Цели.
- Формировать умения писать личные ударные окончания глаголов, определять спряжение, осуществлять орфографический самоконтроль.
- Совершенствовать умения употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов.
- Развивать монологическую речь учащихся, способствовать обогащению словарного запаса детей.
- Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: карточки для работы в парах, в группах, карточки для работы индивидуально, слова – опоры на доске.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подберите к данным словам антонимы:
Скучно - … (интересно)
В одиночестве - … (в коллективе)
Много - … (мало)
Подберите к данным словам синонимы:
Сосредоточенно - … (внимательно)
Злой - …. (коварный)
(Слова записаны на доске, после ответов детей выставляю каждое слово на карточке)
Соотнесём данные слова с предстоящей работой на уроке. Надеемся, что урок будет интересным, нужно проявить внимание, работать будем в коллективе, нас могут подстерегать коварства, и вероятно, знаний у нас ещё недостаточно. Постараемся восполнить пробелы.
II. Словарная работа.
Начнём урок с повторения изученных словарных слов. Я буду зачитывать определения лексических значений слов из словаря Ожегова, ваша задача определить слово.
(Дети отгадывают слова и по одному записывают их на доске, объясняя орфограммы)
- Специалист по сельскому хозяйству.
- Описание чьей-нибудь жизни.
- Поддаваться действию огня, уничтожаться огнём.
- Колдун, чародей.
- Игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь темой.
- Поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам.
Агроном, биография, гореть, волшебник, викторина, путешествие.
- Какое слово вы бы исключили как лишнее? Гореть- гл. неопред. формы.
III. Постановка цели. Повторение знаний о глаголе.
- Продолжаем исследование самой огнедышащей, самой живой части речи – глагола.
- Перед вами карточка с номерами. Слушайте внимательно, если моё высказывание верное, то обведите номер в кружок, если высказывание неверное – зачеркните номер. Работу выполняйте вместе с соседом по парте.
1 2 3 4 5 |
- Глагол обозначает действие.
- Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по падежам.
- Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется – спряжением.
- Глаголы настоящего и будущего времени 2 лица ед.ч. Имеют окончание -ете, -ёте, -ите.
- Глаголы настоящего и будущего времени 3 лица мн.ч. Имеют окончание -ат/ят, -ут/-ют.
- Какие номера зачеркнули?
- Дайте правильные ответы?
- Что общего в заданных вопросах? Все вопросы о глаголе.
(Ошибка во втором и четвёртом высказывании.
2. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам)
4. Глаголы настоящего и будущего времени 2 лица ед. ч. имеют окончание -ишь, -ёшь, -ешь)
IV. Распределение слов на группы с последующим определением темы урока.
Поёшь, поговоришь, летит, стоят, споёт, везём, лает.
- Прочитайте слова, что общего? Все слова - глаголы.
- Какое слово вы бы исключили как лишнее?
- Глагол лает лишний, так как у нег безударное личное окончание. Безударное окончание глагола требует специального правила. С этим правилом будем знакомиться на следующих уроках.
- Что общего в оставшихся словах? У всех слов ударные окончания.
- Что вы знаете про личные ударные окончания глаголов?
(Под ударением личные ударные окончания глаголов пишутся так как слышатся)
- Кто определит тему урока? Правописание личных ударных окончаний глаголов.
- На какие две группы можно разделить слова? 1 и 2 спряжение.
- Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?
- Запишем данные слова в 2 группы с комментированием.
V. Развитие речи.
- Вам может показаться, что правописание личных ударных окончаний глаголов – это очень простая тема. Нельзя ошибиться в правописании ударных окончаний, мы не напишем -и- вместо -ё- , но всё же глаголы с ударными окончаниями не так просты, таят в себе коварства.
- Возьмите карточку №1
1 л. жгу | пеку |
2 л. жжёшь | печёшь |
3 л. жжёт | печёт |
1 л. жжём | печём |
2 л. жжёте | печёте |
3 л. жгут | пекут |
Мама (печь) пирог, а мы с сестрой (испечь) торт.
В день прощания с лагерем на лесной поляне мы (зажечь) костёр.
Колючий ветер (жечь) лицо.
- Посмотрите, как проспрягали глаголы жечь, печь. Прочитаем. Что общего в глаголах? Глаголы с ударными окончаниями, 1-ого спряжения.
- Однажды в магазине я услышала разговор двух ребят, которые покупали бенгальские огни. Один сказал другому: “Здорово, мы скоро “зажгём” бенгальские огни”.
- В чём же коварство глаголов, какую ошибку допустили ребята? В корнях чередование согласных, в 1 лице мн. ч. нужно говорить “зажжём”.
- Запомните личные формы этих глаголов.
- Ниже даны предложения. Какое задание предложите?
Спишите предложения, раскрывая скобки, правильно употребляйте глаголы в настоящем или будущем простом времени.
(Проверка. Дети читают предложения, я выставляю на доску карточки со словами.)
Определим время, лицо, число глаголов.
Печёт, испечём, зажжём, жжёт.
VI. Работа с текстом. Работа в группах.
- Возьмите карточку №2. Перед вами текст. Прочитайте его. В каком времени употреблены глаголы? Что ещё общего в данных глаголах? (Глаголы настоящего времени, множественного числа, 3 лица, 2 – ого спряжения – окончания ударные.)
Последние косые лучи осеннего солнца золотят унылую степь. Шелестят сухие травы. В вечернем воздухе кричат вороны.
- Замените глаголы настоящего времени мн.ч., на глаголы будущего простого времени единственного числа. Работаем в группах.
(Последний косой луч осеннего солнца позолотит унылую степь. Зашелестит сухая трава. В вечернем воздухе закричит ворона).
Проверка.
Синтаксический разбор последнего предложения.
VII. Домашнее задание.
Оставшиеся предложения записать в тетрадь, произвести синтаксический разбор.
VIII. Рефлексия.
- Какая часть урока была трудной?
- Какая часть урока была наиболее интересной?
Спасибо всем за работу.
Литература: Елизарова Е.М. “Новые и старые подходы к системе общего развития Л.В.Занкова”. Издательство “Панорама”, 2006.