Математический экскурс в галерею чисел

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • Заинтересовать ребят историей развития математики.
  • Познакомить детей с историей возникновения числа, с удивительным миром чисел;
  • Посетить вместе с детьми “галерею чисел”
  • Развивать наблюдательность, внимание, смекалку.

Преподаватель:

Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может любить математику,
Вечер математики посвящается!

Гимн математике (на музыку песни “Учат в школе”)

Уравнения решать, радикалы вычислять
Учат в школе -3 раза
Интегралы добывать,
Дробь делить и умножать
Учат в школе -3 раза
Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигуры, то тела – не разберешься!
Аксиомы там нужны,
Теоремы так важны,
Их учи – и результата ты добьешься!
Упражнения решать, и объемы вычислять,
Учат в школе -3 раза
Теорему доказать, площадь круга вычислять,
Учат в школе -3 раза
Все науки хороши,
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
А для развития ума предназначена она – Математика.
Это было, это будет, ЭТО ВЕЧНО!

Ведущий.

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.

2 ведущий.

Не случайно ей такой почет:
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

1 ведущий.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

2 ведущий.

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.

1 ведущий. С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Пользоваться основами математики стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали начала математики. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю математики.

Ведущий.

Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок и звуков уловит поэт
И повторит волшебница лира.
Молодой вулканолог, глаза заслоня,
Замерев от восторга и страха,
Из струящейся лавы, сквозь моря огня,
Слышит явственно музыку Баха.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке прильнув, математик.
И как грозную музыку нынешних дней,
Социологи слышат законы,
По которым исчезнут из жизни людей
И насилье, и войны, и троны.
Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал. Что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть!

1 ведущий. Французский математик Франсуа Виет нашёл ключи к шифру, который применяли испанцы во время войны с Францией, и указал средство, как следить за всеми изменениями.

Узнав об этом, испанская инквизиция объявила Виета богоотступником и заочно приговорила его к сожжению на костре.

2 ведущий. Как вы думаете, как давно люди научились считать, когда возник счет, как записывали цифры? Сейчас мы продолжим наше путешествие и познакомимся с удивительным миром чисел.

1 ведущий. Людей научили считать не боги, они научились этому сами, постепенно, в течение сотен веков, передавая свой опыт и свои знания из поколения в поколение, развивая и совершенствуя искусство счета.

2 ведущий. Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота? Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот познакомьтесь.

1 ведущий. Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями - различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.

2 ведущий. Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и "обучение шло медленно. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из выводка плавающих уток - одну птицу, из колоса с зернами - одно зерно.

Поначалу они определяли это соотношение как "один" и "много".

Сценка “ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЧЕТА”

Пещера, огонь, древние люди в шкурах. Перекладывают предметы, считают.

Первый. Луна (голос диктора “Один”).

Второй. Крылья (голос диктора “Два”).

Первый (пауза). Передо мною много разных вещей. Как в них разобраться? Вот камень, а вот бивень мамонта. Мне будет легче, если я наведу порядок в этом хаосе вещей.

Второй. Что я вижу, глядя на этот камень и на этот бивень? А то, что их можно сопоставить с пальцами моей руки. С камнем - только один палец, например, большой, с бивнем - указательный. А если я сюда присоединю еще и эту шкуру, то понадобится и средний палец.

Первый. Как мне все это назвать? Буду говорить, что я имею дело с числами. Я могу, следовательно, пересчитать предметы независимо от того, из чего они сделаны...

Второй. Число... Что это - пустяк то, что я придумал? На первый взгляд кажется, что да, пустяк, но именно лишь на первый. Пройдут тысячи лет, и мой потомок, который придумает названия для очень многих вещей, скажет, что это великолепно.

Первый. Что это гениально, что за всю свою историю я не выдумал ничего более величественного и более совершенного, чем понятие числа. Оно потому гениально, что просто, а просто потому...

Второй. Что найдено в результате долгих, мучительных, неосознаваемых поисков. Мой сосед медведь навсегда останется медведем именно потому, что до такой простой вещи никогда не додумается.

* * *

1-й ведущий. Дело происходило, конечно, совсем не так, как мы изобразили, - сел-де первобытный человек и в одну ночь все придумал.

Следы этого периода развития человеческого мышления можно найти в истории языка. Например, отвлеченное слово “калькуляция” (счет, расчет) происходит от латинского слова “саlulus” (камешек), ибо древние римляне пользовались камешками как реальной единицей счета.

2-й ведущий. Прошло много тысячелетий, прежде чем человек усвоил, что два предмета, две руки, два человека можно назвать одним словом “два”.

Человек жил, трудился, делал что-то такое, от чего легче жилось, а в результате получилось нечто колоссальное - наука математика.

1-й ведущий. Я сегодня в одной книге прочитал, что когда-то была объявлена большая премия тому, кто напишет книгу на тему “Как человек без математики жил”.

2-й ведущий. Ну и кому удалось получить эту премию?

1-й ведущий. Никому. Не нашлось такого человека.

2-й ведущий. А как раньше писали числа?

1-й ведущий. Писать научились не сразу. Первоначально некоторые народы на деревьях делали зарубки, а некоторые делали узлы. Как долго продолжалась такая запись чисел, неизвестно. О распространении записей с помощью зарубок свидетельствует выражение “заруби себе на носу”.

2-й ведущий. Сейчас мы вам покажем как, изображали числа в разное время в разных странах: презентация1

1-й ведущий. А сейчас к нам приехал Фокусник, он проведет с вами математическую викторину

Фокусник. Ой, вы наверное устали слушать - эту историю математики, лучше я задам вам шуточные вопросы.

  1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50.)
  2. На березе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько яблок всего? (На березе яблоки не растут.)
  3. Произведение, каких трех чисел равно их сумме? (1, 2, 3.)
  4. Какая разница между числом и цифрой? (Цифр 10, чисел бесконечно много.)
  5. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число, большее двух и меньшее трех? (Запятую, получит ся 2,3.)
  6. Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Сумма, так как произведение цифр равно нулю.)
  7. Какие часы показывают правильное время два раза в сутки? (Которые стоят.)
  8. Сильно устав, физик лег спать в 7 ч вечера, поставив будильник на 9 ч следующего утра. Сколько часов он проспал до звонка? (Два часа.)
  9. Назовите пословицы, содержащие число 1.
    1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    2. Один в поле не воин.
    3. Один в море - не рыбак.
    4. Одна рука узла не вяжет.
    5. Один пашет, а семеро руками машут.
  10. Назовите пословицы, содержащие число 2.
    1. Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
    2. Два сапога – пара
    3. Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
    4. Как две капли воды.

1-й ведущий Известно, что Вавилон является родиной гаданий, основанных на числах, родиной различных числовых суеверий, которые имели обширное влияние на Китай, на идеи Пифагорейской школы, в которой “всё есть число”.

2-й ведущий Пифагор считал, что число- сущность всех вещей и что Вселенная представляет собой гармоническую систему чисел и их отношений. Математика и числовая мистика были фантастически перепутаны. Это мистическое значение, придававшееся числам, может служить указанием на трудность понятия натурального числа в начале человеческого развития. Из этого мистического учения выросла точная наука.

1-й ведущий. Вот что нам известно о некоторых числах натурального ряда. Открываем для вас галерею замечательных чисел. Презентация 2

Сценка (число 13)

Ведущий

Что случилось? Что случилось?
Ох, 13 появилось!
Вот оно, вот оно - Несчастливое число

3 ученика (по очереди)

- Число 13 называют “чертовой дюжиной”.

- В некоторых американских домах нет этажа №13

- В некоторых гостиницах нет тринадцатого номера

- В итальянской лотерее нет номера 13

- В Женеве нет 13 места в самолетах

- Некоторые не садятся 13 за стол “ Чертова дюжина, не должна быть за ужином”

Ведущий

Но множеством примеров, можно опровергнуть суеверие.

-13 февраля 1873года родился Ф. И. Шаляпин, гордость русского искусства;

-13 марта 1888 года родился известный педагог А.С. Макаренко

- Англичанин, проживающий на 13этаже, в 13 квартире, выиграл 53457 фунтов стерлингов.

Все вместе

Мы не верим суеверьям,
Числам всем открыты двери,
Учимся в 13 мы лицее,
И с числом 13
Нам нельзя расстаться.

Ученик читает басню: “УЧЕНЫЙ КОТ”

У кошки маленький котеночек подрос.
- Как дальше быть? - возник вопрос.
Ловить мышей - такая штука,
Что тут теперь нужна наука?
С усердием большим, как наказала мать,
Принялся кот науку постигать.
Он изучил до тонкости по темам
Строение мышей (по графикам и схемам).
Был в геометрии как дома,
Знал доказательств остроту.
Тригонометрия знакома
Была прилежному коту.
И через 10 лет, науками богат,
Понес наш кот из школы аттестат
В то время у какой-то горки
Мышонок вылезал из норки,
Хоть Васька изучал мышиный род по книгам,
Исконного врага узнал он все же мигом.
Но как его схватить?
Нельзя же прыгнуть сразу!
Тут надо применить
Научных знаний базу...
Вот неизвестного мышонка
За икс он принял очень тонко.
Затем в системе CGS
Нашел его удельный вес.
v - скорость, ускоренье - а.
(А брызги сыплются с пера!)
По теореме Пифагора
Он путь нашел довольно скоро;
Привел ответы, глядя в книгу,
К логарифмическому виду;
Вписал последнюю строку
И приготовился к прыжку...
Пока ученый кот над уравненьем бился,
Мышонок-неуч в норке скрылся.
Запомните, друзья, соль истины такой:
Теория мертва без практики живой.

И опять фокусник

Фокус 1. “Шутки с числами”.

Фокусник. Я докажу вам, что в течение учебного года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней, из них 52 воскресных и, по крайней мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней, следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 182 дня отпадают. Остаются 20 дней. Но ведь не весь день продолжаются занятия, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадают. Остается всего-навсего 5 учебных дней. Многому ли тут можно научиться?

Фокус 2.

Фокусник.

  • Итак, задумайте число.
  • Умножьте на 2.
  • К произведению прибавьте 3.
  • Полученную сумму умножьте на 4.
  • От полученного произведения отнимите 12
  • Полученную разность разделите на задуманное число.

Теперь я отгадываю ответ: у каждого из вас...(пауза) У вас у всех получилось 8.

Вокальная группа исполняет песню на мотив “Ой, цветет калина”.

Ой, цветет калина в поле у ручья,
Алгебру учили Лена, Яна, я.
Плохо мы учили – на свою беду!
И теперь в кино я, видно, не пойду.
Математики основы, ох, как тяжелы,
Сколько уравнений, что с ума свели.
Правила, законы, теоремы (жуть),
Очень трудно выбрать,
Самый верный путь!
Руслан с медианой спутал высоту,
Построил прямую, но совсем не ту.
Как найти к вопросу правильный ответ?
Жаль, что в Интернете Пифагора нет!
Но без Пифагора сами мы должны,
Отыскать дорогу в новые миры,
А пока учиться будем мы на пять,
И по математике “отлично” получать!

Список использованной литературы.

  1. Глейзер Г. И. История математики в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.
  2. Голованов Я. К. Этюды об ученых. Изд 2-е, доп. М.: Молодая гвардия, 1976. – 416 с., ил.
  3. Кордемский Б. А.  Великие жизни в математике.: Кн. для учащихся 8-11 кл. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.: ил.
  4. Макиша А. М., Орлов В. Б. Толковый математический словарь. Основные термины. – М.: Русский язык, 1989. – 244 с., 186 ил.