Урок по литературному чтению на тему "Ю.Дмитриев "Сколько глаз у стрекозы"

Разделы: Начальная школа


Организационная информация

Автор урока/мероприятия. Парфенова Александра Викторовна, учитель начальных классов.
Образовательное учреждение. МБОУ “Гимназия № 11”, город Норильск, район Кайеркан.
Предмет, автор учебника, по которому ведётся обучение. Литературное чтение, система развивающего обучения Л.В.Занкова, 3 класс. Учебник – Чуракова Н.А., “Литературное чтение, ч.1, 3 класс”
Тема урока /мероприятия. Ю.Дмитриев. Сколько глаз у стрекозы.
Классификация урока/мероприятия в системе образовательных мероприятий. Тип урока: открытие новых знаний

Идея урока: развитие общеучебных навыков и умений при работе с разными видами текстов в парах и группах.

Цели и задачи урока/мероприятия. Цели урока:

1. познакомить учащихся с рассказом Ю. Дмитриева; пополнять словарный запас учащихся; развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстом.
2. Развивать мыслительную деятельность: анализ, синтез, сравнение, обобщение, диалогическую речь. Развивать компетентности и аспекты учебной деятельности.
3. воспитывать любовь и бережное отношения к природе; чувства дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи в процессе совместной деятельности.

Задачи урока:

  • Предметные: умение самостоятельно находить ключевые слова и выражения в тексте; развивать общеучебные навыки и умения: наблюдения, сравнения, обобщения, формулирование выводов; расширить и систематизировать знания учащихся об отряде насекомых – стрекозах.
  • Метапредметные: способствовать развитию интеллектуального потенциала ребенка, его информационной культуры, устной речи;
    развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием; развивать коммуникативные навыки в процессе работы в парах, вести диалог.
  • Здоровьесберегающая: обеспечить оптимальные условия для организации здоровьесберегающего пространства в процессе обучения школьников
Необходимое оборудование и материалы. Учебно-методический инструментарий: материал статей для самостоятельной работы по методике “Обучение сверстников”; тексты, таблицы для работы в парах и группах на разноцветных листах; фанты с названиями учебных предметов; карточки с заданиями по математике, русс.яз., окруж.миру, трудовому обучению, творческому заданию; карточки для рефлексии в конце урока.

Технологии и методики, используемые на занятии:

  • информационно – компьютерная;
  • коммуникативная;
  • технология проблемного обучения;
  • технология коллективного способа обучения;
  • методика “Обучение сверстников”.

Ход занятия

1. Мотивация. Психоэмоциональная установка.

– Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло рук своего товарища. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. У нас на занятии гости. Поприветствуйте.

– Ребята, мы будем работать в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группе. (Презентация. Слайд с правилами, который напомнит ученикам правила работы в группе.)

Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!

1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками.

2. Актуализация знаний. Постановка цели занятия.

2.1. Приём антиципации. Работа в парах и группах.

– Название нашего героя вам поможет разгадать этот текст.
– У вас на столах карточка жёлтого цвета с текстом. Работаете в паре. Достройте слова, разгадайте анаграммы, чтобы получился текст.

Где бы мы ни были, если есть поблизости ДЫРУП и КИЕР, и они неизменно тут!

Красотки, калоптериксы, порхают над вод…, подобно МАЧОБКАБ. Это очень красивые КОНАМЫЕСЕ. Их крупные сетчатые КЫЛЬЯР переливаются всеми цветами радуги – у КАМОС – дымчатые, у ВАМЦОС – синие. Сядут отдохнуть, КЫЛЬЯР сложат вместе над спин… . Это КОРЕЗСТЫ.

2.2. Определение жанра литературного произведения и стиля речи. Работа в группе.

– К какому жанру относится данное литературное произведение? (научно-популярный текст.) Какие слова вам помогли в этом?
– Какой стиль речи у данного текста? (Художественный.)
– Послушайте тексты и так же определите жанр и стиль речи литературного произведения.
– На белых листочках у вас таблица, в которой группа отмечает жанр произведения и стиль текста.

жанр текст 1 текст 2 текст 3 текст 4
рассказ
сказка
научная статья
загадка
басня
научно-популярный текст
стиль речи
художественный
разговорный
научный
публицистический
официально-деловой

1) Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит – стрекочет.

2) Стрекзы (лат.Odonata)– отряд хищных, хорошо летающих насекомых. Крупные с подвижной головой, большими глазами, короткими щетинковидными усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком. Отряд включает свыше 5600 видов. Большинство обитает в тропиках и влажных субтропиках. В России стрекозы широко распространены по всей территории страны (за исключением засушливых областей), фауна насчитывает около 150 видов На территории стран бывшего СССР было зарегистрировано 172 вида и 69 подвидов стрекоз, объединяемых в 52 рода, 10 семейств и 3 подотряда.

Раздел энтомологии, посвящённый изучению стрекоз, называется одонтологией.

3) Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она.

4) – Тррр-тррртттт, привет, Колючка! Как дела?

Папа-еж поднял глаза и увидел стрекозу. И очень обрадовался, так как это была его подружка – знаменитая путешественница Крылышко. Она облетела много лесов, полей, озер и говорят, что даже была за далекими горами, там, кто из местных зверей никогда не бывал.

– Представители групп, представьте ваши ответы.
– Догадались, оком пойдёт речь на сегодняшнем занятии? (О стрекозе.)
– Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на занятии?
– Какую цель занятия можно поставить?

(Предполагаемые ответы детей: узнать новое из жизни стрекоз; узнать, чем они отличаются от других насекомых; полезные они или вредные.)

– Что поможет вам достичь этой цели?

(Предполагаемые ответы детей: внимание, логические размышления, дружная работа.)

4. Информационный блок. Работа в парах сменного состава.

– Каждому из вас на зелёном листе предложен небольшой материал о стрекозе. Вам необходимо его внимательно прочитать, подчеркнуть ключевые слова, пересказать сначала себе, а затем одному из товарищей.

(2 статьи для учащихся по теме занятия для самостоятельного изучения по количеству человек.)

1. Эти грациозные создания появились на нашей планете еще 350 миллионов лет назад в каменно-угольный период палеозойской эры, когда предки нынешних папоротников и хвощей достигали в высоту десятки метров. Прародители теперешних стрекоз были настоящими гигантами. Учёным удалось найти в толщах пластов каменного угля отпечатки тел стрекоз, размах крыльев которых достигает 90 см, а длина тела составляла 30 см. Никогда мир не знал таких огромных насекомых. Самые большие стрекозы сейчас достигают в размахе крыльев 13 см, и лишь некоторые экзотические виды имеют размах 19 см. Самые маленькие – 2 сантиметра длиной. Их называют равнокрылыми или малыми стрекозами, хотя иные из них крупнее больших, или разнокрылых, стрекоз. До наших дней дошли всего 3 с половиной тысячи мелких видов.

Лёгкие, изящные, стремительные, голубые, жёлтые, зелёные. Они до сих пор продолжают украшать нашу планету.

2. Стрекозы относятся к типичным дневным насекомым, которые любят яркое солнце, а на ночь прячутся среди растений. Несмотря на то, что стрекоза обитает в воздухе, яйца она откладывает на подводные растения. В воде из яйца вылупляется личинка, которая растет два, а более крупные виды – три года и при этом линяет до 25 раз, меняя свой ставший ей маленьким покров. Личинки не всплывают к поверхности, чтобы набрать воздуха. Дышат они, потребляя кислород прямо из воды. Личинка стрекозы называется наяда. Она очень прожорлива. Питается маленькими рачками и другой мелкой живностью. Ловит их весьма оригинальным “оружием”, так называемой маской, изменённой в хватающий орган нижней губой. На третье лето наяда становится такой большой, что может поедать даже головастиков и мальков.

Во взрослую стрекозу наяда превращается, выползая по стебельку какого-нибудь водного растения на поверхность воды. Спинка наяды трескается, и из трещины появляются крылья, а затем и вся взрослая стрекоза. Она отползает от шкурки, сидит некоторое время неподвижно, крылышки ее высыхают, и затем, взмахнув ими, стрекоза отправляется в свой первый полет.

Иногда стрекозы залетают далеко от водоема – на луг, в лес, где охотятся на насекомых. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде.

– После прочтения и “обучения сверстника” поработайте с таблицей в паре, затем свои ответы обсудите в группе и отметьте в таблице.

Выбери верное доказательство. выбор пары (номер) выбор группы (номер)
Выберите самый точный заголовок для этого текста:

1) Обитатели водоёма.
2) Из истории возникновения стрекоз.
3) Это интересно…
4) Виды стрекоз.
5) Описание внешнего вида.
6) Развитие стрекозы.

Восстанови последовательность рождения из куколки стрекозы:

1) отползает от шкурки, сидит некоторое время неподвижно;
2) Спинка наяды трескается;
3) крылышки ее высыхают;
4) из трещины появляются крылья;
5) стрекоза отправляется в свой первый полет.

Какие стрекозы крупнее?

1) равнокрылые;
2) разнокрылые.

5. Физкультминутка “Стрекоза” (музыкальная на слайдах), массаж ушных раковин.

6. Работа с рассказом Ю. Дмитриева “Сколько глаз у стрекозы”.

– Массажем мы активизировали мозговую деятельность. За работу. Откройте учебник литературного чтения на стр. 100.

  • Работа с заголовком.
    – Прочитайте название. Можно по нему определить, о чём пойдёт речь в тексте?
  • Чтение рассказа сначала самостоятельно – упражнение “Молния – глазки”, затем двумя учениками вслух.
  • – Что могло привлечь автора рассказа к теме?

Возьмите каждый карточку голубого цвета. Поработайте с ней. Затем обсудите в группе. Исправления в ответах вносите ручкой с зелёной пастой.

  • Какова главная мысль рассказа “Сколько глаз у стрекозы”? Обведи номер одного ответа.

А. Стрекозы – необыкновенно прожорливые насекомые.
Б. И у стрекоз есть своя жизнь, свои радости.
В. Стрекозе нужны такие глаза, чтобы охотиться.
Г. Необычная охота стрекозы.

  • Как охотится стрекоза? Укажи номер абзаца, в котором можно найти ответ на поставленный вопрос.

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5 5) 1

– Какие сведения об устройстве глаз стрекозы показались вам наиболее поразительными?

(Слайд с изображением глаз стрекозы.)

7. Связь материала занятия по литературе с другими учебными занятиями.
– Сейчас у нас проходит урок литературы. А давайте подумаем, на каких других уроках мы можем встретиться со стрекозой?
(представители групп тянут листы, на которых написаны учебные предметы и задания: русский яз, математика, окруж., трудовое обучение, творческое задание)

Математическая минутка (2 группы).

Решите задачи.

1) “…у стрекозы потрясающая зрительная реакция – 300 кадров в секунду (у человека – всего 24 кадра)…” На сколько кадров зрительная реакция у стрекозы больше, чем у человека?

На полянке стрекозы летали,
Лепестки цветов считали.
На одном их 5.
Сможете вы сосчитать,
Сколько будет лепестков,
Если 6 всего цветов.

2) Глаза различных видов насекомых состоят из различного числа фасеток: у рабочего муравья– около 100, у комнатной мухи– около 4000, у рабочей пчелы– 5000, у бабочек– до 17 000, у стрекоз– до 28000. На сколько у бабочки фасеток меньше, чем у стрекозы?

Сколько насекомых в воздухе кружат?
Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
2 жука и 2 пчелы.
Мухи 2, 2 осы,
а стрекоз в 3 раза больше всех их вместе взятых.

Минутка русского языка.

Вставьте пропущенные буквы, объясните устно их написание. Разберите прилагательное ЛЕГКОКРЫЛЫХ по составу.

Ч…сто над гла…кой п...верхност…ю воды можно увидеть легкокрылых стреко... .

Творческое задание.

Придумайте чистоговорку.

за-за-за-
зу-зу-зу-
зой-зой-зой-
зы-зы-зы-

В мире природы.

Выбери верное доказательство. выбор группы (+ – )
Вопрос 1:Чем охота взрослой стрекозы отличается от охоты личинки стрекозы-наяды?

1) Ловит их весьма оригинальным “оружием”, так называемой маской, измененной в хватающий орган нижней губой.
2) Сидит на растении, при приближении жертвы стремительно выбрасывает липкий длинный язык.
3) Складывает в полёте лапки “корзиночкой”, в которую и попадают мухи, мошки, комары, пчёлы.

Вопрос 2: Почему стрекозы всегда возвращаются к воде, куда бы не залетели?

1) На водоёме обитает основная пища стрекоз.
2) Стрекозы откладывают яички в водоём, где происходит развитие личинок и превращение их в куколок.
3) Вдали от водоёма стрекозам жарко. Они плохо переносят жару, прилетают к воде освежиться.

Трудовое обучение.

Соберите пазлы, сосчитайте стрекоз.

(После подготовки учащиеся у доски защищают задания, выполненные в группах, на слайдах отображаются данные задания.)

8. Итог урока. Домашнее задание.

– Ребята, подумайте, какое значение стрекозы имеют в природе?
– Сможете ли вы объяснить другим людям то, что вы узнали на уроке?
– Стрекоза – настолько необычное насекомое, что всё узнать о ней на одном занятии невозможно. Я предлагаю вам почитать дополнительную литературу о стрекозах и поделиться с нами той информацией, которую мы не знаем.

9. Рефлексия.

– У каждого из вас листок “Оцени свою работу” на занятии. Заполните его.

Спасибо за урок!

Приложение 2.