Методические рекомендации по созданию интерактивной экскурсии в школьном музее

Разделы: Внеклассная работа


Введение. Понятия и их особенности

Начало XXI века связано с повсеместной компьютеризацией и информатизацией пространства, в котором находится каждый из нас. Эти же процессы пришли и в школу. Дети работают на компьютерах, выполняют домашнее задание с опорой на интернет-ресурсы, мы ходим в музее, где есть интерактивные доски и стенды, интерактивные карты и залы, мы можем заказать интерактивную экскурсию. Но, что же означает “интерактивная экскурсия” и как ее подготовить в школьном музее? Исходя из личного опыта, я попробую дать некоторые практические советы и рекомендации, которые помогут сделать экскурсию интерактивной и ввести в поле музейной педагогики для большего охват информации.

1. Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Это взаимодействие строится на следующих принципах:

Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.

Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.

Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

2. Интерактивность (от англ. interaction — “взаимодействие”) — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, промышленный дизайн и других.

Сегодня интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.

Степень интерактивности — это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели.

Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/человеком (пользователем). Природа взаимодействия состоит в отражении экстраверсных трансляций реакции контрагента на системно-детерминированные вызовы (экстремизм, агрессия, интервенция) агентов среды, воспринимаемой в свою очередь сообщениями соответствующих свойств. Сущности взаимодействуют путем передачи какой-либо информации. С точки зрения степени взаимодействи под интерактивностью можно рассматривать следующие случаи (уровни):

линейное взаимодействие (1:), или отсутствие интерактивности, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;

реактивное взаимодействие (1:1), когда сообщение связано только с одним немедленно предыдущим сообщением;

множественное или диалоговое взаимодействие (1:m), когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

Комплексность – включение всех типов восприятия;

Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

3. Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, “как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого”;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

4. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.

Обозначив основные компоненты интерактивной экскурсии, переходим к поэтапному рассмотрению процесса ее подготовки

Этапы создания интерактивной экскурсии для школьного музея

Процесс создания интерактивной экскурсии (далее ИЭ) очень трудоемкий и длительный по времени. Следует учитывать этапность в подготовительной работе. Далее приведу поэтапную структуру работы над ИЭ, которую я считаю наиболее продуктивной.

Часть 1. Подготовительная

Этап I. Необходимо определить вид и формы ИЭ . Это может быть:

Виды

Межпредметной* Экскурсия будет опираться на межпредметные связи, отражающие деятельность самого музея, экспозиций или его любого экспоната.
Экспонатной* Экскурсия посвящена одному экспонату, ориентируется на него или группу похожих по этимологии предметов, находящихся в музее.
Экспозиционной* Экскурсия посвящена целой экспозиции или нескольким логически связанным друг с другом экспозиций.
Датированной* Экскурсия не приурочена к экспозициям и экспонатам музея, но имеет ориентированность на историческую дату.

Формы. Экскурсия может быть

Единичной * Экскурсия готовиться и проводится как самостоятельное мероприятие.
Цикл экскурсий* В процессе подготовки материал распределяется на несколько логически взаимосвязанных между собой мероприятий.
Беседа * Экскурсия – беседа – это форма работы в музее, когда основной задачей является, не столько научить, сколько пробудить интерес, любознательность.
Цикл бесед * Несколько взаимосвязанных бесед на одну тему или родственные темы.

Этап II. Выбор тематики ИЭ. Логично выбирать тему в соответствие с возрастной категорией участников данной ИЭ. Как правило, экскурсии составляются для возрастных категорий 1-4 классы, 5- 8 классы, 9-11 классы. Материал подбираемые по темам экскурсий должен быть не сложным, но и не простым. ИЭ – должна стать посильным примером самостоятельной поисково-исследовательской работы каждого ученика.

Этап III. Выбор участников ИЭ. Следует заранее определиться с выбором возрастной категории учеников и специально для них разрабатывать задания и маршрутный лист.

Этап IV. Создание презентации для ИЭ.

В настоящее время презентациями в учебно-воспитательном процессе пользуются очень и очень часто. У этого вида ТСО есть масса преимуществ: яркость, возможность в большом формате показывать фотографии, подчеркивать музыкальным сопровождением наиболее выгодные эмоционально-логические части или отдельные моменты мероприятия. Возможность сделать презентацию “живой” и т.д. Но вместе с этим положительные аспекты несут в себе еще и много подводных камней. Исходя из собственного опыта, рекомендую учитывать следующие положения при создании экскурсионной презентации:

  1. Выбор фона – он должен быть либо однотонным, желательно постельных тонов, либо четко соответствовать тематики ИЭ. Избегайте мелкого узора на фоне, так как он будет сильно рябить в глазах, когда на него будут смотреть с расстояния. Не следует брать “кислотные” цвета - они сильно утомляют глаза.
  2. Экран – имейте в виду, что при выводе на экран, краски бледнеют, поэтому изначально цвета должны быть насыщеннее. Критично относитесь к качеству выбираемых фотография для демонстрации во время ИЭ. В формате монитора они могут выглядеть хорошо, но при выводе их на экран могут “расслоиться” на квадратики и тога смысл слайда будет потерян.
  3. Шрифты – они должны быть читаемыми, одной толщины и конфигурации, одного цвета и одного выравнивания на всех слайдах. При таких условиях презентация будет казаться однородной и хорошо воспринимаемой. Можно допустить изменить конфигурацию слайда в случае, если необходимо этими изменениями подчеркнуть смысловую нагрузку слайда.
  4. Музыка и видео – эти компоненты должны присутствовать в презентации, но музыкальный файл не должен растягиваться на всю презентацию, иначе он будет сильно мешать восприятию, а видео фрагмент должен иметь высокое расширение для большого экрана. Проверяйте качество вставляемых файлов заранее!
  5. Анимация и переходы – старайтесь меньше добавлять анимационных вставок. Так как они могут перегрузить слайд, и его информационная часть потеряет смысл. Переходы между слайдами старайтесь делать одинаковыми, это также придаст презентации однородность.
  6. Сохранение файла презентации – помните файл презентации нужно обязательно сохранять в одной папки с музыкальными и видео файлами, в противном случае при запуски презентации на музыка ни фильм у вас не будут слышны и видны.

И самое главное, не нужно пытаться втиснуть в маленький слайд большой объем текста и фотографий. Помните – презентация это некий визуальный ряд, который демонстрируется вами как вспомогательная наглядность, а не основной учебник или документ.

Этап V. Создание самой экскурсии для ИЭ.

Подбор материала для экскурсии является основной задачей во всем подготовительном процессе. Именно от того какие факты и какую структуру экскурсии вы выберете, будут зависть дальнейшие шаги: а именно создание маршрутных листов и вспомогательных заданий к экскурсии. На примере личного опыта, рассказу о нескольких линиях в выстраивании самой экскурсии.

Линия 1. Построение экскурсионной программы исходя из экспонатов и экспозиций. Здесь мало рассказать о самих экспонатах или экспозициях. Важно сформировать преставления слушателей о тех особенностях исторического периода времени, к которым относятся эти экспонаты или целая экспозиция. Рассказ следует подкреплять музыкальными, литературными, художественными произведениями, которые также должны относиться к исследуемой эпохи.

Линия 2. Построение экскурсионной программы исходя из информационного повода (знаменательной даты или события). Здесь важно подобрать и оформить материал таким образом, чтобы в нем отражались не только исторические факты, но и их достоверность подтверждалась экспонатами или экспозициями музея.

Линия 3. Построение экскурсионной программы как “цикл”. Цикл экскурсий или цикл бесед подразумевает выбор темы и подбор материла таким образом, чтобы его можно было разбить на логические части, причем каждая часть должна иметь определенные выводы и результаты, при этом эти результаты должны служить началом следующей части.

Этап VI. Создание маршрутного листа и заданий для ИЭ.

Маршрутный лист – это не план музея, по которому должны двигаться ученики. Многие педагоги составляют маршрутный лист именно так. Хитрость маршрутного листа заключается в том, что в нем должны содержаться такие задания, которые выполнив, ученик получит информационный справочный материал, состоящий из новых знаний или открытий. Причем сам лист должен быть компактным и удобным для хранения и длительного использования. Этот лист не должен содержать много заданий или сложных вопросов.

Часть 2 Экскурсионная

Этап VII. Проведение ИЭ.

Проведение самой интерактивной экскурсии может поводиться как в помещении школьного музея или в актовом зале. Данное мероприятие должно сопровождаться наличием необходимой техники, которую до экскурсии стоит проверить на совместимость и техническую исправность. Необходимыми ТС будут: компьютер, экран, звуковые колонки, наличие проводов, удлинители, фото и видео аппаратура не является обязательной, но память о проведенном мероприятии виде снимков пригодятся для создания отчетов.

Этап VIII. Результаты ИЭ.

Результатом любой интерактивной экскурсии должно стать достижение поставленных целей и задач мероприятия. Учащиеся должны не просто послушать или поучаствовать в беседе, они должны принять активное участие в ведение экскурсии, работать с маршрутным листом и получить знания, необходимость которых велика, а возможности получить такие знания представились только на вашей экскурсии.

Заключение

В заключении хочу особо подчеркнуть, что обычно экскурсия предполагает достаточно пассивное участие экскурсантов в процессе экскурсии: они слушают, смотрят, перемещаются по объекту, но при этом могут весьма поверхностно воспринимать виденное.

Интерактивные экскурсии, наоборот, позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к “самостоятельному” исследованию объекта или объектов экскурсии, экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более интересной и более запоминающейся.

Использование интерактивной модели экскурсионного мероприятия предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.