Цели: (Приложение 1. Слайд 2)
- проверить знание словарных слов, правильное написание, способствовать развитию орфографической зоркости;
- воспитывать дружелюбие, коммуникативность;
- стимулировать интерес к учению.
Форма: игра-соревнование в форме личного зачёта результатов соревнования.
Оборудование: учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», ребус-карточка, индивидуальные листочки, карточки с заданиями на каждого ученика, таблицы для игры в «Прятки», презентация.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организация класса
– Ребята, у нас сегодня много гостей. Они пришли
посмотреть, как мы занимаемся на кружке
«Занимательный русский». (Слайд 3) чему научились.
– Посмотрите на них, улыбнитесь им. – А теперь
доброжелательно посмотрите друг на друга, на
своих товарищей по команде, одноклассников из
другой команды. В путь за новыми знаниями!
Чтобы справиться со всеми трудностями и
невзгодами пути, надо взять с собой особый важный
груз. Выберите то, что нам сегодня будет
необходимо:
ДРУЖБА СПЛОЧЁННОСТЬ ПОДДЕРЖКА ВЗАИМОПОМОЩЬ |
ВНИМАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ АККУРАТНОСТЬ СОБРАННОСТЬ |
ТИШИНА РАБОЧИЙ ШУМ УМЕНИЕ СЛУШАТЬ АКТИВНОСТЬ |
– Ну, что, в путь? А девиз у нас какой? «Всё, что надо под рукой!» А второй девиз, какой? «Больше дела – меньше слов!»
(В это время врываются пираты) (Слайд 4)
– На абордаж! Сдавайтесь, вы захвачены
пиратами!
– Сознавайтесь, в какое путешествие вы
собрались! Может, за сокровищами?
– Пока нам выкуп не заплатите, никуда вы не
отправитесь!
– Или наполняйте наш сундук богатством и
отправляйтесь на все четыре стороны, тысяча
чертей!
– Как вам не стыдно? Дети маленькие, а вы с них
выкуп требуете.
– Ничего не знаем! На то мы и пираты, чтоб
богатства отнимать. Давайте то, что у вас есть
самого ценного.
– Дети, а что у нас в школе самое ценное? За чем
самым главным мы в школу ходим? (Рассуждения
детей)
– Действительно, знания – это самое ценное
богатство. Мы готовы поделиться с вами нашими
знаниями.
– Золотые пиастры – вот это богатство. А такие
монеты, как знания, я ещё не встречал. Это что,
новая валюта?
– А они очень ценные, эти знания? Скажите–ка мне,
дети. (Ответы детей)
– Да в мире нет ценнее богатства! Без них просто
жить невозможно.
– Тогда мы согласны взять ваши знания.
– Набивайте наш сундук вашими знаниями и плывите
дальше.
– Знания в сундук положить нельзя. У нас такое
условие: команды будут получать задания и за
каждый правильный ответ, то есть за знания, в ваш
сундук мы будем складывать жетоны. Всё, что
накопите – ваше. Согласны?
– Конечно, согласны. Мы строго будем следить за
командами, чтоб ни одна монета не пропала.
(Пираты контролируют выполнение заданий, помогают второклассникам справляться с заданиями. Собирают жетоны.)
2. Чтение грамматического рассказа «Трудное слово» из книги В.Волиной «Веселая грамматика» с. 89-90 (о слове помидор). (Слайд 5)
Ребята писали словарный диктант, Учительница
назвала последнее слово – помидор.
Света написала правильно, а потом задумалась и
решила к своему соседу Виталику заглянуть в
тетрадь. У него написано памидор. Света взяла
ручку и исправила «О» на «А».
– А теперь ещё раз проверьте слова и сдайте
тетради, – сказала учительница.
Света на всякий случай решила сверить с Вовой и
посмотрела в его тетрадь. А у него было написано
памедор. Света взяла ручку и исправила И на Е.
На следующий день Света узнала, что у неё в этом
слове две ошибки. – Так всегда получается, когда
человек на себя не надеется, – сказала
учительница.
– Какие слова писали ученики?
3. Сообщение темы и цели
– Сегодня мы отправляемся в страну Словарных слов.(Слайд 6) Вы уже много сделали открытий на уроках, учились наблюдать, доказывать. Это будет игра-соревнование, где каждый покажет свои знания, и за правильный ответ будет получать балл. А в конце урока мы узнаем, кто из вас лучший знаток словарных слов, которые мы выучили за год обучения.
– А вот трудные учить слова помогает нам игра:
4. «Веселые рифмы» (читают наизусть учащиеся) (Слайд 7)
Приеду завтра, Привезу завтрак. На завтрак – рак. Кричи: “Ура!” |
Петуха назвали Петя, Петь он любит на рассвете. А медведь наоборот, Петь не любит, любит мед |
Чтоб не обиделась корова,
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова
Напишем в корне с буквой -о-
Петуха спросили дети:
«Почему зовут вас Петей?»
Так ответил Петя детям:
«Хорошо умею петь я!»
Петя, рыженький петух!
У тебя прекрасный слух.
Только на рассвете
Не буди нас, Петя!
– Можем ли петух назвать себя птицей? (Нет. Он не умеет говорить.)
Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут: – лимон… –
Сразу станет кисло.
Шёл дождь,
На сотне мягких лап
Стучали капельки-кап-кап!
Как только кап-кап-кап звучало –
Капуста сразу подрастала. (Слайд 8)
– А вот – запоминалки:
Загадка. (Слайд 9)
По ледяной дорожке бегут стальные ножки.
Мои новые подружки и блестящи и легки,
И на льду со мной резвятся и мороза не бояться. (Коньки)
Коньки и конь
Конь нашел коньки и вот –
На каток теперь идёт
На коньках наш конь скользит
«Посмотрите!» – говорит, –
Мы с коньками, словно братья,
Их с собою буду брать я.
Падать в них совсем не больно!
И коньки конём довольны.
А писать их будет он
С буквой «О» как слово «конь»
Пена из пенала
Петя в руки взял пенал,
Только крышку приподнял.
Из пенала лезет пена!
Вот она уж по колено.
Вот под пеной Петя скрылся!
Тут пенал вдруг сам закрылся
Сразу вся исчезла пена
Петя вырвался из плена.
И сейчас же написал
Слово трудное «пенал»
Через «е» как слово «пена»
Так и нужно, несомненно!
И с тех пор его пенал
Больше пены не пускал!
Огурец
Как-то Мише дал отец
Преогромный огурец!
Ого-го, какой большой!
Ох, и вкусный! Хорошо!
Смотрит Миша на него:
Он похож на букву «о»,
И теперь конечно Миша
С буквой «о» его напишет! (Слайд 10)
Сорока
Сороке нынче сорок лет,
Она для всех дает обед.
Потом дает она обет
Не кушать целых сорок лет!
Да, быть обжорою – беда!
Зато вам хватит срока,
Чтобы запомнить навсегда,
Как пишется «сорока».
– Сколько лет сороке?
– Как напишем слово «сорока»?
– В названии какой ещё птицы есть сочетание -оро-
?
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона –
Это… (Ворона)
5. Весёлая минутка
Ворона (сценка)
– Кар! Кричит ворона. Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался Утром рано Грош украл он Из кармана Карандаш! Картонку, Пробку, Съел вареную картошку Снял картину со стены. |
Стой, ворона, Не кричи. Не кричи ты, Помолчи. Жить не можешь. Без обмана: У тебя ведь Нет кармана! – Кар! Подпрыгнула ворона. И моргнула удивленно – Что ж вы раньше Не сказали? Кар-р-р-раул! Кар! Кар! Карман! Украли! |
6. Игра «Кто это сказал?» (Слайд 11)
Вот слова подобны птице
Каркают на словарной странице.
– А сейчас мы узнаем, какие слова любит ворона, а
какие курица, поиграв в игру «Кто это сказал?»
(На слайде №11 иллюстрации вороны и курицы, а также карточки со словарными словами, которых пропущены буквы: к.ртина, к.мната, к.рова, к.ртофель, к.р.ндаш, к.ньки).
7. Работа в группах
Дети должны распределить слова, исходя из того, что ворона говорит «кар-кар», курица «ко-ко-ко». (Слайд 12)
Ворона: картина, картофель, карандаш.
Курица: комната, корова, коньки.
а) А лягушка квакает (Слайд 13)
– Квартира, Москва.
б) В каких словах спрятались ноты?
– Помидор, ребята, дорога.
в) Назовите слова, в которых спрятались числа?
– Родина, сорока, однажды, столица, восемь.
г) В каких словах ель растет? (Слайд 14)
– Картофель, учитель, мебель, понедельник, учительница.
8. Физминутка
9. Объяснение нового материала
– Словарные слова, как и таблицу умножения,
надо знать наизусть. Вот только таблица
умножения помещается на одной тетрадной
страничке, а словарных слов – целый толстенный
словарь. Их надо учить, нередко снова и снова
возвращаясь к одному и тому же слову.
– Как при запоминании избежать простой зубрёжки?
– Как разнообразить это монотонное скучное дело?
Предлагаю несколько приёмов.
Первый прием: «Словарная стена» (Слайд 15)
– Прорабатываем словарное слово. Пишем на
«солнышке» не менее 5 раз. Вывешиваем на стенке.
Стены постепенно покрываются своеобразными
обоями. Неделю слова висят, а ребята их
«обживают», рассматривают, «иллюстрируют».
Наступает момент, который называется «Стенка».
Ребятам дают несколько минут для
«фотографирования».
Затем ученик снимает слово со стены, все
проговаривают его хором по слогам. Когда все
слова сняты, проводим словарный диктант. Затем
идёт проверка. Учитель показывает листы со
словами, а дети сверяют написанное. Если ошибку в
слове никто не сделал, слово отправляют «на
пенсию». Пусть отдохнёт. Если есть ошибка, хоть у
одного ученика, несчастное слово возвращают на
стенку.
(При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя).
10. Творческая работа
– Давайте попробуем сделать подобную стену (учащиеся в группах придумывают визуальный «секрет» запоминания словарного слова, и, оформив их на карточках, помещают на «словарной стене»).
11. Объяснение нового материала (продолжение)
Следующий приём “Ботанический сад”. (Слайд 16)
На уроке выращиваем деревья, проводим работу по
правописанию однокоренных слов. Учитель
вывешивает корень -вёз-, а дети придумывают
однокоренные слова, записав их на листочках и
прикрепляют к дереву, обязательно выделяя
корень.
Дерево стоит неделю или две. Затем проводим
небольшой словарный диктант из этих слов (слова с
дерева снять). Учитель может добавить свои 2-3
слова. Затем прикрепляет новый корень. И проводим
аналогичную работу. Используя этот приём через
зрительную память, формируется у детей интерес,
развивается орфографическая зоркость.
«Соберите» и запишите слова из первых букв слов каждой группы. (Слайд 15)
1. Рита, омут, санки, светофор, иглы, якорь. (Россия) 2. Маша, орех, свечка, капуста, варежки, алый. (Москва) Учитель. Как написали эти слова? Почему?
Главные слова важны. С буквой о они дружны.
«Третий лишний». Из каждой группы слов выпишите «лишнее» по указанному признаку. (Слайд 16)
Морковь, капуста, ладонь (ладонь –
не овощ)
Девочка, мальчик, молоко (молоко – по
одушевлённому предмету).
Загадки. (Слайд №16)
– Я буду читать загадки, а вы дружно хором по слогам подхватывайте ответ.
- Зябнут ноги, щиплет нос старый дедушка … (мороз)
- Есть у нее четыре шины, а называется … (машина)
- Будем в клеточку писать, если в клеточку … (тетрадь)
- Весь я знание проник, я примерный … (ученик)
Следующий приём «Одиночное плавание под орфографическим парусом».
– Парус – это листы бумаги у вас на партах. –
«Одиночное плавание» – это словарный диктант.
Разговаривать нельзя – плавание одиночное, к
соседу повернёшься плот перевернётся, а море и
без того штормит.
Вы должны писать слова в столбик, и каждый раз
сворачивать (загибать листок) ровно на одно
слово.
Безударные гласные обвели в кружок. Неправильно
написали – придётся проделать в этом месте
дырку. Ручкой. Настоящую, Насквозь. А дома
придётся парус «штопать» (делать работу над
ошибками), и т. д.
Парус развернули. У кого сколько дырок?
Выбираем проводника (они хорошо знают те места).
Проводники называют сразу проверочные слова,
остальные обводят в кружок, теперь уже очевидную
гласную.
Используя этот прием, дети неоднократно
возвращаются к словарным словам, сложная работа
над запоминанием словарных слов, превращается в
увлекательную игру.
12. Закрепление материала
1) Игра «Собери слово» (Слайд 17)
ня рев де – деревня | чи тель у – учитель |
да о деж – одежда | фа ал вит – алфавит |
2) Разгадай ребус. Кто быстрее догадается, что это за слово. (Слайд№17)
Ко [л] баса – 5 2 3 4 1 6 (собака)
Завод. (Заяц'' + вода')
3) А сейчас поиграем в прятки. (Слайд 20) В таблице «спрятались» словарные слова. Найдите их и раскрасьте разными цветами.
с | м | м | а | л | а | д | о | н | ь | а | м |
о | о | д | е | в | о | ч | к | а | о | р | а |
р | с | у | м | о | р | к | о | в | ь | б | л |
о | к | а | т | р | о | с | с | и | я | у | м |
к | в | й | п | о | с | у | д | а | а | з | ч |
а | а | м | е | б | е | л | ь | п | к | и | и |
у | ч | и | т | е | л | ь | с | а | о | м | к |
п | в | о | р | й | в | о | р | о | н | а | л |
е | п | а | л | ь | т | о | а | т | ь | т | и |
т | в | к | а | п | у | с | т | а | к | т | м |
у | к | с | о | б | а | к | а | р | и | к | о |
х | а | р | к | а | р | а | н | д | а | ш | н |
Словарные слова: Ладонь, девочка, морковь, Россия, посуда, мебель, учитель, ворона, пальто, капуста, собака, карандаш, сорока, петух, Москва, воробей, коньки, арбуз, мальчик, лимон. (20 слов )
Проверка (чтение слов по строчкам, столбикам).
13. Итог
Учитель: Молодцы, ребята! Все задания выполнили! Каждый из вас хорошо потрудился! Пришла пора узнать, кто же «знатоки» словарных слов, кто набрал много баллов. (Ученикам, набравшим большее количество баллов вручаются блокноты, а всем остальным утешительные призы.)
– Многое мы узнали, но ещё больше интересного у
вас ещё впереди. Пока пираты подсчитывают свои
богатства, я предлагаю станцевать «Морячку»
(Пираты подсчитывают количество жетонов,
набранное группами.)
– Скажите, пираты, большое богатство вы собрали
благодаря нашим ребятам? А настоящее ли это
богатство?
– Да, много словарных слов вы знаете. Вы многому
нас научили.
– Только как же получается – вы нам все свои
знания отдали, а вам ничего не осталось! Как же
быть?
– Что же, ребята, мы с вами на самом деле
без знаний остались? Мы все свои знания отдали,
теперь у нас ничего не осталось?
– Давайте проверим …
– Как запомнить букву быстро, интересно и легко?
Надо придумывают визуальный «секрет»
запоминания словарного слова, зрительный образ,
нужно «оживить букву». Можно придумать весёлую
рифму, сказку.
14. Индивидуальная работа
– Мы начали сочинять сказки на самые трудные для запоминания словарные слова.
Лягушка
Жила-была Гушка. Она очень любила сидеть в
болоте и распевать песни.
«Ля-ля-ля», – пела Гушка,
Она так гордилась, что умеет петь, что любой ответ
на вопрос начинала со своего знаменитого:
«ЛЯ».Однажды ее спросили: «Как тебя зовут?» И
Гушка ответила: «Ля Гушка».
Свое «ля» она произнесла по привычке, но ее так и
стали называть – ЛЯГУШКА.
Муравей
Три друга, мальчик, кот и собака, отправились в
лес. По дороге они встретили маленького
ползущего жучка. Они хотели его позвать с собой,
но не знали, как к нему обратиться.
Кот посмотрел на жучка и тихо сказал: «Мур».
Собака залаяла: «Аа». А мальчик крикнул: «Эй».
Они крикнули эти слова вместе. Жучок услышал их и
повернулся. Друзья решили, что его зовут:
«Муравей».
(Эту сказку надо рассказывать, включая детей в игру: попросить их найти слова, которые крикнул кот, собака и мальчик.)
– Вы ответили правильно на все вопросы. Значит,
знания у вас остались. В чем же секрет знаний? Что
с происходит, когда мы ими делимся? (Ответы
детей)
– Действительно, знания ещё и тем ценны, что им
можно делиться, а они всё равно с тобой остаются.
– Да, действительно, знания – настоящее
богатство. И мы у вас многому научились, многое
узнали.
– Простите, нас, дети за то, что мы вас обижали. Мы
больше так не будем
– Ну что, ребята, простим их?
– А вы нас к себе ещё пригласите, очень уж нам у
вас интересно было.
–Тогда до встречи. А вам счастливого
путешествия!
У: Страна словарных слов очень
интересна. Большое путешествие нас ждет впереди.
А пока пора всем на отдых. Будем готовиться к
новым открытиям.
Литература:
- В.Волина, «Весёлая грамматика». «Трудное слово», с 89-90
- Материалы Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» – 2008, Николаева Т.К. Пусть ученик полюбит слово.
- Играя, изучаем словарные слова. Селиванов; Б. Кирдан; В. Аникин. – М.: Худож. лит., 1988. – 431 с.
- Ромайкин Е. А. Мастер-класс по теме: «Словарные слова»
- Галынский М.С. Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в 1–2-м классах.
- Научно-практический журнал. Практика образования. Система общего развития. Главный редактор: С.Г. Яковлева. Редактор: Е.Н.Петрова. Издательство «Учебная литература», г. Самара, 2008.
- Мaмаева Татьяна Николаевна. Игра «Путешествие по реке истории».