Коррекционно-развивающее занятие. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. 3-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 3


Цель: дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;

Задачи:

  • развивать умения составлять предложение, со­блюдая правильный порядок  слов;
  • формировать умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме;         
  • учить находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать   связь слов;
  • развивать слуховой вербальный анализ и синтез слоговой структуры   слова,    смысловой и интона­ционной законченности предложений;
  • воспитывать стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений, умения работать в малых группах;
ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации
Предмет, по которому проводится урок Логопедическое занятие.
Занятие по теме: Составление предложений из слов, данных в пра­вильной грамматической форме.
Класс 3 класс

Этап

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

3 мин.

Развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Цель: организация учащихся к проведению урока, создание доброжелательного отношения к друг к другу.

Группы: все учащиеся (6 человек)

Проведение:

Рефлексия  положительного настроения и эмоционального состояния. Обучающие стоят в кругу  взявшись за руки.  Под музыку дети выполняют движения не разжимая рук: поднять и опустить руки, покачать головой (вперёд-назад, влево-вправо), поднять правую, затем левую ногу,подпрыгнуть, улыбнуться друг другу.
Обучающиеся садятся. На партах лежат вырезанные из картона ладошки левая и правая разных цветов (у каждого 4 шт.). Детям предлагается найти пару.

Вхождение или погружение в тему

 

 

Формирование ожиданий учеников

4 мин.

Метод «Я хочу научиться» Цель: выяснить ожидания учащихся на данном занятии.

Проведение:

Обучающимся предлагается разделиться на 3 группы по наличию цветных карточек (карточки заранее приготовлены и лежат на парте, это целесообразно для детей с ОВЗ школы VIII вида). Каждой группе дано задание на карточке, которое поможет сформулировать тему занятия:

1 группа – на карточке рисунок мальчика и слово «ученик»;
2 группа – на карточке рисунок мальчика и словосочетание «новый ученик»;
3 группа – на карточке рисунок мальчика в школе и предложение «Новый ученик пришёл в школу».

Дети называют, что они прочитали и формулируют тему занятия.

Интерактивная лекция

10-13 мин.

Метод использование игры-презентации «Путешествие в стране предложений» Цель: оживление внимания, структурирование материала.

Проведение:

Вспомнить и повторить города, в которых побывали на прошлом занятии. Работа в группе интеракция учитель – класс  игра-презентация «Как ветер перепутал вывески в городе Слов».

1 группа. Собрать слово из букв к вывескам.
2 группа. Подобрать слова к вывескам.
3 группа. Подобрать вывески к словам.

Работа в малых группах игра «Помоги собрать урожай яблок в саду города Словосочетаний»
Интеракция ученик – группа. На доске расположены яблоки со словами, нужно найти пару и прочитать получившееся словосочетание.

Интеракция учитель – класс. Игра-презентация «Волшебные фонарики».

Для того, чтобы попасть в город предложений необходимо зажечь волшебные фонарики. Дети на карточке подбирают пропущенное слово в предложение, из слов для справок, каждое правильное предложение зажигает волшебный фонарик.

Дети гуляют по улицам города: ул. Восклицательная, ул. Вопросительная, ул. Повествовательная (чтение предложений с соблюдением интонации)
Интеракция малая группа – класс.
Перед детьми карточки со знаками препинания

Дети по очереди проговаривают предложения, а остальная группа определяет какой знак препинания нужно поставить в конце предложения и поднимает соответствующую карточку.

У. Мы долго гуляли по улицам города, пора отдохнуть.

Эмоциональная разрядка (разминка)

3 мин.

Метод «Паутинка» Цель: снятие усталости и напряжения, развитие общей моторики. 

Проведение:

Дети становятся в круг. У педагога  в руках клубок ниток. Дети передают клубок ниток и говорят друг другу добрые слова. Когда все дети сказали друг другу добрые слова (не обязательно по очереди, будет интереснее в хаотическом порядке), у них в руках получилась паутинка из ниток.

У. Посмотрите, дети, сколько дорожек дружбы протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Какие фигуры вы видите в этой крыше? (Треугольники, квадраты и т.д.)

У. А теперь положите паутинку на пол. Я осторожно сверну эти маленькие дорожки в клубок, чтобы они превратились в дорогу, которая поведет нас дальше.

Проработка содержания темы

12 мин.

  Цель: проверка знаний и умений учащихся, оценивание самостоятельно выполненых заданий.

Проведение:

Дорожка привела нас к реке которая протекает через город Предложений. Чтобы перебраться через реку нужен плот. На карточках написаны слова, нужно поменять карточки так, чтобы можно было прочесть предложение. Эти карточки-дощечки для плота. На доске схема по которой нужно построить предложение.

 

  • птицы, гнезда, строят
  • дупла, дятлы, долбят 
  • чистят, скворцы, скворечники
  • лиса, шубу, поменяла
  • воробьи, пёрышки, чистят
  • ёжик, нос, прячет

Записать предложения в тетрадь.

Мы переплыли на другой берег и клубок ниток показывает дорогу домой.  Но дорогу нам преградил завал из предложений. Чтобы продолжить путь нужно поставить предложения по порядку.

Ребята пошли в лес. В лесу они собирали ягоды. Вдруг набежали тучи и пошёл дождь. Дети спрятались под большой елью. Ветки ели плотно прижимались друг к другу. После дождя дети побежали домой.

(Дети востанавливают порядок предложений в тексте)

Подведение итогов

2-3 мин.

  Цель: подведение итога занятия, создание позитивного настроя и желания прийти на следующий урок.
С помощью цветных карточек отметить все достижения обучающихся на занятии.
Эмоциональная разрядка

1-2 мин.

  Цель: создать положительные эмоции.

Проведение: дети по одному подходят к «Лесенке успеха» и ставят Весёлого человечека на 1,2 или 3 ступеньку.

1 ступенька. Мне было трудно, но я старался.
2 ступенька. У меня почти всё получилось!
3 ступенька. У меня всё получилось!!!

У. Спасибо! Занятие окончено!