Цели урока:
- воспитание толерантного отношения учащихся в поликультурном обществе;
- способствовать формированию активной жизненной позиции;
- научить учащихся объяснять смысл произведения на основе авторских и личных представлений о мире и человеке;
- способствовать развитию познавательной активности, развивать эмоциональное восприятие исторического источника.
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Постановка проблемного задания
3. Работа с картинами известных художников по теме. Ассоциативное осмысление, объяснение символов.
4. Информация учащихся.
5. Работа с текстом “Жития...”
6. Ответы на вопросы для решения проблемного задания.
7. Закрепление изученного , выставление оценок.
Ход урока
1. Учитель читает отрывок из повести Ю.Нагибина “Огненный протопоп”, не сообщая ни названия, ни автора произведения, но формулируя вопрос: какой образ вы себе представляете и какие ключевые слова, выражающие авторскую оценку образа, вы бы отметили? (карточки с текстом на столах у учащихся.)
На доске картины. Мясоедов Сожжение протопопа Аввакума.
“Протопоп горел с ног, на низком вялом пламени. Он стонал, закидывал косматую пегую голову с желто обгорелыми от искр кончиками длинных волос. И стрелецкий десятник...томительно ждал, чтобы страдалец запросил пощады... И когда, терявший себя от боли проопоп заходился волчьим воем, десятнику мерещились седой ковыль, серые гладкие валуны на южном пределе Руси и золотисто вскипающая даль под копытами вражеской конницы... - Ластовица, помощница ко спасению!.. – взывал из черного дыма протопоп. – О, вы, скрижали света, жезл Ааронов прозябший...две херувимы одушевленные. Не обижайте Федора...блаженны нищие духом!..Дочь духовная не уйдешь от меня ни на небо, ни в бездну!.. Грядет Господь грешников мучити , праведников спасати!.. Много еще выкрикивал задыхающийся протопоп, вроде бы бессвязно, но все имело прочную связь в нем самом. И все-таки,многажды думая об уготованном ему конце, рисуя в сильном своем воображении ждущие его муки, Аввакум не ждал, что ему будет так больно. А говорили, что смерть на костре не страшнее любой другой казни, даже легче. Человек вроде бы еще жив, и корчится, и даже глас подает, а уж сердце стало угольком и не живет, не болит. Да кто это мог знать?..Когда же наконец обуглится его сердце? Нет сил терпеть... Господи, неужто ты оставил меня? Нет! Нет! Я все вынесу, только будь со мной! Господи, боля твоя!.. Он хотел сказать “воля”, но оговорился “боля”. Господь принял смиренную его оговорку и послал ему остужение. Опахнуло протопопа, рассеяло дым на мгновение, и в тонком золотом лучике, пронизавшем тьму грядущего, узрел он тех, кто через века подхватит его слово и подвиг. И сразу радостно затосковал о них Аввакум... С этого пустозерского пламени возжёгся костёр великой русской прозы”. [ 5]
2. “Все предложения учащихся записываются на доске. Открываются несколько эпиграфов:
Печальник земли русской и собиратель её единого духа (В.Распутин)[ 1]
Л.Леонов “Казалось бы – нетерпимый фанатик “божьего дела”, ригорист, гонитель просвещения , ретивный приверженец старообрядчества.”[4]
“... на фоне других выдающихся деятелей старообрядческого движения протопоп Аввакум выделяется своей поистине исполинской фигурой, по силе проповеди приближающейся к новозаветным апостолам, а в “огнепальной ревности” по вере – к ветхозаветным пророкам. К.Кожурин[3]
В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: “ Какое из высказываний передаёт сущность и значение личности протопопа Аввакума?
3. Объясните происходящее на картинах А.Кившенко Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. и картины С.В. Иванов Во времена раскола (изъятие по описи старопечатных книг), вспомните из курса отечественной истории причины раскола русской церкви в XVII веке и главных действующих лиц, связанных с церковной реформой.
Сообщение ученика.
Раскол можно расценивать и как религиозное, и как социальное движение, протест против , установившего крепостнический режим и активно поддерживающего официальную церковь и ее догматы . Истоки его восходили к намерению духовных властей восстановить единство церковных обрядов и содержания богослужебных книг. В течение веков тексты рукописных церковных книг подвергались искажениям, в одних случаях старательно вносимым переписчиком, в других – по неряшливости или невнимательности. Как только Никон стал в 1652 году патриархом, он начал энергично осуществлять церковную реформу в соответствии со своими взглядами: провел обрядовую реформы, в частности заменил обычай креститься двумя перстами троеперстием, и книжную справу – исправление богослужебных книг по греческим текстам. Более того он не только прекратил общение с ревнителями, но и круто расправился с ними.
В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это соответствовало вековой традиции. Люди сохранили свои обряды в неприкосновенности с X в. , в данном случае греки были отступниками. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного; склонность патриарха к крутым действиям (“оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства”) ; взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников; обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами; искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол. [ 6]
4. Сообщение ученика о жизни и судьбе протопопа.
На доске картина. Милорадовича С.Д. Путешествие Аввакума.
Аввакум (Петров или Петрович) (1620-1682).
Родился в 1620 г. в селе Григорове под Нижним Новгородом в семье священника.
В 1638 женился на 14-летней Анастасии Марковне, которая на всю жизнь стала его верной спутницей и матерью восьми их детей.
В 1642 был рукоположен в диаконы. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать в Москву.
В 1652 был возведен в протопопы и начинает служить в Москве в Казанском соборе.
Аввакум, слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (+1652) в "книжном исправлении", но требовал исправления по русским церковным книгам, а не греческим.
Уже в сентябре 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. Аввакум был сослан в Тобольск. С 1656 по 1661 состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли", доходил до Нерчинска, до Шилки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах.
Между тем Никон потерял всякое значение при дворе, и Аввакум возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества Аввакума; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре, однако, убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а противник Церкви. Он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить 4-конечный крест, исправление символа веры, троеперстное сложение и послал даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления Иосифовских обрядов.
В 1664 г. Аввакум сослан был в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою фанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя "рабом и посланником Иисуса Христа".
В 1666 г. Аввакум привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний собрался церковный суд, где он был проклят и лишен сана. После чего наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). 14 лет просидел Аввакум на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец письмо его к царю Феодору Алексеевичу, в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь Аввакума и троих его товарищей. 1 апреля 1682 г. они были сожжены в срубе в Пустозерске.
Раскольники считают Аввакум мучеником и имеют иконы его. 5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.[ 1]
5. Был ли Аввакум одинок в своем противостоянии? Просмотр картины Сурикова Боярыня Морозова
Каждому из нас боярыня Феодосия Морозова известна с детства по замечательной картине Василия Сурикова. Заснеженная улица старой Москвы, толпа расступается перед дровнями, на которых сидит закованная в цепи немолодая женщина в черной одежде. Сам художник вспоминал: "Как увидел: ворону, сидящую черным пятном на снегу с отставленным в сторону крылом, так и не смог этого пятна много лет забыть. Потом боярыню Морозову написал". Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой: что оно открывает нам в личности протопопа?
УЧЕНИК: Боярыня Морозова – духовная дщерь Аввакума. Сила ее протеста и приверженности потрясают зрителя. На картине Суриков сохранил черты русского быта 16 и 17 веков: старинные обычаи, одежду. Суровое лицо боярыни как бы освещено огнем. В.И.Суриков шутил, говоря: “Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял”. Настолько правдоподобно передана история боярыни и ее соузниц Евдокии Урсовой и Марии Даниловой, “верных горемык миленьких” как называл их Аввакум.
Зачитывает отрывок из послания Аввакума боярыне Морозовой...[ 2 ]
Из этого отрывка мы понимаем, что Аввакум ощущает себя пастырем, наставником “Христова стада”. Это его миссия. Текст очень эмоционален: от бранной ругани до нежной признательности. Отстоять правду – главное для Аввакума.
6. Работа с отрывками из “Жития...” По группам, отрывки выбираются произвольно и комментируются.[ 2]
Ответы на вопросы.
1. Как вы представляете себе Аввакума после знакомства с его "Житием"? Какой у него был характер? Какие моральные и человеческие качества его отличали?
2. В чем Аввакум видел свою миссию? Что толкало его на мученичество? Что защищал и против чего выступал Аввакум?
3. Как он относился к врагам и близким по духу людям? Приведите примеры.
4. Почему всю свою жизнь он терпел бедствия и гонения?
5. Кто были его сторонники и последователи?
6. В чем заключается своеобразие "Жития" Аввакума? Почему оно дается без перевода? Какие приемы он использует для большей убедительности читателей в своей правоте? Всегда ли Аввакум был правдив?
7. Какой эпизод из "Жития" вам больше всего запомнился?
7. Заключительная часть урока ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос? Учащиеся отвечают.
Вывод учителя: Перед нами личность яркая и незаурядная!6.
И пусть главный вопрос сегодняшнего урока остался открытым.
Главное, что вы сумели почувствовать неоднозначность личности Аввакума, а значит – вы научились мыслить самостоятельно, избегая шаблонов и штампов в оценке литературных и реальных героев.
8. Выставление оценок.
Список использованных источников и литературы.
- Аторин, Р.Ю. Протопоп Аввакум: жизнь, вера и учение. — М.: “Арохеодоксiя” .2011. – 134 с.
- Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения (под ред. Н.К. Гудзия). М., 1960
- Кожурин, К.Я. Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. — М.: Молодая гвардия, 2011. — 396 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1317)
- Лихачев Д.С. Великое наследие. М.: “Просвещение” 1980.- 325с.
- Нагибин Ю. Огненный протопоп. М : “АСТ” 2005.- с.84
- Робинсон А.Н. Творчество Аввакума и общественное движение в конце XVII в. //ТОДРЛ. Т. 18. М. - Л., 1962. - С. 149 – 175.