Урок русского языка по программе "Школа 2100". Тема: "Сложные слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • Познакомить с понятием “сложные слова”, образованием сложных слов; повторить понятия “корень”, “однокоренные слова”.
  • Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке;
  • Прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру интеллектуального труда;

Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность;

Форма обучения: групповая, проектная, фронтальная.

Оборудование: доска, компьютер, проектор.

Этапы Учитель УУД
I. Организационный момент. Дыхательная гимнастика. - Прежде, чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу.

- Садитесь. Проверьте, как вы сидите, как лежит тетрадь. Запишем число, классная работа. (Дети открывают тетради и записывают число, классная работа).

Личностные УУД:
  • связь между целью учебной
  • деятельности и её мотивом.
II. Чистописание. Актуализация знаний. - Расшифруйте головоломку(выбрать буквы русского алфавита)

Игра “Головоломка”. см. Презентация. Слайд 3

rвfj jоrg wдzl lоvu
wвir fgwо зjzt rвlt
jsёz djзw qвvb jfgo
gдlh dtrу vuqи vзgi
gвyt rоdg tjfд usоl
jпwg ijрq оlvz yiвw
gоnr дdjq ujаr.

- Начертание какой буквы сегодня будем повторять. (в) Как догадались?

Выполните упражнение 3 раза. (на доску)

Запишите слова скороговорки, начинающиеся на букву В в 2 столбика.

- Какой принцип классификации вы выбрали? Слайд 4

Водовоз вёз
Водопровод вода

- Давайте вспомним, какие задания мы уже выполнили?

(головоломка, скороговорка, чистописание). слайд 5

Что объединяет эти слова?

ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

КУУД: формулировать собственное мнение и позицию.

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

ПУУД: осуществлять синтез как составление целого из частей.

ІІІ. Постановка учебной проблемы Сформулируйте тему урока.

Какие цели вы поставите перед собой на данный урок?

Запишите 1 слово на выбор, докажите, что это сложное слово.

- Сколько корней в этом слове? (тоже два) А основ? (тоже две)

- Как называют слова, имеющие два корня? (дети высказывают предположения)

- Сегодня на уроке предстоит провести исследовательскую работу, в результате которой мы найдём новый способ образования слов. Какие слова мы называем сложными?

Откройте учебник. Проверим наши выводы.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу
IV. Проектирование и фиксация нового знания (цель: формировать умение образовывать слова) Соедините части сложных слов. Слайд 6
Сад водить
Рыба ходить
Пыль падать
Снег ловить
Пешком сосать

Прочитайте слова.

- Выделите в каждом корень. Из корней образуйте новые слова.

- При помощи чего вам удалось соединить корни? (при помощи гласных о, е)

- Как бы вы назвали эти гласные? Слайд 7

(да, это соединительные гласные – орфограммы)

РУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

КУУД: контролировать действия партнера; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

V. Проект №1. Правописание соединительных гласных в сложных словах. (презентация + памятка). Подготовлен группой учащихся Соединительные гласные изображаются на письме буквами о или е; они прибавляются к концу первой основы, входящей в состав сложного слова. Слайды 7-17

После основ на твёрдую согласную (кроме ж, ш и ц) соединительной гласной бывает о: вод(о)провод, груз(о)оборот; после основ на мягкую согласную – соединительная гласная обычно е и только иногда о: земл(е)делие, кров(е)носный, пыл(е)сос и т. п., но басн(о)-писец, звер(о)лов, кров(о)обращение; после шипящих, после ц и после й соединительная гласная всегда е: каш(е)вар, овц(е)водство, ча(е)-питие (основа чай).

Пишутся слитно сложные имена существительные с глагольной первой частью на -и, например: вертишейка, горицвет, держиморда, скопидом, сорвиголова, шумиголова.

- Как правильно написать соединительную гласную? (алгоритм) ученики слайд ( каждый ученик получает памятку подготовленную группой) Приложение 1

КУУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов; владеть диалогической формой речи.

ПУУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • доказательство;
VI. Письмо по памяти Звёздная карта неба - это опора мореплавателя, хлебороба и лесоруба.

- Прочитайте предложение. Зажгите “ огоньки” под орфограммами.

- Запишите по памяти.

 
VII.Проект №2 Словарь народных примет.

Подготовлен группой учащихся

Словарь народных примет в которых встречаются сложные слова. Результат деятельности – книжка-малышка.

Слайд 18. Группа демонстрирует книжку- малышку. Зачитывает некоторые приметы.

 
VІІІ. Физминутка Слайд 19

Какой предмет, обозначаемый сложным словом встретили?

Рассказ о слове. АВТОМОБИЛЬ. Заимств. из франц. яз. в конце XIX в. Франц. automobile является сложением греч. autos “сам” и лат. mobilis “двигающийся”. Буквально — “повозка, движущаяся сама собой”.

Вывод: иностранные слова также бывают сложными.

 
ІХ. Развитие умения применения нового знания Задания для умных детей. Слайд 20. Замените русскими синонимами – сложными словами - слова иноязычного происхождения:
  • Каллиграфия
  • Орфография

Проверь себя: чистописание, правописание,

Слайд 21

... Круглолица, черноброва, нраву кроткого такого.
А.С. Пушкин

- Для чего автор использует сложные слова?

Жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый.

- О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (о человеке с такими чертами характера)

Какими чертами характера обладаете вы? (высказывания детей)

Светловолосый, темнокожий, синеглазый, рыжеволосый, чернобровый.

- Когда мы употребляем такие слова? (когда говорим о внешности человека)

- Какие черты своей внешности вы можете описать сложными словами? Слайд - мастерская слова.

Работа по карточкам. Выберите и запишите черты характера, которые вам подходят, если вам не понятен смысл слова обратитесь к словарю.

Карточка.

Самолюбивый, трудолюбивый, лежебока, слабовольный, тугодум, сердобольный, добродушный, милосердный, великодушный, пустомеля, свободолюбивый, благородный.

Выдели корни, подчеркни орфограммы – соединительные гласные.

Составьте словесный портрет – описание своего одноклассника.

Прочитайте описание, а ребята должны догадаться, о ком вы говорите.

- Какие слова вы записали? Как они образовались? Подчеркните орфограммы (соединительные гласные).

Составьте и запишите предложение о своём друге (подружке) используя сложное слово (черта характера или внешний вид)

Познавательные УУД:
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условиях;
  • смысловое чтение;

Логические УД:

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объекта;
  • самостоятельное создания способов решения.
Х. Проект №3. Энциклопедия одного слова (благо) презентация.

Подготовлен группой учащихся

Слайды 23-31  
ХI. ФИЗМИНУТКА-ИГРА. - Я хочу вам предложить сыграть в игру. Для этого мы разделимся на две команды. Девочки будут командой буквы О, а мальчики – командой буквы Е. Правила простые. Я называю слово. И если его корни соединяются буквой О, то встают девочки, а если буквой Е, то встают мальчики. Договорились? Будьте внимательны! Начинаем игру!

ПАРОВОЗ, ЗЕМЛЕКОП, СОКОВЫЖИМАЛКА, ЛЕСОРУБ, МЫШЕЛОВКА, ОВОЩЕВОД, ДРОВОСЕК, СТАЛЕВАР, СВИНОПАС, ПТИЦЕВОД, ЛЕДОХОД, МЯСОРУБКА, КОФЕВАРКА, СНЕГОПАД, ЗВЕЗДОПАД. ПЫЛЕСОС.

 
ХII. Проект №4.  “Орфографические стихи о соединительных гласных”. Результат- буклет. (см. приложение 2)  
  Фонетический разбор. Слайд 36  
ХIII. Проект №5 Фразеологизм - Вавилонское столпотворение. Подготовлен группой учащихся Слайд 34-37  
ХIV. Самостоятельная работа. - Замените одним сложным словом. Слайд 38-42  
ХV. Итог урока.

Рефлексия

Какая была тема урока?

- Какую цель перед собой ставили?

- Добились ли поставленной цели?

РУУД: оценка (выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)
ХV?. Домашнее задание. Слайд 43

1) стр. 98 №6

2) для самых умных - найти слова, которые образованы из 3-4 корней или основ.

3) Колобок - сложное слово? (по желанию)