Большинство учащихся не занимается спортом. Поэтому именно на уроках физической культуры они должны получить необходимую дозу развивающих нагрузок.
Развитие и поддержание двигательных качеств учащихся осуществляется на уроках физической культуры, во время самостоятельных тренировок, в спортивных кружках и секциях, в туристических походах и т. д.
Эффективность этих занятий в достижении и поддержании нормативного уровня физической подготовленности во многом определяется рациональной структурой и нормированием нагрузок.
Должные параметры нагрузок, которые необходимо выполнять на каждом уроке физкультуры, приведены в таблице. Как видно из таблицы, для развития основных двигательных качеств до нормативного уровня необходимо затратить около 45 мин, а для их поддержания на нормативном уровне около 30 мин. Однако столько времени практически выделить невозможно, так как на уроке, помимо развития двигательных качеств, должны решаться и другие задачи. Поэтому на уроках физкультуры могут быть использованы определённые методические приёмы, дающие как бы дополнительно резервы времени.
Силовые нагрузки в развивающем объёме можно выполнять преимущественно на уроках по разделу гимнастики, а в поддерживающих объёмах – на занятиях, посвящённых лёгкой атлетике, спортивным и подвижным играм.
Должное нормирование нагрузок на уроке
физкультуры
Приложение 1
Нагрузка на скоростно-силовые качества на занятиях лёгкой атлетикой, в играх может способствовать развитию выносливости при условии достаточно высокой средней ЧСС (выше 120 уд/мин.) и ловкости при сложно-координационных движениях.
Выполнение нагрузок с учётом этих положений позволяет достигнуть достаточного срочного тренировочного эффекта по всем качествам за 20-25 мин. А остальное время урока можно использовать для решения других задач.
В качестве примера приводится структура и нормирование нагрузок на уроке физической культуры по разделу лёгкой атлетики в 5 классе.
Нормирование нагрузок на уроке
физкультуры по разделу легкой атлетики в 5 классе
Приложение 2
Таким образом, на уроке эффективно развивались такие качества, как выносливость, ловкость, скоростно-силовые, и поддерживался уровень силы основных мышечных групп, а также осваивался программный материал по лёгкой атлетике.
Контроль за дозированием нагрузок на уроке физической культуры
Пульсометрия
На уроке физкультуры необходимо осуществлять текущий контроль, помогающий определить соответствие даваемой на уроке нагрузки возможностям ребёнка. Он осуществляется с помощью простых методов, отражающих субъективное состояние ребёнка, его самочувствие и объективное состояние по ЧСС и АД.
Учитель, обучив детей, подсчитывает ЧСС, регистрирует этот показатель до урока и через 2-5 мин. после его окончания; ЧСС должна прийти к исходной.
Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности распределения физической нагрузки на уроке, её соответствия физиологическим возможностям ребёнка необходимо строить физиологическую кривую урока: ЧСС определяется 2-3 раза по 10 с перед уроком; в конце вводной части; в конце основной части урока; в конце урока, его заключительной части; в восстановительном периоде, спустя 2-5 мин. после урока. Части урока определяются временем в минутах (см. рис. 1).
Рис 1. Физиологическая кривая урока
1) ЧСС до занятия – 72 в 1 мин (за 10 с – 12).
2) ЧСС в конце вводной части – 84 в 1 мин (за 10 с – 14), что составляет:
72 – 100 х = 84 . 100 = 115%, т.е. превышение ЧСС на 15%.
84 – х 72
3) ЧСС в конце основной части – 126 в 1 мин (за 10 с – 21), что составляет:
72 – 100 х = 126 . 100 = 175%, т.е. превышение на 75%.
126 – х 72
4) ЧСС в конце заключительной части – 78 в 1 мин (за 10 с – 13), что составляет:
72 – 100 х = 78 . 100 = 108%, т.е. превышение на 8%.
78 – х 72
В норме ЧСС в конце вводной части урока не превышает 15–20% исходной, в основной – 60-80%; в конце заключительной части урока снижается, не превышая исходную ЧСС на 5-10%. Через 2-3 мин. после скончания урока частота сердечных сокращений возвращается к норме.
Таким образом, осуществление медицинского контроля за состоянием пульса учащихся является важнейшей и неотъемлемой частью урока физической культуры, как и любого спортивного занятия.
Внешние признаки утомления
Важное значение при контроле за физической нагрузкой имеет определение внешних признаков утомления.
Наблюдаемые признаки и состояние ребёнка | Степень напряжённости утомления | |
небольшая | средняя | |
Окраска кожи лица, шеи | Небольшое покраснение лица, выражение его спокойное | Значительное покраснение лица, выражение его напряжённое |
Потливость | Незначительная | Выраженная потливость лица |
Дыхание | Несколько учащённое, ровное | Резко учащённое |
Движения | Бодрые, задания выполняются чётко | Неуверенные, нечёткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других - заторможенность |
Самочувствие | Хорошее, жалоб нет | Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий |