для его реализации внедрены занятия по логоритмике автора М.Ю.Картушина, которые включают в себя игры и упражнения, направленные на формирование дыхания, развитие слухового, зрительного внимания и восприятия, координации движений, ловкости, общей моторики, чувства ритма, подражательности, пополнение активного и пассивного словаря, а также игры для развития ручной и артикуляционной моторики. При этом учтены возраст воспитанников, их речевые и познавательные возможности.
Последний этап реализации модели – информационно-прогностический - направлен на подведение итогов и обозначение перспектив. Об эффективности модели коррекционно-профилактической работы с детьми раннего возраста говорят данные диагностики детей по окончанию календарного года (годовой отчет).
Модель коррекционно-профилактической работы с детьми раннего возраста обеспечивает раннее выявление отклонений в развитии речи детей, позволяет комплексно и в системе оказывать коррекционное воздействие в период интенсивного развития структур головного мозга ребенка.