Тема урока "Правописание личных ударных окончаний глаголов". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели.

  1. Формировать умения писать личные ударные окончания глаголов, определять спряжение, осуществлять орфографический самоконтроль.
  2. Совершенствовать умения употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов.
  3. Развивать монологическую речь учащихся, способствовать обогащению словарного запаса детей.
  4. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: карточки для работы в парах, в группах, карточки для работы индивидуально, слова – опоры на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подберите к данным словам антонимы:

Скучно - … (интересно)

В одиночестве - … (в коллективе)

Много - … (мало)

Подберите к данным словам синонимы:

Сосредоточенно - … (внимательно)

Злой - …. (коварный)

(Слова записаны на доске, после ответов детей выставляю каждое слово на карточке)

Соотнесём данные слова с предстоящей работой на уроке. Надеемся, что урок будет интересным, нужно проявить внимание, работать будем в коллективе, нас могут подстерегать коварства, и вероятно, знаний у нас ещё недостаточно. Постараемся восполнить пробелы.

II. Словарная работа.

Начнём урок с повторения изученных словарных слов. Я буду зачитывать определения лексических значений слов из словаря Ожегова, ваша задача определить слово.

(Дети отгадывают слова и по одному записывают их на доске, объясняя орфограммы)

  • Специалист по сельскому хозяйству.
  • Описание чьей-нибудь жизни.
  • Поддаваться действию огня, уничтожаться огнём.
  • Колдун, чародей.
  • Игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь темой.
  • Поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам.

Агроном, биография, гореть, волшебник, викторина, путешествие.

- Какое слово вы бы исключили как лишнее? Гореть- гл. неопред. формы.

III. Постановка цели. Повторение знаний о глаголе.

- Продолжаем исследование самой огнедышащей, самой живой части речи – глагола.

- Перед вами карточка с номерами. Слушайте внимательно, если моё высказывание верное, то обведите номер в кружок, если высказывание неверное – зачеркните номер. Работу выполняйте вместе с соседом по парте.

1    2    3     4    5
  1. Глагол обозначает действие.
  2. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по падежам.
  3. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется – спряжением.
  4. Глаголы настоящего и будущего времени 2 лица ед.ч. Имеют окончание -ете, -ёте, -ите.
  5. Глаголы настоящего и будущего времени 3 лица мн.ч. Имеют окончание -ат/ят, -ут/-ют.

- Какие номера зачеркнули?

- Дайте правильные ответы?

- Что общего в заданных вопросах? Все вопросы о глаголе.

(Ошибка во втором и четвёртом высказывании.

2. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам)

4. Глаголы настоящего и будущего времени 2 лица ед. ч. имеют окончание -ишь, -ёшь, -ешь)

IV. Распределение слов на группы с последующим определением темы урока.

Поёшь, поговоришь, летит, стоят, споёт, везём, лает.

- Прочитайте слова, что общего? Все слова - глаголы.

- Какое слово вы бы исключили как лишнее?

- Глагол лает лишний, так как у нег безударное личное окончание. Безударное окончание глагола требует специального правила. С этим правилом будем знакомиться на следующих уроках.

- Что общего в оставшихся словах? У всех слов ударные окончания.

- Что вы знаете про личные ударные окончания глаголов?

(Под ударением личные ударные окончания глаголов пишутся так как слышатся)

- Кто определит тему урока? Правописание личных ударных окончаний глаголов.

- На какие две группы можно разделить слова? 1 и 2 спряжение.

- Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?

- Запишем данные слова в 2 группы с комментированием.

V. Развитие речи.

- Вам может показаться, что правописание личных ударных окончаний глаголов – это очень простая тема. Нельзя ошибиться в правописании ударных окончаний, мы не напишем -и- вместо -ё- , но всё же глаголы с ударными окончаниями не так просты, таят в себе коварства.

- Возьмите карточку №1

1 л. жгу пеку
2 л. жжёшь печёшь
3 л. жжёт печёт
1 л. жжём печём
2 л. жжёте печёте
3 л. жгут пекут

Мама (печь) пирог, а мы с сестрой (испечь) торт.

В день прощания с лагерем на лесной поляне мы (зажечь) костёр.

Колючий ветер (жечь) лицо.

- Посмотрите, как проспрягали глаголы жечь, печь. Прочитаем. Что общего в глаголах? Глаголы с ударными окончаниями, 1-ого спряжения.

- Однажды в магазине я услышала разговор двух ребят, которые покупали бенгальские огни. Один сказал другому: “Здорово, мы скоро “зажгём” бенгальские огни”.

- В чём же коварство глаголов, какую ошибку допустили ребята? В корнях чередование согласных, в 1 лице мн. ч. нужно говорить “зажжём”.

- Запомните личные формы этих глаголов.

- Ниже даны предложения. Какое задание предложите?

Спишите предложения, раскрывая скобки, правильно употребляйте глаголы в настоящем или будущем простом времени.

(Проверка. Дети читают предложения, я выставляю на доску карточки со словами.)

Определим время, лицо, число глаголов.

Печёт, испечём, зажжём, жжёт.

VI. Работа с текстом. Работа в группах.

- Возьмите карточку №2. Перед вами текст. Прочитайте его. В каком времени употреблены глаголы? Что ещё общего в данных глаголах? (Глаголы настоящего времени, множественного числа, 3 лица, 2 – ого спряжения – окончания ударные.)

Последние косые лучи осеннего солнца золотят унылую степь. Шелестят сухие травы. В вечернем воздухе кричат вороны.

- Замените глаголы настоящего времени мн.ч., на глаголы будущего простого времени единственного числа. Работаем в группах.

(Последний косой луч осеннего солнца позолотит унылую степь. Зашелестит сухая трава. В вечернем воздухе закричит ворона).

Проверка.

Синтаксический разбор последнего предложения.

VII. Домашнее задание.

Оставшиеся предложения записать в тетрадь, произвести синтаксический разбор.

VIII. Рефлексия.

- Какая часть урока была трудной?

- Какая часть урока была наиболее интересной?

Спасибо всем за работу.

Литература: Елизарова Е.М. “Новые и старые подходы к системе общего развития Л.В.Занкова”. Издательство “Панорама”, 2006.