Учебно-познавательная направленность игры на уроках и во внеурочное время

Разделы: Начальная школа


“Сейчас, ребята, поиграем…” – говорит педагог. У детей засияли глаза, спинки выпрямились, они расслабились. И это сразу после упорной работы над сложным математическим выражением! Игровая деятельность всегда вызывает живой интерес, радость на лицах младших школьников.

Положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Целенаправленное включение игры в тот или иной вид работы повышает интерес детей к этой работе, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Игра делает отдельные элементы работы по математике эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой: праздничное оформление класса, красочную оригинальность газеты, красоту древней легенды, включающей задачу, драматизацию математического задания, стройность мыслей при решении логической задачи.

Среди математических игр для детей имеются и ролевые. Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку и т. д. (роль капитана команды в клубе юных математиков или члена этой команды, роль разведчика, покупателя или продавца, “хитреца” или “молодца” и др.). Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, но и остроте и логичности мысли. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, так как любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ученик выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.

Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным.

Математические игры часто бывают связаны с определенными сюжетами. Правда, сюжеты их весьма простые, рассчитанные на детское воображение. Иногда эти сюжеты подсказывают названием игры: “Поймай рыбку”, “Борьба за цифру”, “Таблицу знаю” и др. В ряде игр сюжет связан с путешествиями: “Полет в космос”, “Узнай, какая дорога ведет на Ореховку” и др. Сюжеты героического поиска, романтика путешествий в этих играх питают воображение младших школьников. Военизированные сюжеты также популярны среди детей (“Преодолей посты” и т. п.).

Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды обучающихся, сидящих в одном ряду парт, класса, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. Мотив соревнования может быть выражен по-разному, в частности, в названии игр: “Кто скорее, кто вернее”, “Хоккей”, “Телефон” и др. Однако есть математические игры, которые не связаны с соревнованием, а игровая форма их выражается просто в названии; “День и ночь”, “Купите шары”, “Закрой форточку” и др.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дети осваивают в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание. Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры.
  2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
  3. Какие материалы и пособия понадобятся для игры.
  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры.
  5. На какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, чтобы дети пожелали еще раз вернуться к этой игре.
  6. Как обеспечить более полное участие детей в игре.
  7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, заинтересовала ли их игра.
  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей.
  9. Как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой математический материал.
  10. Какие выводы следует сообщить детям в заключение после игры (лучшие моменты игры, наиболее активные участники, недочеты в игре и т. п.).

В соответствии с требованиями Стандарта при планировании результатов математической игры можно четко выделить предметные компетенции – основу для последующего обучения; спрогнозировать познавательные, личностные, коммуникативные действия, которыми овладеют обучающиеся в процессе игры.

Литература

  1. Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.
  3. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе. Красноярск, 2001.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Просвещение,1999.
  5. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Просвещение, 1997.