Открытое занятие "Специальная физическая подготовка дзюдоиста" для обучающихся 14–18 лет

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях широкого применения информационно-коммуникативных технологий и невысокой мотивации детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, одной из актуальных задач современных педагогов и родителей является привлечение и поддержание у детей устойчивого интереса к спортивным занятиям.

Представляемое открытое занятие имеет своей целью – совершенствование специальных физических качеств дзюдоиста, проводится в соответствии с темой дополнительной образовательной программы по дзюдо. В процессе занятия используются методы организации деятельности обучающихся (фронтальный, групповой), физкультурно-спортивные (практического упражнения), словесный и наглядный  методы, а также, в целях повышения эффективности в решении воспитательно-развивающих задач, методы психолого-педагогического воздействия на обучающихся (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие и др.).

Практическая значимость занятия заключается в универсальности представляемого физкультурно-спортивного комплекса для совершенствования техники скоростно-силовых упражнений: подготовительная часть занятия предусматривает подготовку обучающихся к активной деятельности для решения поставленных задач основной части занятия; решение задач основной части занятия способствует последующему положительному переносу полученных навыков для выполнения технических приемов дзюдо за счет акцентированной проработки мышечных групп тела и конечностей. Одновременно у обучающихся воспитываются личностные и морально-волевые качества, важно решение оздоровительных задач, направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата и повышение уровня устойчивой двигательной моторики. Данное занятие предусматривает четкое чередование времени исполнения упражнений и отдыха между упражнениями, особенно важно применять данный комплекс в активные периоды подготовки дзюдоиста (подготовительный, предсоревновательный и переходный).  Занятие имеет высокую моторную плотность, что способствует повышению рефлексивных и аэробно-анаэробных возможностей организма. В процессе занятия применяются методы психолого-педагогического воздействия на спортсменов в целях учета возрастных, гендерных, психических, физических и физиологических особенностей, важность этих методов заключается в развитии и совершенствовании значимых свойств личности для формирования соответствующей системы отношений между спортсменами, между спортсменами и тренером-преподавателем. Рекомендуемые методы и средства психолого-педагогического воздействия используются также в целях повышения эффективности и качества результатов учебно-тренировочного занятия, что способствует саморазвитию обучающихся, объективной самооценке, концентрации внимания, воспитанию коммуникативности и самостоятельности мышления.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого занятия по дзюдо в группе учебно-тренировочного этапа подготовки, возраст обучающихся 14-16 лет

Тема:  Специальная физическая подготовка.

Цель: совершенствование специальных физических качеств.

Задачи:

1. Образовательная задача: совершенствовать технику скоростно-силовых упражнений со снарядами и на снарядах.
2. Оздоровительная задача: укреплять опорно-двигательный аппарат.
3. Воспитательная задача: воспитывать дисциплинированность, решительность, трудолюбие, активность, самостоятельность, силу воли.
4. Развивающая задача: совершенствовать скоростно-силовые способности.

Тип занятия:                     занятие-повторение

Место проведения:           тренажёрный зал, стадион.

Время  проведения:         135 минут.

Инвентарь:                        штанги (вес от 15 до 25 кг).

Тренер-преподаватель:   Абрамов Виктор Михайлович.

Условные обозначения: И.П. – исходное положение; О.С. – основная стойка; ОРУ – общеразвивающие упражнения.

Части занятия

Средства и содержание занятия Дозировка Методы*: организации деятельности обучающихся / обучения Организационно-методические указания
Подготовительная – 30 мин.

1. Построение, перекличка, сообщение задач занятия.

2 мин. фронтальный  / словесный  

2. Ходьба

5 мин. фронтальный / практического упражнения Следить за осанкой

3. Равномерный бег

15 мин. фронтальный / практического упражнения Дыхание ровное.

4. ОРУ:
а) И.П. – О.С.; 1 – руки в стороны; 2 – подняться на носки, руки вверх – вдох; 3 – опуститься на всю стопу, руки вперёд – выдох; 4 – И.П.
б) И.П. – ноги врозь, руки на пояс; 1 – поворот туловища на право, правая рука в сторону; 2 – И.П.; 3-4 – то же в другую сторону.
в) И.П. – О.С. руки в стороны; 1 – мах правой, касание  носком ноги разноимённой руки; 2 – И.П.; 3,4 – то же с другой стороны.
г) И.П. – ноги врозь; 1 – упор стоя; 2 – разгибание туловища с поворотом вправо, руки в стороны; 3,4 – то же в лево.
д) И.П. – сед ноги врозь;
1,2,3 – пружинящий наклон к правой ноге; 4 И.П. 5,6,7,8 – то же к левой ноге.
е) И.П. – ноги вместе, руки в стороны; 1 – ноги врозь прыжком, руки вверх, хлопок над головой; 2 – И.П. прыжком; 3,4 – тоже.

5 мин.

Каждое упражнение выполняется 40-50 сек.

фронтальный / наглядный, практического упражнения

Занимающиеся выполняют ОРУ после показа и команд тренера.
Следить за осанкой и за техникой выполнения упражнений.

5. Подготовка к занятиям в тренажёрном зале

3 мин.  

Организационный момент используется как активный отдых.

Основная – 85-88 мин.

1. Упражнения отягощением:

  фронтальный / практического упражнения

Упражнения выполняются по принципу супер-сета.

И.П. – О.С. штанга хватом снизу – сгибание разгибание рук.

12 мин.
30 сек*12раз
отдых 30сек.

Ноги врозь, таз зажат, при поступательном движении штанги вверх, корпус подаётся вперёд. В верхней точке штанга фиксируется над головой.

И.П. – О.С. штанга на груди – жим штанги стоя.

12 мин.
30 сек*12раз
отдых 30сек.

Ноги врозь, спина прямая, лопатки сведены, голова слегка назад, штанга на плечах.

И.П. – О.С. штанга на плечах – выпрыгивание со штангой из низкого приседа. 12 мин.
30 сек*12раз
отдых 30сек.

Ноги врозь, спина прямая, локти в стороны-вверх.

И.П. – О.С. штанга узким хватом сверху  – тяга до подбородка. 12 мин.
30 сек*12раз
отдых 30сек.

 

И.П. – лёжа на скамье штанга средним хватом – жим штанги лёжа из-за головы. 12 мин.
30 сек*12раз
отдых 30сек.

отдых между упр. 5-7 мин.

Стопы прижаты к полу, таз и плечи прижаты к скамье, при опускании штанги за голову локти сгибаются,  движение рук в саггитальной плоскости.

2. Силовые упражнения 5 мин.

Упражнения выполняются поочерёдно, без отдыха между сериями. Темп

1) Сгибание разгибание рук в висе на перекладине хватом сверху. 10х8-10раз  
2) Сгибание разгибание рук в упоре лёжа 10х15 раз

средний и ниже среднего.

Заключительная – 17-20 мин. Упражнения на гибкость. 5 мин. групповой/ практического упражнения

Упражнения в парах, с пружинящие движения во время выполнения упражнений. Амплитуда максимальная.

Релаксационные упражнения. 2-5 мин. Лёжа на спите, глаза закрыты, мышцы расслаблены, дыхание ровное глубокое.
Подведение итогов занятия. 3 мин. фронтальный/
словесный
Акцентировать внимание на положительном результате занятия и отметить недочеты.
Задание на дом. 2 мин. фронтальный/
словесный
25-30 % нагрузки от основной части занятия

*Примечание: воспитательные задачи решаются с помощью методов и средств психолого-педагогического воздействия: убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие и др. Дополнительные рекомендации по применению средств психолого-педагогического воздействия по частям занятия см. в приложении № 1.

Оздоровительные задачи решаются посредством реализации образовательных задач, направленных на физическое совершенствование, и частных задач – на обучение упражнениям (коррегирующие, релаксационные, стретчинг).

Приложение № 1

Применение средств и методов психолого-педагогического воздействия в процессе учебно-тренировочных занятий по теме: «Специальная физическая подготовка дзюдоиста»

Части учебно-тренировочного занятия

*Рекомендуемые методы и средства психолого-педагогического воздействия

Вводная 1. Положительный психолого-эмоциональный настрой на выполнение поставленных задач занятия
2. Настрой на высокую концентрацию внимания для успешного выполнения задач основной части занятия
Основная 1. Применение методов убеждения, направления и поощрения.
2.  Акцентирование внимания на решение задач технико-тактической и специальной подготовки по принципу обратной связи (взаимодействие: обучающийся – тренер; обучающийся – обучающийся)
3. Применяется метод создания психических внутренних опор при благополучной ситуации выполнения технических и тактических приемов  и специальных упражнений в условиях, приближенных к соревновательным (или моделирование ситуации)
4. В сложившейся ситуации недопонимания исполнения технических и тактических приемов и специальных упражнений применить метод репродуктивного и тактильного воздействия
5. Для экономии физических и психических возможностей организма обучающихся уместен метод рационализации – следить за правильностью исполнения специальных упражнений и технико-тактических действий
6. Уместно применение метода сублимации, искусственно меняя задачу для достижения цели (когда обучающийся не уверен в своих возможностях)
Заключительная Релаксирующие упражнения с помощью аутотреннинга

*Рекомендуемые методы и средства психолого-педагогического воздействия используются в целях повышения эффективности и качества результатов учебно-тренировочного занятия: способствуют саморазвитию обучающихся, объективной самооценке, концентрации внимания, воспитанию коммуникативности и самостоятельности мышления.