Цель урока.
- Обобщить, систематизировать и скорректировать знания учащихся о классификации и химических свойствах веществ важнейших классов неорганических соединений.
- Сформировать представление о генетической связи этих классов.
Планируемые результаты обучения.
- Знать определения и классификацию неорганических веществ.
- Уметь по составу и свойствам классифицировать неорганические вещества; составлять генетический ряд металла и неметалла; иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
В ходе фронтальной беседы с использованием мультимедиа презентации (или без нее) учащимися в тетради создается схема. Если учитель не использует презентацию, то на доске и в ходе беседы составляется схема, которую учащиеся записывают в тетрадь.
1. На какие две большие группы можно разделить все вещества? (простые и сложные)
(слайд №2)
2. Какие вещества называются простыми?
3. На какие две большие группы можно разделить простые вещества?
(слайд №3)
4. Что произойдет с простым веществом, если оно вступит в реакцию с кислородом?
5. Какие оксиды по своему характеру образуют металлы и неметаллы?
(слайд №4)
6. Какое общее химическое свойство есть у основных и кислотных оксидов? (взаимодействие с водой)
7. Какие вещества образуются в результате такого взаимодействия? (основный и кислотный гидроксиды, или основание и кислота)
(слайд №5)
8. О каком сложном веществе мы еще не говорили? (соль)
9. Какие вещества называют солями? Как их можно получить?
10. Где место соли в предложенной схеме?
Полученную схему превращения веществ называют генетической связью между отдельными классами неорганических веществ (от греческого “генезис” - происхождение).
Данная схема является общей схемой связи между отдельными классами неорганических соединений. Давайте мы ее проиллюстрируем конкретными примерами.
(слайд №6) Для этого выполним самостоятельную работу по вариантам. Составьте схемы получения веществ из металла и неметалла:
- 1 вариант - для натрия и серы
- 2 вариант – для кальция и углерода
- 3 вариант – для калия и фосфора
А) Составьте цепочки превращений для металла и неметалла, опираясь на ранее составленную общую схему;
Б) Подпишите названия всех сложных веществ под их формулами;
В) Составьте уравнения всех химических реакций.
После выполнения самостоятельной работы три человека (можно по желанию) записывают на доске свои варианты. Остальные учащиеся проверяют и комментируют работу.
(слайд №7) Как еще можно получить соль?
В ходе беседы в первоначальную схему вносятся дополнения.
(слайд №8)
1. Какую реакцию называют реакцией нейтрализации? Найдите эту реакцию в своих схемах.
2. Какие вещества являются продуктами этой реакции?
3. Запишите реакцию нейтрализации между серной кислотой и гидроксидом бария.
4. Назовите вещества, которые образуются в результате реакции. Подпишите под формулами названия веществ.
5. К каким классам веществ они относятся? Запишите.
6. К какому типу относится данная реакция? Запишите.
Учитель проводит демонстрационный эксперимент. Укажите, что является признаком протекания данной реакции?
(слайд №9) Напишите уравнение нейтрализации, в результате которой можно получить фосфат натрия.
- Какие вещества для этого необходимо взять?
- Какие вещества образуются в результате реакции?
- Напишите под формулами названия всех веществ, которые вступают в реакцию и образуются в результате реакции.
- Есть ли среди продуктов газообразные вещества или нерастворимые вещества?
- Что является признаком протекания химической реакции?
- Как надо провести эту реакцию, чтобы заметить признак ее протекания? (добавить в щелочи индикатор фенолфталеин)
Учитель проводит демонстрационный эксперимент.
Если останется время, то можно выполнить упр.10 (б) на стр.112 (Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия 8).
(слайд №10) Домашнее задание: п.33 повторить (особенно стр.110-111), стр.112 упр.9 (а, в, д), упр.10 (ж)
Литература.
- Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия 8 , учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений – 11-е изд., перераб.- М.:Просвещение, 2008
- Н.Н.Гара Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя - М.:Просвещение, 2008
- Н.П.Троегубова Рабочие программы по химии: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2011