“Сейчас, ребята, поиграем…” – говорит педагог. У детей засияли глаза, спинки выпрямились, они расслабились. И это сразу после упорной работы над сложным математическим выражением! Игровая деятельность всегда вызывает живой интерес, радость на лицах младших школьников.
Положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Целенаправленное включение игры в тот или иной вид работы повышает интерес детей к этой работе, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Игра делает отдельные элементы работы по математике эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой: праздничное оформление класса, красочную оригинальность газеты, красоту древней легенды, включающей задачу, драматизацию математического задания, стройность мыслей при решении логической задачи.
Среди математических игр для детей имеются и ролевые. Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку и т. д. (роль капитана команды в клубе юных математиков или члена этой команды, роль разведчика, покупателя или продавца, “хитреца” или “молодца” и др.). Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, но и остроте и логичности мысли. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, так как любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ученик выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.
Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным.
Математические игры часто бывают связаны с определенными сюжетами. Правда, сюжеты их весьма простые, рассчитанные на детское воображение. Иногда эти сюжеты подсказывают названием игры: “Поймай рыбку”, “Борьба за цифру”, “Таблицу знаю” и др. В ряде игр сюжет связан с путешествиями: “Полет в космос”, “Узнай, какая дорога ведет на Ореховку” и др. Сюжеты героического поиска, романтика путешествий в этих играх питают воображение младших школьников. Военизированные сюжеты также популярны среди детей (“Преодолей посты” и т. п.).
Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды обучающихся, сидящих в одном ряду парт, класса, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. Мотив соревнования может быть выражен по-разному, в частности, в названии игр: “Кто скорее, кто вернее”, “Хоккей”, “Телефон” и др. Однако есть математические игры, которые не связаны с соревнованием, а игровая форма их выражается просто в названии; “День и ночь”, “Купите шары”, “Закрой форточку” и др.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
- Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дети осваивают в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание. Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры.
- Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
- Какие материалы и пособия понадобятся для игры.
- Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры.
- На какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, чтобы дети пожелали еще раз вернуться к этой игре.
- Как обеспечить более полное участие детей в игре.
- Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, заинтересовала ли их игра.
- Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей.
- Как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой математический материал.
- Какие выводы следует сообщить детям в заключение после игры (лучшие моменты игры, наиболее активные участники, недочеты в игре и т. п.).
В соответствии с требованиями Стандарта при планировании результатов математической игры можно четко выделить предметные компетенции – основу для последующего обучения; спрогнозировать познавательные, личностные, коммуникативные действия, которыми овладеют обучающиеся в процессе игры.
Литература
- Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика. – М.: Просвещение, 2000.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.
- Финогенов А.В. Игровые технологии в школе. Красноярск, 2001.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Просвещение,1999.
- Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Просвещение, 1997.