Детский сад - особое учреждение, это практически второй дом для его работников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции. Поэтому огромное внимание в своей работе мы уделяем предметно-развивающей среде, особенно ее развивающему характеру. Обогатили ее такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов отвечают определенному возрасту. Их размещение, планировка имеют свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене, в подвешенном состоянии).
Предметно-развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Инновационный подход к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции как образовательных областей, определенных ФГТ, так и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком "глаза в глаза", которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, доска, мольберты на уровне глаз детей и др.).
- Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.
- Принцип стабильности - динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
- Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
- Принцип открытости - закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
- Принцип "половых и возрастных различий" как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Модель развивающей среды нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей, а также требования и нормы СанПиН. Столы с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей. Доска, мольберты находятся на уровне глаз детей.
Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонними потенциалами активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность, с целью формирования интеллектуальных, творческих, личностных, физических качеств; познавательной, социальной, художественно-эстетической мотивации к развитию самореализации.
Предметно-развивающая среда группы организована с учетом интеграции образовательных областей:
- Физическое направление представлено образовательными областями: "Физическая культура" (центр физического развития); "Здоровье" (центр сохранения здоровья); "Безопасность" (ПДД и пожарная безопасность)
- Познавательно-речевое направление представлено образовательными областями: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", которые включают в себя центры: "Учимся строить", "Учимся конструировать", "Неизведанное рядом", "Дом для книжек", "Будем говорить правильно"
- Социально-личностное направление включает области "Социализация" и "Труд" (Игровой центр, центр труда)
- Художественно-эстетическое направление развития детей реализуется через интеграцию образовательных областей: "Музыка", "Художественное творчество".
Образовательная область "Музыка" представлена центром музыкально-театрализованной деятельности, включающий театрализованный центр и центр музыки.
Театрализованный центр - важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. В театрализованный центр мы включили разные объекты. Наряду с уголком "Играем в театр", "Наряжайка", мы оборудовали уголок эмоционально-волевого развития, который способствует эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов. Подобная организация пространства дает возможность приблизиться к позиции ребенка.
В уголке "Играем в театр" располагаются различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, перчаточный, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.
Рядом расположен яркий, веселый уголок "Наряжайка", где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. В сказочном сундучке расположились нарядные вещи, шляпы с широкими полями, юбки, платки, брюки.
Большое зеркало с лукавыми глазами, ярким бантом на макушке привлекает внимание детей. Все это создает радостное настроение и желание примерить на себе интересный образ.
Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей нами учтены интересы мальчиков и девочек, подобраны различные атрибуты для инсценировок разных сказок (полоролевых).
Атрибутика хранится в необычных коробках, изготовленных нашими руками в виде сказочного персонажа.
Так как театрализованная деятельность в группе является одной из любимых видов деятельности детей, а также положительные результаты воздействия театральной деятельности на личность ребёнка были неоднократно отмечены родителями группы, то последние с удовольствием предложили свои варианты и возможную помощь в обогащении театрального уголка. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссерских игр (элементы костюмов) шьют родители.
Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом по музыке. Детям необходимо предоставить возможность научиться самостоятельно играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дедактических игр. Для достижения этой цели мы разнообразили музыкальный центр в группе.
Основное содержание музыкального центра составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь - это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей и последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкальных занятий. Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В уголке находится небольшой шкаф и полка для хранения музыкальных пособий, - стол со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. При желании музыкальный уголок можно отгородить ширмой, которая легко убирается.
Музыкальный уголок представлен:
- Музыкальными инструментами фабричными и самодельными: металлофон, бубен, барабан, гитара, саксофон, балалайка и т.д.
- Портретами композиторов.
- Музыкально-дедактическими играми: "Три медведя", "Узнай и назови", "Наш оркестр" и др.
- Атрибутами и подвижными музыкальными играми: "Кот и цыплята", "Кошка и котята" и др.
- Народными игрушками, шумелками, деревянными ложками, птичками-свистульками (для творческого музицирования).
- Шумовыми инструментами для детского оркестра.
- Музыкальными лесенками (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находится маленькая и большая матрешки.
- Ленточками, цветными платочками, яркими султанчиками - атрибутами к танцевальным импровизациям по сезону.
- Ширмой настольной и набором игрушек.
- Фотоальбомом, текстами песен, музыкальными открытками и книгами.
- Магнитофоном и кассетами с записями классической и народной музыки: звуки леса, моря, различные сказки.
Многие предметы сделаны нашими руками, что вызывает большой интерес у детей.
Зона для самостоятельного музицирования мобильна, то есть дети могут перемещать ее по своему усмотрению.
Образовательная область "Художественное творчество" представлена "Центром изобразительного творчества". В группе создано необходимое пространство для творческой деятельности детей (столы, мобильный уголок художника, стулья, мольберты, магнитные доски, коврограф).
Для активизации интереса к деятельности материалы располагаются на уровне глаз детей, эстетически привлекательны. Традиционно используются различные красящие материалы: гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры, ориентированные на недостаточное развитие технических умений и позволяющие создавать интересные работы. Их способ расположения и систематизации (в коробках, на полках) облегчает детям начало деятельности.
Для развития художественно-эстетического восприятия Центр изобразительного творчества оснащен предметами народного искусства (по 3-4 предмета разных народных промыслов - Дымково, Хохлома, Городец: барышни, тройки, кони).
В Центре имеются детские книги. Используем иллюстрации таких авторов, как Е.Чарушин, В. Конашевич, А.Пахомов и др., соответствующих возрастным возможностям детей, предусмотрено по 2-3 книги одного автора. В Центре находятся книги разного назначения (книги-игрушки, книги-раскраски и т.п.), формата (книги-малышки, книги формата А4). Для активизации интереса к книге (иллюстрации) организуем выставки книг согласно осваиваемой теме. Используем репродукции живописных произведений с точной передачей колорита подлинника, по сюжету соответствующих опыту детей (натюрморты с изображением цветов, фруктов, знакомых предметов).
Для центра творчества отведено самое светлое место в группе. Ребенок смотрит в окно и сразу может на мольберте нарисовать удивительный пейзаж.
В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые, и акварельные мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины; ткани и нитки; печатки, проволочные и деревянные модели.
Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству, музей народных игрушек.
Дети данного возраста нуждаются в позитивной оценке результатов деятельности (которая носит в большей степени мотивирующий характер). Поэтому в центре оборудовано место для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями.
Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы, которая во время работы может обменяться мнением и опытом. При организации центра учтены интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, изготавливая поделки из ниток, рассматривая репродукции картин, портреты художников, детское творчество.