Индивидуальная методическая работа как средство повышения компететности педагога

Разделы: Администрирование школы


Технологические и социально- экономические изменения ставят перед образованием и в первую очередь, профессиональным, следующую проблему: как, каким образом и в каких условиях подготовить и воспроизводить квалифицированные кадры. В настоящее время профессиональное образование осуществляется на основе компетентностного подхода. Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования. Под компетентностью понимается совокупность знаний, умений, опыта, отраженную в теоретико-прикладной подготовленности и их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности. [3].

Среди многообразных видов социальной деятельности личности педагога особое место занимает профессиональная деятельность. Для большинства именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определенного социального статуса.

С точки зрения деятельностного подхода развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление педагога - профессионала возможно лишь в результате единства профессионального и личностного развития. Сегодня в образовании сложилась такая ситуация, когда каждый педагогический работник испытывает потребность в повышении квалификации по различным направлениям учебно-воспитательного процесса. В последние годы произошли значительные изменения в формах и методах обучения, появились новые ФГОС, новые образовательные технологии, используются мультимедийные технологии. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования, ведь для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому самообразование педагога является необходимым условием его профессиональной деятельности.

Цель самообразования – это, прежде всего, повышение квалификации и непрерывное обновление знаний для того, чтобы педагоги постоянно находились на уровне современных достижений науки, техники, производства и культуры и могли своевременно вносить в учебный процесс новейшие сведения, факты, данные, выбирать современные формы и методы обучения.

Современная педагогическая теория и практика рассматривает наиболее общие формы самообразования: индивидуальную и коллективную.

Индивидуальная форма самообразования – это самостоятельная работа над повышением теоретического, профессионального, методического и общекультурного уровня, которая тесно увязывается, с одной стороны, с коллективными формами самообразования, а с другой – с непосредственной практической деятельностью педагога по подготовке к осуществлению задач обучения и воспитания обучающихся.

Коллективные формы самообразования – это участие педагогов в научно-теоретических и научно - методических семинарах, научно - практических конференциях, педагогических чтениях, в работе методических комиссий, творческих групп, Методических дней и Методических недель.

Основными направлениями самообразования в нашем учебном заведении являются:

-повышение педагогической квалификации путем изучения новых знаний и передового опыта в области педагогики, психологии и методики организации учебного процесса;

- совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по специальности и предмету путем овладения новейшими научно- техническими знаниями и достижениями в соответствующей области науки, техники, технологии;

-расширения общекультурного кругозора и уровня общей образованности в соответствии с личными запросами и интересами.

Конкретное содержание самообразования определяется спецификой деятельности каждого педагога, задачами, которые он решает, а так же целями самообразования. При этом источниками самообразования являются: СМИ, Интернет, литература, различные семинары, конференции, заседания методических комиссий, курсы повышения квалификации, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, путешествия, экскурсии, выставки, музеи.

Каждый педагог нашего техникума имеет План самообразования, который включает такие разделы, как:  “Повышение профессионального уровня”, “Совершенствование методического уровня учебно-воспитательной работы”, “Расширение знаний по педагогике, психологии; повышение культурного уровня и информационной подготовки”.

 В качестве повышения профессионального уровня предусматривается самостоятельное изучение новых методик, технологий, участие в работе творческих групп, посещение курсов повышения квалификации и различных семинаров, прохождение аттестации.[2]. Раздел “Совершенствование методического уровня учебно-воспитательной работы” предусматривает подготовку методических материалов: методических разработок уроков и внеклассных мероприятий, олимпиад, недель и декад методических комиссий, приложений к экзаменационным билетам, заданий для проведения конкурсов профессионального мастерства, итоговой аттестации, директорских контрольных работ, поэтапной аттестации обучающихся. В качестве повышения своего психологического уровня педагоги изучают литературу по возрастной психологии и педагогике[1]. Повышение информационного уровня подразумевает изучение компьютера, создание и использование мультимедийных средств обучения на уроках теоретического и производственного обучения.

Для оказания практической помощи педагогам по составлению Плана самообразования в начале учебного года в техникуме проводится совместно с библиотекой Методическая неделя “В помощь самообразованию”. Предлагаю план проведения такой Методической недели. 

1. Работа семинара по теме “Совершенствование уровня самостоятельной ориентации педагогов в потоке учебно-методической и технической информации”. В работе семинара принимает участие заведующая библиотекой, которая знакомит педагогов с учебной, методической и специальной литературой. А методист предлагает перечень сайтов в сети Интернет, где можно найти учебно-программную литературу, новейшие методические материалы по предметам и профессиям, передовой педагогический опыт и инновации в практике обучения и воспитания. 

Главная задача семинара – помочь педагогам сориентироваться в последних научных достижениях, определить возможности их применения в процессе обучения.

2. Организация выставки методических материалов, где предлагаются планы работы методических комиссий, планы проведения педсоветов, семинаров, конференций, “круглых столов”, материалы обобщенного педагогического опыта, рефераты, доклады, дидактические материалы, материалы по реализации единой методической темы техникума, примеры КОСов и КИМов, методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ по учебным дисциплинам, внеурочной самостоятельной деятельности обучающихся. 

3. Выступление педагогов из опыта работы над Планом самообразования, о работе над личной методической темой, которая находит отражение в Плане самообразования.

4. Проведение консультаций для педагогов по организации и содержанию самообразования в новом учебном году. Во втором полугодии учебного года каждый педагог техникума выступает на заседании методической комиссии с отчетом о реализации работе Плана самообразования.

Как правило, результатом работы над Планом самообразования, являются повышение качества преподавания предмета / профессии, разработка новых форм, методов и приемов обучения, доклады, выступления, проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме), разработка дидактических материалов согласно новым ФГОС, тестов, выработка методических рекомендаций, разработка и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.

Таким образом, индивидуальная методическая работа предполагает непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры каждого педагога, способствует развитию его профессиональных компетенций, саморазвитию и профессиональному росту.

Литература

1. Голубева, Л.В., Методическая работа в школе / Л.В.Голубева, И.Г. Норенко, Т.В. Хуртова и др. –Волгоград: Учитель, 2010. –С. 58-59.

2. В помощь методисту. Сборник методических рекомендаций. –М.: Высшая школа, 1994. –С 35-37.

3.Чистякова С.Н., Профессиональные компетенции педагога и новые стандарты/ С.Н.Чистякова// Профессиональное образование. Столица. –2013. –№4. –С.14-17.