Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Разделы: Химия


Цель урока.

  • Обобщить, систематизировать и скорректировать знания учащихся о классификации и химических свойствах веществ важнейших классов неорганических соединений.
  • Сформировать представление о генетической связи этих классов.

Планируемые результаты обучения.

  • Знать определения и классификацию неорганических веществ.
  • Уметь по составу и свойствам классифицировать неорганические вещества; составлять генетический ряд металла и неметалла; иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

В ходе фронтальной беседы с использованием мультимедиа презентации (или без нее) учащимися в тетради создается схема. Если учитель не использует презентацию, то на доске и в ходе беседы составляется схема, которую учащиеся записывают в тетрадь.

Презентация.

1. На какие две большие группы можно разделить все вещества? (простые и сложные)

(слайд №2)

2. Какие вещества называются простыми?

3. На какие две большие группы можно разделить простые вещества?

(слайд №3)

4. Что произойдет с простым веществом, если оно вступит в реакцию с кислородом?

5. Какие оксиды по своему характеру образуют металлы и неметаллы?

(слайд №4)

6. Какое общее химическое свойство есть у основных и кислотных оксидов? (взаимодействие с водой)

7. Какие вещества образуются в результате такого взаимодействия? (основный и кислотный гидроксиды, или основание и кислота)

(слайд №5)

8. О каком сложном веществе мы еще не говорили? (соль)

9. Какие вещества называют солями? Как их можно получить?

10. Где место соли в предложенной схеме?

Полученную схему превращения веществ называют генетической связью между отдельными классами неорганических веществ (от греческого “генезис” - происхождение).

Данная схема является общей схемой связи между отдельными классами неорганических соединений. Давайте мы ее проиллюстрируем конкретными примерами.

(слайд №6) Для этого выполним самостоятельную работу по вариантам. Составьте схемы получения веществ из металла и неметалла:

  • 1 вариант - для натрия и серы
  • 2 вариант – для кальция и углерода
  • 3 вариант – для калия и фосфора

А) Составьте цепочки превращений для металла и неметалла, опираясь на ранее составленную общую схему;

Б) Подпишите названия всех сложных веществ под их формулами;

В) Составьте уравнения всех химических реакций.

После выполнения самостоятельной работы три человека (можно по желанию) записывают на доске свои варианты. Остальные учащиеся проверяют и комментируют работу.

(слайд №7) Как еще можно получить соль?

В ходе беседы в первоначальную схему вносятся дополнения.

(слайд №8)

1. Какую реакцию называют реакцией нейтрализации? Найдите эту реакцию в своих схемах.

2. Какие вещества являются продуктами этой реакции?

3. Запишите реакцию нейтрализации между серной кислотой и гидроксидом бария.

4. Назовите вещества, которые образуются в результате реакции. Подпишите под формулами названия веществ.

5. К каким классам веществ они относятся? Запишите.

6. К какому типу относится данная реакция? Запишите.

Учитель проводит демонстрационный эксперимент. Укажите, что является признаком протекания данной реакции?

(слайд №9) Напишите уравнение нейтрализации, в результате которой можно получить фосфат натрия.

  1. Какие вещества для этого необходимо взять?
  2. Какие вещества образуются в результате реакции?
  3. Напишите под формулами названия всех веществ, которые вступают в реакцию и образуются в результате реакции.
  4. Есть ли среди продуктов газообразные вещества или нерастворимые вещества?
  5. Что является признаком протекания химической реакции?
  6. Как надо провести эту реакцию, чтобы заметить признак ее протекания? (добавить в щелочи индикатор фенолфталеин)

Учитель проводит демонстрационный эксперимент.

Если останется время, то можно выполнить упр.10 (б) на стр.112 (Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия 8).

(слайд №10) Домашнее задание: п.33 повторить (особенно стр.110-111), стр.112 упр.9 (а, в, д), упр.10 (ж)

Литература.

  1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия 8 , учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений – 11-е изд., перераб.- М.:Просвещение, 2008
  2. Н.Н.Гара Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя - М.:Просвещение, 2008
  3. Н.П.Троегубова Рабочие программы по химии: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2011