Урок геометрии в 8-м классе по теме "Площади фигур"

Разделы: Математика


Цели:

  • Провести диагностику усвоения стандартной системы знаний и умений каждого ученика на заключительном этапе изучения темы: проверить и закрепить теоретический материал; проверить умение слышать и видеть  формулу; совершенствовать навыки решения задач на вычисление площадей фигур обязательного уровня с переходом на более высокий уровень; подготовить учащихся к контрольной работе.
  • Научить обобщать и систематизировать знания, осмысливать материл, делать выводы по материалу обязательного уровня.
  • Содействовать рациональной организации труда; развивать познавательные

 процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей
работы и работы товарища; воспитывать настойчивость, добросовестное отношение к труду, математическую культуру и грамотность.

Содержание темы. Данная тема изучается по программе 8 класса любого действующего учебника из Федерального комплекта.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний с игровым моментом.

Структура урока:

1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация опорных знаний – теоретический тест, с помощью которого ведется повторение основных вопросов темы.
4. Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень:                         

а) конкурс «Вспомни»;
б) устное решение задач;
в)  письменное  решение задач.

5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Мотивационная беседа

Основа беседы – направленность на приобретение прочной базовой подготовки, сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Объявляется тема урока.

2. Проверка домашнего задания

За неделю до проведения урока ребятам было предложено 10 задач. В ходе подготовки они могли консультировать друг друга и обсуждать наиболее трудные вопросы с учителем. Задачи, вызвавшие затруднения, заранее решены на доске. Проверка проводится способом сличения с доской.

3. Актуализация опорных знаний – теоретический тест

Ученик получает два экземпляра таблиц «Ответы к тесту», один из которых сдает учителю, а второй остается ученику для самопроверки, которая будет проведена непосредственно по окончанию работы.

1. Выберите верные утверждения

а) площадь прямоугольника равна произведению двух его сторон;
б) площадь квадрата равна квадрату его стороны;
в) площадь прямоугольника равна удвоенному произведению двух его соседних сторон.

2. Закончите фразу:  «Площадь ромба равна половине произведения …

а) его сторон;
б) его стороны и высоты, проведенной к этой стороне;
в) его диагоналей.

3. По формуле S=aha можно вычислить площадь:

а) параллелограмма;
б) треугольника;
в) прямоугольника.

4. Площадь трапеции ABCD с основаниями АВ и CD и высотой ВН вычисляется по формуле:

а) S = AB : 2 х CB х BH;
б) S = (AB + BC) : 2 х BH;
в) S = (AB + СD) : 2 х BH.

5. Выберите верное утверждение:  площадь прямоугольного треугольника равна:

а)  половине произведения его стороны на какую-либо его высоту;
б) половине произведения его катетов;
в) произведению его стороны на проведенную к ней высоту.

6. В треугольниках ABC и MNK угол В равен  углу  N. Отношение площадей треугольников ABC и MNK равно:

7. В треугольниках MNK и POS высоты NE и OT равны. Тогда SMNK : SPOS =…

a)  MN : PO;              б) MK : PS;                     в)  NK : OS.

Ответы к тесту

1

2

3

4

5

6

7

б

в

а

в

б

а

б

4. Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень

а) Конкурс «Вспомни»

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

г

е

д

б

в

а

к

л

ж

и

з

(Ученики заполняют таблицу ответов в двух экземплярах.  Проверка осуществляется сразу и выставляется оценка).

б)Устное решение задач по готовым чертежам





5. Подведение итогов урока

Подводится итог урока. Ученики получают несколько оценок за урок (за тест и конкурс «Вспомни» - каждый) и учитель оценивает индивидуально нескольких учащихся в зависимости от активности на уроке.

6. Домашнее задание   (подготовка к контрольной работе) .

1 уровень

№1. Сторона треугольника равна 5 см, а высота, проведенная к ней, в два раза больше стороны. Найдите площадь треугольника.

№2. Катеты прямоугольного треугольника равны 6 и 8 см. Найдите гипотенузу и площадь треугольника.

№3. Найдите площадь и периметр ромба, если его диагонали равны 8 и 10 см.

№4. В прямоугольной трапеции АВСК большая боковая равна , а высота СН делит основание АК пополам. Найдите площадь трапеции.

2 уровень

№1. Смежные стороны параллелограмма 52 и 30 см, а острый угол равен 30о. Найдите площадь параллелограмма.

№2. Вычислите площадь трапеции ABCD с основаниями AD и BC, если  AD = 24см, ВС = 16см, .

№3. Дан треугольник АВС. На стороне АС отмечена точка К так, что АК = 6см, КС = 9см. Найдите площади треугольников АВК и СВК, если АВ = 13см,  ВС = 14см. №4. Высота равностороннего треугольника равна 6см. Найдите сумму расстояний от произвольной точки, взятой внутри этого треугольника, до его сторон.

7. Рефлексия

Приложение 1