Элективный курс "Химия внутри нас"

Разделы: Химия


Пояснительная записка.

Элективный курс “Химия внутри нас” предназначен для учащихся 9 класса.

Носит межпредметный характер. Он ориентирован на углубление и расширение знаний на развитие любознательности, интереса к химии, биологии и экологии. Содержание курса рассказывает о роли важнейших химических элементов и их соединений.

Несомненно этот курс в первую очередь полезна для тех кто планирует продолжить свое образование в учебных заведениях медико – биологического профиля.

Практическая часть программы предусматривает применение учащимся знаний, полученных при изучении химии, биологии, экологии. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся ; семинары, лекции, конференции , лабораторные и практические работы с использованием различных источников информаций.

Привлечение дополнительной информации межпредметного характера позволяет заинтересовать школьников химией, повысит их познавательную активность, расширит знания о глобальных проблемах современности.

Цель курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Продолжить формирование химической грамотности, умения наблюдать, обобщать, информацию и формировать выводы. Данный курс предусматривает интеграцию смежных предметов: химии, биологии, экологии.

Задачи курса: развитие научного мировоззрения; формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою точку зрения), на основе межпредметных связей с биологией, сообщить дополнительные знания о важнейших химических элементах и их функциях в живых организмах; развитии экологической культуры и пропаганда здорового образа жизни.

Учащиеся должны знатьважнейшие химические элементы и их биологические функции в жизненно важных процессах живых организмов.

Учащиеся должны уметь: проводить качественные реакции на ионы: Cl1-, S2-, PO43-, NО3-CO32-

Анализировать состав воды и вести количественные расчеты. Работать с дополнительными источниками информации, осмысливать и преобразовывать полученную информацию. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни. Работать в группе. Определять цель, выделять объект исследования, способы обработки полученной информации. Составлять рефераты, проектные работы, придерживаясь определенной структуры.

Методы обучения.

1. Традиционные:

– словесный (объяснение, информирование, обсуждение);
– практический (выполнение практических работ);
– наглядный.

2. Методы новых педагогических технологий:

– индивидуальной творческой деятельности (подготовка рефератов, творческих работ)
– сотрудничества (при подготовке проектов);
– исследовательский (при проведении практической работы);
– проектный (выполнение проектных работ).

Основные формы работы с учащимися.

1. Групповая работа.
2. Индивидуальная творческая работа.

Средства работы на занятиях.

1. Лабораторное оборудование для проведения практических работ.
2. Технические средства – компьютер, мультимедийный экран принтер, сканер.

Подход к обучению.

1. Личностно – ориентированный (учет интересов, возможностей, склонностей учащихся).
2. Интегративный (сочетание разных видов деятельности, привлечений знаний из других областей).

Виды контроля.

1. Письменный отчет практических работ.
2. Выступление на “конференции” по группам по защите рефератов.
3. Оценка презентации проектов и презентаций.

Содержание курса.

Тема 1. Биоэлементы. Общий обзор биологических элементов. (1 ч.)

Занятие 1. Общая характеристика биоэлементов.

Положение элементов металлов и неметаллов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Особенности строения их атомов, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства. Макро – и микроэлементы, их свойства. Содержание биогенных элементов в живых организмах.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: конспект.

Тема 2. Макро – и микроэлементы неметаллы. (2 ч.)

Занятие 2. Кислород – газ, поддерживающий жизнь.

Кислород в составе всех жизненно важных веществ: белков, жиров, углеводов, воды. Физиологическая роль кислорода: медленного окисления пищи, процессы дыхания, защитные функции организма. Использование свободного кислорода человеком, животными и одноклеточными. Кислород в медицине. Фотосинтез. Роль зеленых растений в восполнении атмосферы кислородом. Свойство озона поглощать избыток ультрафиолетовых лучей. Применение озона в медицине.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 3. Проектная работа “Химия и медицина”.

Образовательный продуктотчет.

Занятие 4Водород, его незаменимость в живой природе. (2 ч.)

Водород – обязательный компонент всех органических соединений организма. Водородные связи, лежащие в основе самых тонких явлений жизнедеятельности: способность ферментов распознавать вещества, специфичность действия многих лекарственных препаратов, способность мышц сокращаться. Участие атомарного водорода в процессах метаболизма. Ион гидроксония, его концентрация в желудочном соке. Биологическая роль воды, пероксида водорода. Основные функции воды в живом организме. Баланс воды в живом организме: потребление и выделение. Требования к питьевой воде: мутность, микрофауна, химический состав. Очистка воды: коагуляцией, фильтрованием, хлорированием, озонированием. Опреснение воды. Действие минеральных вод на организм: желудочно-кишечный тракт, систему кровообращения. Круговорот воды в природе.

Демонстрации: образцы минеральных вод различных природных источников. Презентация“Круговорот воды в природе”.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 5. Практическая работа. Определение качества воды методами химического анализа.

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 6Сера – составная часть белков живых организмов. (1 час.)

Содержание серы в организме человека. Суточная потребность. Сера – составная часть аминокислот в организме человека и животных, компонентов белков волос, шерсти, рогов, копыт, ногтей. Сера – составная часть витамина В1, участвующего в обмене углеводов, жиров и белков. Сероводород и серная кислота – продукты распада белков, их биологическая роль. Круговорот серы в природе. Применение серы и ее соединений в медицине. Влияние на организм сероводорода, оксидов серы и охрана окружающей среды

Демонстрации: Медицинские препараты, природные минералы, содержащие серу.

Химический эксперимент: “Обнаружение сероводорода в тухлом яйце”.

Форма занятия: семинар, рабата в группах.

Образовательный продукт: отчет

Занятие 7.Азот и жизнь – понятия неотделимые”. (2 ч.)

Содержание азота в животном и растительном организмах. Азот – составная часть белка, нуклеиновых кислот, пептидов, ферментов. Полноценные и неполноценные белки. Сбалансированная белковая диета, последствия ее нарушения. Процессы трансформации белков в теле человека. Биологическая и промышленная фиксация атмосферного азота. Азот – элемент питания растений. Понятие о круговороте азота .Влияние на организм азота, его оксидов, аммиака, нитрат и нитрит ионов. Меры защиты. Кессонная болезнь. Нитраты и нитриты. Источники поступления азота с нитратами в организм. Пути снижения нитратов в продуктах питания при приготовлении пищи. 
Демонстрации: таблицы. Таблица “Накопление нитратов в продукции открытого грунта. “Пути снижения содержания нитратов в продуктах питания”, “Допустимые нормы содержания нитратов”, Образцы растений, содержащих недостаточное количество азота Презентация “Азот” Коллекция минеральных удобрений.

Лабораторные опытыКачественная реакция на нитраты и нитриты.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 8. Практическая работа: Определение содержания нитратов в продуктах питания и в овощах..

Форма занятия: семинар, рабата в группах.

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 9–10. “Фосфор – элемент жизни и мысли”. (2 ч.)

Содержание фосфора в организме человека. Фосфор – составная часть костной, мышечной и нервной ткани. Фосфатная буферная система крови. Потребность в фосфоре, продукты, содержащие фосфор. Связь фосфора и кальция. Фосфор – элемент питания растений, способствует созреванию плодов. Понятие о фосфорных удобрениях, совместимость удобрений. Круговорот фосфора в природе. Воздействие человека на круговорот фосфора.

Демонстрации: Природные минералы, содержащие фосфор. Презентация “Круговорот фосфора в природе”. Таблица “Признаки фосфорного голодания у растений”. Образцы фосфорных минеральных удобрений.

Лабораторный опыт: качественные реакции на фосфат-ион.

Форма занятия: семинар, рабата в группах.

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 11. Углерод – основа живой и неживой природы. (1 час.)

Содержание углерода в организме. Углерод – основа строения органического мира. Многообразие форм соединений углерода. Участие оксида углерода (IV) в процессе фотосинтеза, его функции, круговорот углерода в природе. Воздействие соединений углерода на организм человека, угольной пыли, оксидов углерода. Меры защиты. Радиоактивный С14 углерод в живом организме.

Демонстрация СD“Фотосинтез”. Схема “Круговорот углерода в природе”. Медицинские препараты на основе карбонатов.

Лабораторный опытОбнаружение карбонат-иона в яичной скорлупе.

Форма занятия: семинар, рабата в группах.

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 12–13Биологическая роль элементов галогенов. (3часа.)

Биологические функции фтора и его соединений. Участие фтора в обмене веществ и активации некоторых элементов. Избыток и недостаток фтора в организме. Кариес зубов. Флюороз. Фторсодержащие отравляющие вещества. Хлор, его содержание в организме. Биологическая роль хлора в образовании желудочного сока, формировании плазмы крови, в переваривании белков, поддержании осмотического давления.. Дезинфицирующе действие молекулярного хлора, хлорной воды, хлорной извести. Хлорид – ионы – основа физраствора. Отравляющее действие хлора. Использование соединений хлора в медицине.

Форма занятия: семинар

Образовательный продукт: сообщения.

Демонстрации: Презентации “Биологическая роль галогенов”, фторсодержащие зубные пасты, желудочный сок

Занятие 14. Бром, его биологическая роль. Бром – составная часть гормона гипофиза. Соли брома в медицине. Йод, его содержание в щитовидной железе. Гормоны – тироксины, их влияние на обмен веществ и нервную систему. Потребность человека в йоде и его поступление в организм. Йодная профилактика – введение йодида натрия в столовую соль. Содержание йода в продуктах питания: морская капуста, рыбий жир, бобы, шпинат, яйцо и др.

Таблицы: “Источники поступления йода”, коллекция природных галогенсодержащих минералов, медицинские препараты: спиртовой раствор йода, “Иодактив”,

Форма занятия: конференция

Образовательный продукт: сообщения.

Занятие 15. Биологическая роль некоторых неметаллов, не относящихся к органогенам. Кремний, его биологическая роль. Кремний является структурным элементом соединительной ткани, и коллагена. Природные соединения кремния применение селена в медицине. Селен входит в состав нового комбинированного витаминного препарата “Триовит”.

Форма занятия: лекция, беседа

Образовательный продукт: сообщения.

Демонстрация: Презентации “Химия элементов”

Занятие 16. Защита проектов и творческих заданий. (1 ч.)

Учебно-тематический план.

Название темы Кол-во часов Форма проведения занятий Образовательный продукт
    Всего Теория Пр.    
1. Биоэлементы. Общий обзор биологических элементов

1. Общая характеристика биоэлементов.

 

 

1

 

 

1

   

Лекция с элементами беседы.

 

Конспект.

2

 

 

3

Макро – и микроэлементы неметаллы.

Кислород – газ, поддерживающий жизнь.

Водород, его незаменимость в живой природе.

 

 

2

 

 

1+1Проектная работа

 

 

 

Лекция с элементами беседы. Поисковая деятельность, работа с литературой и справочными материалами. Выбор темы реферата.

Форма занятия:

Лекция. Презентация.

Практическая работа. Определение качества воды методами химического анализа.

Опорный конспект.

 Отчет.

Опорный конспект.

Отчет о практической работе.

4 Сера – составная часть белков живых организмов. 1 1   Семинар, рабата в группах. Демонстрация. Отчет.
5 Азот и жизнь – понятия неотделимые”. 2 1 1 Лабораторные опытыКачественная реакция на нитраты и нитриты. Практическая работа: Определение содержания нитратов в продуктах питания и в овощах.

Семинар, рабата в группах.

Отчет о о практической работе.

 

Опорный конспект.

6 “Фосфор – элемент жизни и мысли”. 2 1 1 Лабораторный опыт: качественные реакции на фосфат-ион.

Семинар, рабата в группах.

Отчет.
7 Углерод – основа живой и неживой природы.  1 1   Лабораторный опытОбнаружение карбонат-иона в яичной скорлупе

семинар, рабата в группах Демонстрация CD

Отчет.

 

Опорный конспект.

8 Биологическая роль элементов галогенов.  3 2 1 Семинар. Презентация. Сообщения учащихся.

 

9 Биологическая роль некоторых неметаллов, не относящихся к органогенам. 1 1   Лекция, беседа. Опорный конспект.
9 Итоговое занятие. 1     Защита проектных работ. Сообщения, доклады, рефераты, творческие задания.
  Итого: 16 9 4    

Темы рефератов.

1. Удивительные свойства воды.
2. Химия в медицине.
3. Способы очистки питьевой воды.
4. Химия – польза или вред?
5. Загрязнение природных вод.
6. Домашняя аптека.
7. Я хочу стать…….
8. Биогеохимический круговорот серы и фосфора
9. Опреснение морской воды.
10. Разве вода – загадка?
11. Знаете ли вы, что…….
12. Волга – река, которая играет главную роль в жизни саратовцев.

Темы проектов.

1. Вода – самое удивительное вещество на Земле.
2. Химия и медицина.

Литература для учителя

  1. Из опыта преподавания неорганической химии в средней школе: Кн. для учителя / Сост. Р.П. Суровцева. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с., ил.
  2. Габриэлян О.С..Химия 11 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриэлян, Г.Г. Лысова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 368 с.: ил.
  3. География Саратовской области. Издательство “ Лицей ” 2005 г. А. М. Демин, Л.В. Макарцева , С. В.Уставщикова.
  4. Книга для чтения по неорганической химии. Москва “ Просвещение” 1993 г / часть I и II /.
  5. А. Ф. Аспицкая “Химические элементы жизни”, Пермь изд. , 1993 г.

Литература для учащихся

  1. Юдин А.М и др. “Химия для нас”.
  2. Химическая энциклопедия 1992 г.
  3. Мир химии С П Б, М М . Экспресс 1995 г.
  4. Егоров А.С и др. Химия внутри нас.
  5. О воде с тревогой и с надеждой /География в школе 2000г № 3/.
  6. Химия и здоровье М Просвещение .

Приложение.