ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях широкого применения информационно-коммуникативных технологий и невысокой мотивации детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, одной из актуальных задач современных педагогов и родителей является привлечение и поддержание у детей устойчивого интереса к спортивным занятиям.
Представляемое открытое занятие имеет своей целью – совершенствование специальных физических качеств дзюдоиста, проводится в соответствии с темой дополнительной образовательной программы по дзюдо. В процессе занятия используются методы организации деятельности обучающихся (фронтальный, групповой), физкультурно-спортивные (практического упражнения), словесный и наглядный методы, а также, в целях повышения эффективности в решении воспитательно-развивающих задач, методы психолого-педагогического воздействия на обучающихся (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие и др.).
Практическая значимость занятия заключается в универсальности представляемого физкультурно-спортивного комплекса для совершенствования техники скоростно-силовых упражнений: подготовительная часть занятия предусматривает подготовку обучающихся к активной деятельности для решения поставленных задач основной части занятия; решение задач основной части занятия способствует последующему положительному переносу полученных навыков для выполнения технических приемов дзюдо за счет акцентированной проработки мышечных групп тела и конечностей. Одновременно у обучающихся воспитываются личностные и морально-волевые качества, важно решение оздоровительных задач, направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата и повышение уровня устойчивой двигательной моторики. Данное занятие предусматривает четкое чередование времени исполнения упражнений и отдыха между упражнениями, особенно важно применять данный комплекс в активные периоды подготовки дзюдоиста (подготовительный, предсоревновательный и переходный). Занятие имеет высокую моторную плотность, что способствует повышению рефлексивных и аэробно-анаэробных возможностей организма. В процессе занятия применяются методы психолого-педагогического воздействия на спортсменов в целях учета возрастных, гендерных, психических, физических и физиологических особенностей, важность этих методов заключается в развитии и совершенствовании значимых свойств личности для формирования соответствующей системы отношений между спортсменами, между спортсменами и тренером-преподавателем. Рекомендуемые методы и средства психолого-педагогического воздействия используются также в целях повышения эффективности и качества результатов учебно-тренировочного занятия, что способствует саморазвитию обучающихся, объективной самооценке, концентрации внимания, воспитанию коммуникативности и самостоятельности мышления.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого занятия по дзюдо в группе учебно-тренировочного этапа подготовки, возраст обучающихся 14-16 лет
Тема: Специальная физическая подготовка.
Цель: совершенствование специальных физических качеств.
Задачи:
1. Образовательная задача:
совершенствовать технику скоростно-силовых
упражнений со снарядами и на снарядах.
2. Оздоровительная задача: укреплять
опорно-двигательный аппарат.
3. Воспитательная задача: воспитывать
дисциплинированность, решительность,
трудолюбие, активность, самостоятельность, силу
воли.
4. Развивающая задача: совершенствовать
скоростно-силовые способности.
Тип занятия: занятие-повторение
Место проведения: тренажёрный зал, стадион.
Время проведения: 135 минут.
Инвентарь: штанги (вес от 15 до 25 кг).
Тренер-преподаватель: Абрамов Виктор Михайлович.
Условные обозначения: И.П. – исходное положение; О.С. – основная стойка; ОРУ – общеразвивающие упражнения.
Части занятия |
Средства и содержание занятия | Дозировка | Методы*: организации деятельности обучающихся / обучения | Организационно-методические указания |
Подготовительная – 30 мин. | 1. Построение, перекличка, сообщение задач занятия. |
2 мин. | фронтальный / словесный | |
2. Ходьба |
5 мин. | фронтальный / практического упражнения | Следить за осанкой | |
3. Равномерный бег |
15 мин. | фронтальный / практического упражнения | Дыхание ровное. | |
4. ОРУ: |
5 мин. Каждое упражнение выполняется 40-50 сек. |
фронтальный / наглядный, практического упражнения | Занимающиеся
выполняют ОРУ после показа и команд тренера. |
|
5. Подготовка к занятиям в тренажёрном зале |
3 мин. | Организационный момент используется как активный отдых. |
||
Основная – 85-88 мин. | 1. Упражнения отягощением: |
фронтальный / практического упражнения | Упражнения выполняются по принципу супер-сета. |
|
И.П. – О.С. штанга хватом снизу – сгибание разгибание рук. |
12 мин. 30 сек*12раз отдых 30сек. |
Ноги врозь, таз зажат, при поступательном движении штанги вверх, корпус подаётся вперёд. В верхней точке штанга фиксируется над головой. |
||
И.П. – О.С. штанга на груди – жим штанги стоя. |
12 мин. 30 сек*12раз отдых 30сек. |
Ноги врозь, спина прямая, лопатки сведены, голова слегка назад, штанга на плечах. |
||
И.П. – О.С. штанга на плечах – выпрыгивание со штангой из низкого приседа. | 12 мин. 30 сек*12раз отдых 30сек. |
Ноги врозь, спина прямая, локти в стороны-вверх. |
||
И.П. – О.С. штанга узким хватом сверху – тяга до подбородка. | 12 мин. 30 сек*12раз отдых 30сек. |
|
||
И.П. – лёжа на скамье штанга средним хватом – жим штанги лёжа из-за головы. | 12 мин. 30 сек*12раз отдых 30сек. отдых между упр. 5-7 мин. |
Стопы прижаты к полу, таз и плечи прижаты к скамье, при опускании штанги за голову локти сгибаются, движение рук в саггитальной плоскости. |
||
2. Силовые упражнения | 5 мин. | Упражнения выполняются поочерёдно, без отдыха между сериями. Темп |
||
1) Сгибание разгибание рук в висе на перекладине хватом сверху. | 10х8-10раз | |||
2) Сгибание разгибание рук в упоре лёжа | 10х15 раз | средний и ниже среднего. |
||
Заключительная – 17-20 мин. | Упражнения на гибкость. | 5 мин. | групповой/ практического упражнения | Упражнения в парах, с пружинящие движения во время выполнения упражнений. Амплитуда максимальная. |
Релаксационные упражнения. | 2-5 мин. | Лёжа на спите, глаза закрыты, мышцы расслаблены, дыхание ровное глубокое. | ||
Подведение итогов занятия. | 3 мин. | фронтальный/ словесный |
Акцентировать внимание на положительном результате занятия и отметить недочеты. | |
Задание на дом. | 2 мин. | фронтальный/ словесный |
25-30 % нагрузки от основной части занятия |
*Примечание: воспитательные задачи решаются с помощью методов и средств психолого-педагогического воздействия: убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие и др. Дополнительные рекомендации по применению средств психолого-педагогического воздействия по частям занятия см. в приложении № 1.
Оздоровительные задачи решаются посредством реализации образовательных задач, направленных на физическое совершенствование, и частных задач – на обучение упражнениям (коррегирующие, релаксационные, стретчинг).
Приложение № 1
Применение средств и методов психолого-педагогического воздействия в процессе учебно-тренировочных занятий по теме: «Специальная физическая подготовка дзюдоиста»
Части учебно-тренировочного занятия |
*Рекомендуемые методы и средства психолого-педагогического воздействия |
Вводная | 1. Положительный психолого-эмоциональный настрой на выполнение поставленных задач занятия |
2. Настрой на высокую концентрацию внимания для успешного выполнения задач основной части занятия | |
Основная | 1. Применение методов убеждения, направления и поощрения. |
2. Акцентирование внимания на решение задач технико-тактической и специальной подготовки по принципу обратной связи (взаимодействие: обучающийся – тренер; обучающийся – обучающийся) | |
3. Применяется метод создания психических внутренних опор при благополучной ситуации выполнения технических и тактических приемов и специальных упражнений в условиях, приближенных к соревновательным (или моделирование ситуации) | |
4. В сложившейся ситуации недопонимания исполнения технических и тактических приемов и специальных упражнений применить метод репродуктивного и тактильного воздействия | |
5. Для экономии физических и психических возможностей организма обучающихся уместен метод рационализации – следить за правильностью исполнения специальных упражнений и технико-тактических действий | |
6. Уместно применение метода сублимации, искусственно меняя задачу для достижения цели (когда обучающийся не уверен в своих возможностях) | |
Заключительная | Релаксирующие упражнения с помощью аутотреннинга |
*Рекомендуемые методы и средства психолого-педагогического воздействия используются в целях повышения эффективности и качества результатов учебно-тренировочного занятия: способствуют саморазвитию обучающихся, объективной самооценке, концентрации внимания, воспитанию коммуникативности и самостоятельности мышления.