Предлагаемая организация урока обеспечивает работу всех каналов восприятия: зрительных, слуховых, способствует развитию познавательной учебной деятельности учащихся, математической культуры речи. Образовательная деятельность направлена на повышение результативности, производительности педагогического труда путём перевода учащихся из позиции объекта деятельности учителя в позицию субъекта учения, содействует развитию потенциала каждого ребёнка, раскрытию заложенных в нём возможностей. Урок содействует профилактике утомляемости учащихся использованием специальных приёмов для поддержания их работоспособности.
Цели урока:
Образовательные:
- Дать представление об измерении площадей многоугольников.
- Рассмотреть основные свойства площадей.
- Показать примеры использования изученного теоретического материала в ходе решения задач.
Развивающие: развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства, развитие логического мышления и математической культуры.
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к геометрии.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Метод: комбинированный ( словесно-наглядно-практический - проблемный).
Учебно-методическое обеспечение: Учебник “Геометрия 7–9” , Л.С. Атанасян, 2012 год.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска или экран, презентация.
Структура урока
- Организационно-психологический момент.
- Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка целей урока.
- Актуализация знаний:
1) Подготовка к восприятию нового материала.
2) Объяснение нового материала.
а) Ввести понятие площади.
б) Единицы измерения площадей и измерение площади многоугольника способом разбиения фигуры на квадраты.
в) Свойства площадей. - Закрепление изученного материала.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационно-психологический момент.
Слайд 1.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка целей урока.
Слайд 2.
III. Актуализация знаний.
Подготовка к восприятию нового материала.
Решим 1 задание (фронтальная работа с классом). Слайд 3.
Объяснение нового материала.
Вводная беседа.
В обычной жизни на каждом шагу мы встречаемся с понятием “площадь”. Что такое “площадь”, знает каждый. Каждый понимает смысл слов: площадь комнаты, площадь садового участка. Измерение площадей считают одним из самых древних разделов геометрии; в частности название “геометрия” (т.е. “землемерие”) связывают именно с измерением площадей. Согласно легенде, эта наука возникла в Древнем Египте, где после каждого разлива Нила приходилось заново производить разметку и вычисление площадей участков, покрытых плодоносным илом. Впоследствии было полностью развито учение о площадях и получены точные формулы для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и других многоугольников. С сегодняшнего дня мы будем вычислять площади различных фигур.
Как и измерение длин отрезков, измерение площадей проводится с помощью единиц измерения. Какие единицы измерения площадей вам известны? Слайд 4
Как вы понимаете утверждение «единица измерения площади 1 квадратный сантиметр»?
(Площадь измеряется квадратами со стороной 1см, или единичный квадрат- квадрат, сторона которого служит единицей длины)
Может ли площадь фигуры выражаться отрицательным числом? (Нет).
Слайд 5.Найти площадь прямоугольника, если площадь маленького квадрата равна 1квадратный сантиметр.
Слайд 6.Найти площадь прямоугольной трапеции.
Как измерить площадь фигуры? Сначала нужно выбрать единицу площади, т.е. указать единичный квадрат, т.е. квадрат, сторона которого служит единицей длины.
Прямоугольную трапецию разобьём на квадраты со стороной 1дм. Получили точное значение? (Нет). Разбиваем далее на квадраты со стороной 1 см. Каждый квадратный сантиметр – это сотая часть квадратного дециметра. Таким образом, можно вычислить площадь фигуры в квадратных дециметрах с точностью до 0,01 дм2. Сейчас мы можем назвать точно площадь прямоугольной трапеции? (Нет) Для более точного измерения площади данной фигуры неполные квадраты со стороной 1см разобьём на квадраты со стороной 1мм и т.д. Такой способ вычисления площадей фигур называется разбиением фигуры на квадраты. Но всегда ли удобно находить таким способом площадь? (Нет). Чаще все площади вычисляются по готовым формулам., с которыми мы познакомимся на следующих уроках.
Вспомним фигуры, свойства которых мы изучали ранее. Слайд 7.
Какие многоугольники называются равными? Будут ли равные многоугольники иметь равные площади?
Итак, площадь — это некая величина, характеризующая геометрическую фигуру, расположенную на плоскости или на иной поверхности. Мы пока будем рассматривать лишь плоские фигуры, поэтому площадь — это положительное число, которое ставится в соответствие ограниченной плоской фигуре. Обычно площадь обозначается буквой S.
При выбранной единице измерения площадей площадь каждого многоугольника показывает сколько раз единица измерения и ее части укладываются в данном многоугольнике.
Площадь многоугольника — положительная величина, численное значение которой обладает такими свойствами: Слайд 7-9.
- Равные многоугольники имеют равные площади. (Рисунок высвечивается на экране через проектор) (7 слайд)
- Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников. (Рисунок высвечивается на экране через проектор.) (8 слайд)
- Площадь квадрата равна квадрату его стороны. Слайд 9.
IV. Закрепление изученного.
Решить устно задачи. (Чертежи высвечиваются на экране через проектор.)
Слайд 10-11.
Решить задачу № 445 ( сначала практически, показав на равных прямоугольных треугольниках, затем наглядно продемонстрировать на экране через проектор) Слайд 12-14.
Слайд 15. Устно заполнить таблицу.
Слайд 16-18. Решить письменно задачи. В тетрадях выполняют рисунок, записывают кратко условие. Затем оформляют решение на доске и в тетрадях.
V. Итоги урока. Выставление оценок ученикам, активно работающим на уроке.
Домашнее задание: п.48, 49. ( выучить свойства площадей)
№448, №449, №450. Слайд 19.