Цели урока.
1. Систематизировать знания о причастии.
2. Формировать умение находить причастия и определять его грамматические признаки.
3. Выделять причастный оборот.
Ход урока
1. Опрос по теме: “Причастие как часть речи” (проводит ученик).
- Определение причастия.
- Гласные в окончаниях причастий.
- Причастный оборот и выделение его на письме.
- Действительные и страдательные причастия, их образование и правописание.
2. Индивидуальные задания.
1) Перестроить предложение (оно на экране) в причастие с причастным оборотом.
Леса, которые окружают деревеньку, утопают в снегу.
(Ученик:
а) дает характеристику причастиям;
б) составляет схемы;
в) перечисляет признаки прилагательного у причастия;
г) объясняет орфограммы.)
2) Составить словарный диктант (орфограммы, изученные в разделе “Причастие”) ученик работает в компьютере, затем выносит на экран.
3) Дано причастие: Реч…нка зар…сла камыш…м.
- Осложнить причастие причастным оборотом.
- Полученное причастие разобрать по членам.
- У причастия указать признаки глагола.
- Объяснить орфограммы.
Задание классу: дано причастие. Перестроить в предложение с причастным оборотом.
- Путники решили отдохнуть и остановились у небольшой речонки.
- Разбор по членам.
- Сравнить два причастия.
- Составляют схемы причастия.
Вывод: выполняя данные упражнения, учащиеся приходят к пониманию роли причастий в речи: причастия украшают речь, делают ее короче.
После проверки индивидуальных заданий работа идет со всем классом.
Задания всему классу.
4. Игра “Третий лишний”:
а) борющийся, пенящийся, озаряемый;
б) строивший, засеявший, тающий;
в) невидимый, ограждаемый, оттаявший;
г) дышащий, колышущийся, заснеженное.
Учащиеся называют лишние слова. Эти слова появляются на экране. Учащиеся определяют действительное или страдательное причастие, объясняют орфограммы:
Вопрос: написание гласных в суффиксах каких причастий проверяется спряжением?
На экране таблица “Образование причастий”.
Задание: образовать от глаголов причастия, используя таблицу.
5. Литературно-синтаксическая викторина.
А) Из какого причастия фрагмент?
Б) Назвать автора причастия.
В) Выписать причастие. (Схема: ( ),и ( п/о x ). )
г) Дать характеристику причастия.
Грудь его стала переливать из синего на зеленое, и особенно красив стал раскинутый лирой хвост.
Мальчику нравилось в корове все: добрые глаза, обведенные темными кругами, рога, лоб.
Мешок картошки, привезенный дядей Ваней, испарился быстро…
6. Задание для всего класса.
На экране картина Куприянова “Осень”. Звучит музыка.
Слово учителя. Кажется, нет краше осени. Расстелила она свои золотые шелка, выткала золотом и багрянцем ковры. Пламенеют осины, кружат хороводы березки. Тишина в осеннем лесу, только шуршит под ногами осенний лист. Прощальная краса лесов дарит покой.
Воздух свеж и прозрачен.
Задание: составить по картине причастия на тему: “Осень”, введя в них п/о.
7. Составить причастие, взяв:
а) подлежащее и употребив его в вин. падеже с предлогом -на- (Тропинки в саду размыло дождем);
б) взять сказуемое (На снег легли тени);
в) подлежащее (Бесшумно падают листья);
г) причастный оборот (Шуршат листья, опавшие с деревьев);
Один ученик составляет схему причастия.
8. Цифровой распределительный диктант.
На экране 4 колонки: дпнв/ дппв/ спнв/ сппв/
(Даны причастия, распределяют по колонкам) - пишут только цифру.
Строящийся, сросшиеся, увешанная, обстрелянные, оклеенная, ….
Итоги урока.
а) Что вспомнили из изученного по теме “Причастие”?
(Опрос проводит ученик, класс следит, грамотно ли поставлены вопросы).
б) Свои ответы ученики оценивают сами. Класс включается в эту работу.