Организационная информация |
|
Автор урока/мероприятия. | Парфенова Александра Викторовна, учитель начальных классов. |
Образовательное учреждение. | МБОУ “Гимназия № 11”, город Норильск, район Кайеркан. |
Предмет, автор учебника, по которому ведётся обучение. | Литературное чтение, система развивающего обучения Л.В.Занкова, 3 класс. Учебник – Чуракова Н.А., “Литературное чтение, ч.1, 3 класс” |
Тема урока /мероприятия. | Ю.Дмитриев. Сколько глаз у стрекозы. |
Классификация урока/мероприятия в системе образовательных мероприятий. | Тип урока: открытие новых знаний Идея урока: развитие общеучебных навыков и умений при работе с разными видами текстов в парах и группах. |
Цели и задачи урока/мероприятия. | Цели урока:
1. познакомить учащихся с рассказом Ю. Дмитриева; пополнять словарный
запас учащихся; развивать навыки смыслового чтения, умение работать с
текстом. Задачи урока:
|
Необходимое оборудование и материалы. | Учебно-методический инструментарий: материал
статей для самостоятельной работы по методике “Обучение сверстников”;
тексты, таблицы для работы в парах и группах на разноцветных листах;
фанты с названиями учебных предметов; карточки с заданиями по
математике, русс.яз., окруж.миру, трудовому обучению, творческому
заданию; карточки для рефлексии в конце урока. Технологии и методики, используемые на занятии:
|
Ход занятия
1. Мотивация. Психоэмоциональная установка.
– Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло рук своего товарища. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. У нас на занятии гости. Поприветствуйте.
– Ребята, мы будем работать в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группе. (Презентация. Слайд с правилами, который напомнит ученикам правила работы в группе.)
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся
вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не
смейся над чужими ошибками.
2. Актуализация знаний. Постановка цели занятия.
2.1. Приём антиципации. Работа в парах и группах.
– Название нашего героя вам поможет разгадать этот текст.
– У вас на столах карточка жёлтого цвета с текстом. Работаете в паре.
Достройте слова, разгадайте анаграммы, чтобы получился текст.
Где бы мы ни были, если есть поблизости ДЫРУП и КИЕР, и они неизменно тут!
Красотки, калоптериксы, порхают над вод…, подобно МАЧОБКАБ. Это очень красивые КОНАМЫЕСЕ. Их крупные сетчатые КЫЛЬЯР переливаются всеми цветами радуги – у КАМОС – дымчатые, у ВАМЦОС – синие. Сядут отдохнуть, КЫЛЬЯР сложат вместе над спин… . Это КОРЕЗСТЫ.
2.2. Определение жанра литературного произведения и стиля речи. Работа в группе.
– К какому жанру относится данное литературное произведение? (научно-популярный
текст.) Какие слова вам помогли в этом?
– Какой стиль речи у данного текста? (Художественный.)
– Послушайте тексты и так же определите жанр и стиль речи литературного
произведения.
– На белых листочках у вас таблица, в которой группа отмечает жанр
произведения и стиль текста.
жанр | текст 1 | текст 2 | текст 3 | текст 4 |
рассказ | ||||
сказка | ||||
научная статья | ||||
загадка | ||||
басня | ||||
научно-популярный текст | ||||
стиль речи | ||||
художественный | ||||
разговорный | ||||
научный | ||||
публицистический | ||||
официально-деловой |
1) Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит – стрекочет.
2) Стрекзы (лат.Odonata)– отряд хищных, хорошо летающих насекомых. Крупные с подвижной головой, большими глазами, короткими щетинковидными усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком. Отряд включает свыше 5600 видов. Большинство обитает в тропиках и влажных субтропиках. В России стрекозы широко распространены по всей территории страны (за исключением засушливых областей), фауна насчитывает около 150 видов На территории стран бывшего СССР было зарегистрировано 172 вида и 69 подвидов стрекоз, объединяемых в 52 рода, 10 семейств и 3 подотряда.
Раздел энтомологии, посвящённый изучению стрекоз, называется одонтологией.
3) Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она.
4) – Тррр-тррртттт, привет, Колючка! Как дела?
Папа-еж поднял глаза и увидел стрекозу. И очень обрадовался, так как это была его подружка – знаменитая путешественница Крылышко. Она облетела много лесов, полей, озер и говорят, что даже была за далекими горами, там, кто из местных зверей никогда не бывал.
– Представители групп, представьте ваши ответы.
– Догадались, оком пойдёт речь на сегодняшнем занятии? (О стрекозе.)
– Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить
ответы на занятии?
– Какую цель занятия можно поставить?
(Предполагаемые ответы детей: узнать новое из жизни стрекоз; узнать, чем они отличаются от других насекомых; полезные они или вредные.)
– Что поможет вам достичь этой цели?
(Предполагаемые ответы детей: внимание, логические размышления, дружная работа.)
4. Информационный блок. Работа в парах сменного состава.
– Каждому из вас на зелёном листе предложен небольшой материал о стрекозе. Вам необходимо его внимательно прочитать, подчеркнуть ключевые слова, пересказать сначала себе, а затем одному из товарищей.
(2 статьи для учащихся по теме занятия для самостоятельного изучения по количеству человек.)
1. Эти грациозные создания появились на нашей планете еще 350 миллионов лет назад в каменно-угольный период палеозойской эры, когда предки нынешних папоротников и хвощей достигали в высоту десятки метров. Прародители теперешних стрекоз были настоящими гигантами. Учёным удалось найти в толщах пластов каменного угля отпечатки тел стрекоз, размах крыльев которых достигает 90 см, а длина тела составляла 30 см. Никогда мир не знал таких огромных насекомых. Самые большие стрекозы сейчас достигают в размахе крыльев 13 см, и лишь некоторые экзотические виды имеют размах 19 см. Самые маленькие – 2 сантиметра длиной. Их называют равнокрылыми или малыми стрекозами, хотя иные из них крупнее больших, или разнокрылых, стрекоз. До наших дней дошли всего 3 с половиной тысячи мелких видов.
Лёгкие, изящные, стремительные, голубые, жёлтые, зелёные. Они до сих пор
продолжают украшать нашу планету.
2. Стрекозы относятся к типичным дневным насекомым, которые любят яркое солнце, а на ночь прячутся среди растений. Несмотря на то, что стрекоза обитает в воздухе, яйца она откладывает на подводные растения. В воде из яйца вылупляется личинка, которая растет два, а более крупные виды – три года и при этом линяет до 25 раз, меняя свой ставший ей маленьким покров. Личинки не всплывают к поверхности, чтобы набрать воздуха. Дышат они, потребляя кислород прямо из воды. Личинка стрекозы называется наяда. Она очень прожорлива. Питается маленькими рачками и другой мелкой живностью. Ловит их весьма оригинальным “оружием”, так называемой маской, изменённой в хватающий орган нижней губой. На третье лето наяда становится такой большой, что может поедать даже головастиков и мальков.
Во взрослую стрекозу наяда превращается, выползая по стебельку какого-нибудь водного растения на поверхность воды. Спинка наяды трескается, и из трещины появляются крылья, а затем и вся взрослая стрекоза. Она отползает от шкурки, сидит некоторое время неподвижно, крылышки ее высыхают, и затем, взмахнув ими, стрекоза отправляется в свой первый полет.
Иногда стрекозы залетают далеко от водоема – на луг, в лес, где охотятся на насекомых. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде.
– После прочтения и “обучения сверстника” поработайте с таблицей в паре, затем свои ответы обсудите в группе и отметьте в таблице.
Выбери верное доказательство. | выбор пары (номер) | выбор группы (номер) |
Выберите самый точный заголовок для этого текста:
1) Обитатели водоёма. |
||
Восстанови последовательность рождения из куколки
стрекозы: 1) отползает от шкурки, сидит некоторое время
неподвижно; |
||
Какие стрекозы крупнее? 1) равнокрылые; |
5. Физкультминутка “Стрекоза” (музыкальная на слайдах), массаж ушных раковин.
6. Работа с рассказом Ю. Дмитриева “Сколько глаз у стрекозы”.
– Массажем мы активизировали мозговую деятельность. За работу. Откройте учебник литературного чтения на стр. 100.
- Работа с заголовком.
– Возьмите каждый карточку голубого цвета. Поработайте с ней. Затем обсудите в группе. Исправления в ответах вносите ручкой с зелёной пастой.
А. Стрекозы – необыкновенно прожорливые насекомые. |
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5 5) 1 |
– Какие сведения об устройстве глаз стрекозы показались вам наиболее поразительными?
(Слайд с изображением глаз стрекозы.)
7. Связь материала занятия по литературе с другими учебными занятиями.
– Сейчас у нас проходит урок литературы. А давайте подумаем, на каких других
уроках мы можем встретиться со стрекозой?
(представители групп тянут листы, на которых написаны учебные предметы и
задания: русский яз, математика, окруж., трудовое обучение, творческое задание)
Математическая минутка (2 группы).
Решите задачи.
1) “…у стрекозы потрясающая зрительная реакция – 300 кадров в секунду (у человека – всего 24 кадра)…” На сколько кадров зрительная реакция у стрекозы больше, чем у человека?
На полянке стрекозы летали,
Лепестки цветов считали.
На одном их 5.
Сможете вы сосчитать,
Сколько будет лепестков,
Если 6 всего цветов.
2) Глаза различных видов насекомых состоят из различного числа фасеток: у рабочего муравья– около 100, у комнатной мухи– около 4000, у рабочей пчелы– 5000, у бабочек– до 17 000, у стрекоз– до 28000. На сколько у бабочки фасеток меньше, чем у стрекозы?
Сколько насекомых в воздухе кружат?
Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
2 жука и 2 пчелы.
Мухи 2, 2 осы,
а стрекоз в 3 раза больше всех их вместе взятых.
Минутка русского языка.
Вставьте пропущенные буквы, объясните устно их написание. Разберите прилагательное ЛЕГКОКРЫЛЫХ по составу.
Ч…сто над гла…кой п...верхност…ю воды можно увидеть легкокрылых стреко... .
Творческое задание.
Придумайте чистоговорку.
за-за-за-
зу-зу-зу-
зой-зой-зой-
зы-зы-зы-
В мире природы.
Выбери верное доказательство. | выбор группы (+ – ) |
Вопрос 1:Чем охота взрослой стрекозы отличается от
охоты личинки стрекозы-наяды?
1) Ловит их весьма оригинальным “оружием”, так называемой маской,
измененной в хватающий орган нижней губой. Вопрос 2: Почему стрекозы всегда возвращаются к воде, куда бы не залетели? 1) На водоёме обитает основная пища стрекоз. |
Трудовое обучение.
Соберите пазлы, сосчитайте стрекоз.
(После подготовки учащиеся у доски защищают задания, выполненные в группах,
на слайдах отображаются данные задания.)
8. Итог урока. Домашнее задание.
– Ребята, подумайте, какое значение стрекозы имеют в природе?
– Сможете ли вы объяснить другим людям то, что вы узнали на уроке?
– Стрекоза – настолько необычное насекомое, что всё узнать о ней на одном
занятии невозможно. Я предлагаю вам почитать дополнительную литературу о
стрекозах и поделиться с нами той информацией, которую мы не знаем.
9. Рефлексия.
– У каждого из вас листок “Оцени свою работу” на занятии. Заполните его.
Спасибо за урок!