Цели:
- Провести диагностику усвоения стандартной системы знаний и умений каждого ученика на заключительном этапе изучения темы: проверить и закрепить теоретический материал; проверить умение слышать и видеть формулу; совершенствовать навыки решения задач на вычисление площадей фигур обязательного уровня с переходом на более высокий уровень; подготовить учащихся к контрольной работе.
- Научить обобщать и систематизировать знания, осмысливать материл, делать выводы по материалу обязательного уровня.
- Содействовать рациональной организации труда; развивать познавательные
процессы, память, воображение,
мышление, внимание, наблюдательность,
сообразительность; выработать самооценку в
выборе пути, критерии оценки своей
работы и работы товарища; воспитывать
настойчивость, добросовестное отношение к труду,
математическую культуру и грамотность.
Содержание темы. Данная тема изучается по программе 8 класса любого действующего учебника из Федерального комплекта.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний с игровым моментом.
Структура урока:
1. Мотивационная беседа с
последующей постановкой цели.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация опорных знаний –
теоретический тест, с помощью которого ведется
повторение основных вопросов темы.
4. Диагностика усвоения системы знаний и
умений и ее применение для выполнения
практических заданий стандартного уровня с
переходом на более высокий уровень:
а) конкурс «Вспомни»;
б) устное решение задач;
в) письменное решение задач.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Мотивационная беседа
Основа беседы – направленность на приобретение прочной базовой подготовки, сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Объявляется тема урока.
2. Проверка домашнего задания
За неделю до проведения урока ребятам было предложено 10 задач. В ходе подготовки они могли консультировать друг друга и обсуждать наиболее трудные вопросы с учителем. Задачи, вызвавшие затруднения, заранее решены на доске. Проверка проводится способом сличения с доской.
3. Актуализация опорных знаний – теоретический тест
Ученик получает два экземпляра таблиц «Ответы к тесту», один из которых сдает учителю, а второй остается ученику для самопроверки, которая будет проведена непосредственно по окончанию работы.
1. Выберите верные утверждения
а) площадь прямоугольника равна произведению двух его сторон;
б) площадь квадрата равна квадрату его стороны;
в) площадь прямоугольника равна удвоенному произведению двух его соседних сторон.
2. Закончите фразу: «Площадь ромба равна половине произведения …
а) его сторон;
б) его стороны и высоты, проведенной к этой стороне;
в) его диагоналей.
3. По формуле S=aha можно вычислить площадь:
а) параллелограмма;
б) треугольника;
в) прямоугольника.
4. Площадь трапеции ABCD с основаниями АВ и CD и высотой ВН вычисляется по формуле:
а) S = AB : 2 х CB х BH;
б) S = (AB + BC) : 2 х BH;
в) S = (AB + СD) : 2 х BH.
5. Выберите верное утверждение: площадь прямоугольного треугольника равна:
а) половине произведения его стороны на какую-либо его высоту;
б) половине произведения его катетов;
в) произведению его стороны на проведенную к ней высоту.
6. В треугольниках ABC и MNK угол В равен углу N. Отношение площадей треугольников ABC и MNK равно:
7. В треугольниках MNK и POS высоты NE и OT равны. Тогда SMNK : SPOS =…
a) MN : PO; б) MK : PS; в) NK : OS.
Ответы к тесту
1 | 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
б |
в |
а |
в |
б |
а |
б |
4. Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень
а) Конкурс «Вспомни»
Ответы:
1 | 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
г |
е |
д |
б |
в |
а |
к |
л |
ж |
и |
з |
(Ученики заполняют таблицу ответов в двух экземплярах. Проверка осуществляется сразу и выставляется оценка).
б)Устное решение задач по готовым чертежам
5. Подведение итогов урока
Подводится итог урока. Ученики получают несколько оценок за урок (за тест и конкурс «Вспомни» - каждый) и учитель оценивает индивидуально нескольких учащихся в зависимости от активности на уроке.
6. Домашнее задание (подготовка к контрольной работе) .
1 уровень
№1. Сторона треугольника равна 5 см, а высота, проведенная к ней, в два раза больше стороны. Найдите площадь треугольника.
№2. Катеты прямоугольного треугольника равны 6 и 8 см. Найдите гипотенузу и площадь треугольника.
№3. Найдите площадь и периметр ромба, если его диагонали равны 8 и 10 см.
№4. В прямоугольной трапеции АВСК большая боковая равна , а высота СН делит основание АК пополам. Найдите площадь трапеции.
2 уровень
№1. Смежные стороны параллелограмма 52 и 30 см, а острый угол равен 30о. Найдите площадь параллелограмма.
№2. Вычислите площадь трапеции ABCD с основаниями AD и BC, если AD = 24см, ВС = 16см, .
№3. Дан треугольник АВС. На стороне АС отмечена точка К так, что АК = 6см, КС = 9см. Найдите площади треугольников АВК и СВК, если АВ = 13см, ВС = 14см. №4. Высота равностороннего треугольника равна 6см. Найдите сумму расстояний от произвольной точки, взятой внутри этого треугольника, до его сторон.
7. Рефлексия