Цели.
Предметные:
Знать:
как составлять план текст, определять тему текста и основную мысль:
Уметь:
находить изученные орфограммы;
классифицировать изученные орфограммы;
писать слова с изученными орфограммами;
использовать прилагательные в описательном тексте;
отбирать нужные для описания слова;
делить текст на части;
оформлять предложения на письме;
составлять рассказ, сопоставлять содержание своего рассказа с рассказами; одноклассников.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Учиться высказывать свое предположение (версию).
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учить развитию наблюдательности.
Учиться корректировать свою деятельность умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами.
Познавательные УУД
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать предметы и их образы.
Составлять тексты, называть их тему.
Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.
Коммуникативные УУД
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Определять правила учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (понимание различных позиций, учет разных мнений, формирование собственного мнения, умения договариваться, задавать вопросы).
Личностные УУД
Проявлять устойчивый познавательный интерес к русскому языку.
Уметь видеть и описывать героев с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.
Объяснять с позиции общечеловеческих ценностей нравственные качества человека, самостоятельно определять их.
Проявлять национальную гордость на основе представлений многообразия русского языка при составлении предложений, текстов.
Ход урока
Для учителя: Описание - это тип текста, цель которого состоит в развёрнутом указании признаков предметов и явлений, отображаемых в соответствии с задачей высказывания.
Работа над данным типом текста предусматривает развитие у учеников наблюдательности, умения создавать словесно-зрительные образы.
О художнике: (для учителя)
Никифор Степанович Крылов - русский живописец, портретист, пейзажист, иконописец. Родился в Калязине Тверской губернии в очень бедной семье. В юности трудился в составе странствующей группы художников, расписывал деревенские церкви. Был замечен знаменитым художником Венециановым и взят им под опеку. Не смотря на то, что Крылов не получил профессионального художественного образования, он по праву является первым последователем Венецианова. Известны его работы – “Русская зима” (пейзаж знаменит тем, что это первое из известных изображений зимы), “Исцеление расслабленного в городе Бежецке”, “Исцеление бежецкого помещика Куминова” и другие. Картины Крылова хранятся в Третьяковской галерее. Умер художник в возрасте двадцати девяти лет от холеры.
1. Организационный момент. Подготовка к восприятию темы. Создание положительной мотивации.
Пётр Андреевич Вяземский, встречая зиму, восклицает:
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!
2. Подготовка к восприятию картины.
- О чём говорится в этом стихотворении?
- Давайте рассмотрим картину. Называется она “Русская зима”. Написал её Никифор Степанович Крылов.
- Цель: подготовиться к сочинению, в котором вы опишите картину художника и поразмышляете над её сюжетом.
- Скажите, какая зима изображена на картине? (Суровая, морозная, вьюжная…)
- Автор назвал свою картину “Русская зима”. Как вы думаете почему?
(Хотел показать жизнь простых людей зимой)
3. Беседа по картине.
Что мы видим на картине?
(Зима, окраина деревни, вдалеке виднеется лес, люди заняты своими повседневными делами.)
- Опишите природу на картине. (День: морозный, ясный, пасмурный, облачно; тихая и безветренная погода; неяркий солнечный зимний день. Солнце: ярко светит, белый снег слепит глаза; солнце пробивается сквозь серые облака, плывущие по небу)
Живописец тонко почувствовал состояние природы в зимний день. На снегу лежат голубоватые тени, небо покрыто облаками, предметы четко вырисовываются на фойе снега. Пейзаж оживляют фигуры людей, занятых повседневными делами: здесь и две женщины, встретившиеся на пути к проруби, где полощут белье, и статная крестьянка с деревянными ведрами на коромысле, и молодой крестьянин, ведущий под уздцы лошадь. Зоркость натурного наблюдения сочетается у Крылова с поэтичностью общего настроения, одушевляющего пейзаж.
- Кто изображён на первом плане?
- Крестьяне. Они, не спеша, с удовольствием занимаются привычными для них делами
- А какого цвета снег на картине? (Голубоватый)
- Опишите день на этой картине: (Художник изобразил на картине солнечный зимний день. Солнце пробивается сквозь серые облака, плывущие по небу. Тихая и безветренная погода.)
Что мы ещё видим на картине?
Медленно перемещая взгляд вдаль, можно увидеть замершую реку, по которой едут сани, запряженные лошадкой. Её берег зарос редким кустарником. По льду протоптана тропа, по которой крестьяне ходят по воду, водят коней на водопой.
Склоны реки крутые, а на другом берегу раскинулся лес. Под обрывом стоит домик возле которого строение из досок. На них кладут сено для утепления жилища.
4. Работа над сюжетом картины.
Кто главные герои этой картины?
На переднем плане картины, художник Никифор Крылов изобразил трёх крестьянских женщин и мужчину с лошадью
- Женщины: одеты - в длинные юбки, поверх которых надеты фартуки, сверху тёплые тулупы, на головах большие платки.
У одной из них деревянная палка, на которой висит пряжа. С ней разговаривает рядом крестьянка с такой же пешней, которая уже пополоскала пряжу в проруби и возвращается в деревню. Рядом с крестьянками проходит женщина, у которой на плечах коромысло с вёдрами. Она направляется по воду к реке.
- Мужчина: Навстречу идёт мужчина, который ведёт коня, напоив его из поруби. Он одет в овечий полушубок, шапку, сапоги
- Много простора. По небу, словно подчеркивая реальность, где-то в высоте плывут мрачные зимние облака. Кругом белый снег, голые деревья - чувствуется едва ли не ледяной воздух, дующий с картины.
- Художник изобразил единство живой и неживой природы. В чём это проявляется? (люди – занятые свои делом; зимняя природа, дующая с картины холодом; неторопливый, размеренный ритм жизни людей; покой и гармония.)
План сочинения.
1. Зимний день.
2. Повседневная жизнь людей.
3. Русский простор на картине.
4. Моё отношение к картине.
- Какие чувства, хочет передать нам художник? А какие испытываете вы? Выберите те слова, которые помогут вам их передать.
Радость Восторг Волнение
Удивление Восхищение Беспокойство
Испуг Грусть Интерес
Дом - маленький деревянный домик, который стоит под небольшим холмом, возле него строение с крышей из досок, набитых на большом расстоянии друг от друга на них кладут сено для утепления жилища.
Река - замершая река, по которой едут сани, запряженные лошадью.
Её берег зарос редким кустарником.
По льду протоптана тропа, по которой крестьяне ходят по воду, водят коней на водопойю
Склоны реки крутые, а на другом берегу раскинулся лес
Лес - художник для описания леса использовал тёмные краски - для контраста сосновый лес, окутанный белоснежным покрывалом. За лесом протянулись бескрайние белые поля
Орфографическая подготовка.
пасмурный пробивается искрящий
неяркий, солнечный пробивается бахрома
5. Творческая деятельность учащихся. Письмо сочинения.
Используемая литература:
Т.Б. Михеева, О.В. Печкурова. Уроки развития речи в 3 классе. Москва, Русское слово, 20005 год.
http://школа-2.рф/metrab/rabotamo/31-tvorcheskie-raboty-uchaschihsya-3-a-klassa-po-
literaturnomu-chteniyu-i-russkomu-yazyku-rukovoditel-plyushkina-ln.html
http://www.art11.ru/kartiny_krylov.html
http://www.nearyou.ru/0rumuz/pick/17krilov.html