Урок – практическое занятие посвящён теме: “Начало промышленной революции в Англии”. Урок изучения нового материала и постановки вопросов. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Приведены образцы вопросов: их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены как для простого повторения темы, так и для более глубокого её изучения с привлечением дополнительной литературы.
Рассказ учителя:
“Ещё в 1662 году Карлом II было создано “Королевское общество” (Академия наук), где развивали естественные науки и технические знания. С этим “Обществом” связана деятельность великого учёного Исаака Ньютона. В XVIII веке тяга к изобретениям вышла далеко за пределы “Королевского общества” и охватила самые разные слои населения. Изобретали и усовершенствовали все – ремесленники, сельские священники, университетские профессора, почтенные землевладельцы.
Иногда увлечённость чем-то доходила до курьёзов – один предприниматель получил прозвище “помешанный на железе”. Он носил железную шляпу и завещал похоронить себя в железном гробу. Именно он инициировал строительство 1-го железного моста через реку Северн, который существует до сих пор.
Больше всего изобретений появилось в хлопкопрядении. Это была сравнительно новая для Англии отрасль промышленности. Тонкостью выделки, красотой и прочностью рисунка английские ситцы не могли конкурировать с индийскими, поэтому важно было сделать их более дешёвыми. Первые изобретения в этой области относятся к 30-м годам XVIII века, но тогда они не нашли применения, а их авторы разорялись и бежали от ярости собратьев-ремесленников, видевших в технических новшествах угрозу своей профессии.
В 1765 г. плотник Дж. Харгривс усовершенствовал прялку, чтобы прясть не одну, а 20 нитей. В честь своей дочери он назвал свою самопрялку “Прялка Дженни”. Она приводилась в движение рукой человека, т.е. была переходом от ручного приспособления к машине. Нить она вырабатывала тонкую, но не прочную. Прялка “Дженни” была небольшая и использовалась в домашних условиях. Изобретатель не сумел извлечь выгоды и умер в нищете и безвестности, но 20 лет спустя по всей стране уже работало около 20 тысяч “Дженни”.
В 1767 г. получил патент на изобретение “водяной машины” Р.Аркрайт. Это приспособление позволяло получать прочную, но толстую нить и работало с помощью водяной тяги. Его судьба сложилась иначе. Скорее всего, этот цирюльник присвоил чужое открытие и запатентовал его, но он оказался ещё и прекрасным организатором. За свою долгую жизнь он и разбогател, и добыл себе звание рыцаря.
В 1771 г. он заручился поддержкой двух богатых изготовителей чулок. С помощью средств, полученных от них, он построил на реке Деруэнт, около горячего источника, не позволявшего реке замерзать зимой, водяное колесо. Оно “молотило” не зерно, а приводило в движение прядильные “водяные машины” Аркрайта. Это была первая фабрика, крупное производство, где использовался труд рабочих, обслуживающих машины. Спустя несколько лет на этой фабрике работало 3 тысячи человек, и это была не единственная фабрика Р.Аркрайта. Он со своими компаньонами построил не только “прядильные мельницы”, но и ткацкие мастерские, продукция которых могла конкурировать с самыми лучшими хлопчатобумажными тканями, привозимыми до того из Индии. Р.Аркрайт стал очень богатым человеком.
Чуть позже Сэмюэл Кромптон сумел объединить достоинства “Дженни” и “водяной машины”, создав механизм для изготовления прочной тонкой нити. Из-за этого “скрещивания” его создание было прозвано “мулом”, или “мюль-машиной”. Сам он работал на своей машине у себя дома. Тонкость вырабатываемой пряжи привлекла внимание других прядильщиков. Немало любопытствующих пытались, приставив в его окнам стремянки, заглянуть в окна его мастерской. А один даже просверлил дыру в стене. Но С.Кромптон не запатентовал своего “мула”, а предоставил его в общее распоряжение. Однако фабриканты в безжалостной погоне за деньгами не торопились добровольно выполнять принятые на себя материальные обязательства, и С.Кромптон умер в нищете.
Фабрики с “водяными машинами” можно было строить только на берегах рек. Если река зимой замерзала, то и фабрика останавливалась. Поэтому велись поиски двигателя, который бы не зависел от погоды. Ещё в начале XVIII века была создана паровая машина для откачки воды из шахт. Она потребляла много топлива, но работала плохо, и её можно и нужно было усовершенствовать.
В университете Глазго сломалась модель парового насоса (так называемая “машина Ньюкомена”). Её поручили отремонтировать изобретателю-механику Джеймсу Уатту. Ремонтируя модель, он придумал, как её усовершенствовать. Долгих 13 лет понадобились, чтобы сделать “паровую машину” экономически выгодной. Джеймс Уатт и Джон Робак, который начал использовать паровую машину на своей шахте, брали кредиты для продолжения экспериментов и залезли в долги. Дж. Уатт писал об этом времени: “Нет на свете более глупого дела, чем заниматься изобретательством”.
Для продолжения работ Джеймса Уатта познакомили с бирмингемским промышленником М.Болтоном, который взялся финансировать дальнейшую работу. Даже находясь на грани разорения, М.Болтон не терял надежды и веры в успех.
Наконец, в 1781 г. они добились успеха и в 1784 г. Джеймс Уатт получил патент и узаконил своё изобретение. Ему удалось использовать силу пара для вращения вала. Паровая машина Уатта потребляла вдвое меньше угля, чем “машина Ньюкомена” и выполняла больший объём работ. К этому времени Дж. Уатт так устал от множества разочарований, что даже не сознавал, как велико значение его изобретения.
Когда через год им заинтересовалась одна прядильная мастерская, Дж. Уатт был полон сомнений и подозрений. Трудно упрекать гениального изобретателя-механика со сказочно умелыми руками в том, что в первый год он не понял того, что его машина произведёт переворот в текстильной промышленности! С помощью предпринимателей был построен завод, на котором с 1785 по 1800 годы было изготовлено более 200 паровых машин.
Созданный Д.Уаттом паровой двигатель был универсальным: его можно было применять в хлопкопрядении, ткачестве, книгопечатании, металлургии, на рудниках, на транспорте.
Серия изобретений и технических усовершенствований, которые были сделаны в 60–80-х годах XVIII века, сразу же нашли себе применение. Появление фабрик свидетельствовало о том, что начался качественный перелом в организации производства. Так в Англии в третьей четверти XVIII в. начался промышленный переворот, положивший начало становлению индустриальной цивилизации.
Появляются многочисленные фабрики и заводы. Владелец фабрики занимался только организацией производства и сбытом продукции. Необходимость поддерживать машины в рабочем состоянии потребовала привлечь на фабрику инженеров и техников. Для обслуживания машин стали использовать труд женщин и детей, которым меньше платили. Детей-сирот и детей бессердечных родителей брали работу в возрасте 5–7 лет, а некоторые отцы отдавали на работу и четырёхлетних детей!
Детский труд был чрезвычайно тяжёлым, особенно на шахтах, где в штольнях использовался их малый рост. Штольни, по которым надо было тащить вагонетки, были очень низкими. Мальчики и девочки работали вместе, полураздетые, в изнуряющей жаре, рабочий день длился по 12–16 часов с получасовым перерывом на еду.
Комиссия, обследовавшая положение в шахтах в 1842 году, писала, что дети, “обвязанные цепями, поясами, взнузданные, словно впряжённые в маленькую повозку собаки, чёрные, покрытые потом, почти совсем голые, ползя на коленях, тянули свой тяжёлый груз; это было невероятно отталкивающее и противоестественное зрелище”.
В 1842 году вышел, наконец, указ, запрещающий использовать на подземных работах женщин и повысивший возраст, начиная с которого можно использовать на этих работах мальчиков, с пяти лет до десяти.
Если мы хотим познакомиться с историей промышленного переворота в Англии, то неоценимую помощь в этом нам окажут романы знаменитого английского писателя XIX века Чарльза Диккенса. В них он ярко описал не только историю Англии в романтическом стиле, но и показал тяжёлые судьбы детей, у которых в их детской жизни было много печали, нужды и слёз. Среди этих историй особенно яркими являются истории маленького Оливера Твиста, Николаса Никльби, Дэвида Копперфильда и других”.
Примерные вопросы по теме: “начало промышленной революции в Англии”.
№ п/п |
Вопросы. |
1 | Когда было создано “Королевское общество” (Академия наук) в Англии? |
2 | Кто создал “Королевское общество” (Академию наук) в Англии? |
3 | С какими знаменитыми учёными была связана деятельность “Королевского общества” в Англии? |
4 | Кто занимался изобретательством в начале XVIII века в Англии? |
5 | В какой отрасли промышленности было сделано больше всего изобретений? |
6 | Кто изобрёл самопрялку “Дженни”? |
7 | Сколько самопрялок работало в Англии в 1785 году? |
8 | Что изобрёл Джеймс Уатт? |
9 | Что такое промышленный переворот? |
10 | Какие условия необходимы для того, чтобы осуществилась промышленная революция? |
11 | В какой отрасли промышленности начинается промышленная революция в Англии? |
12 | Какую роль сыграла внешняя торговля для начала промышленной революции в Англии? |
13 | В чём сущность технической революции конца XVIII – начала ХIX века? |
14 | Какие колонии были у Англии к концу XVIII века? |
15 | Где находились английские колонии? |
16 | Какие изменения произошли в жизни рабочих с появлением фабрик? |
17 | Чей труд стал чаще всего использоваться для работы на фабриках с началом промышленного переворота? |
18. | Что означает выражение “дух” предпринимательства? |
19. | Какие важнейшие изобретения были сделаны в период промышленного переворота? |
20 | Какие выводы можно сделать из того факта, что в 30-е годы XVIII века технические изобретения не нашли применения в промышленности? |
21 | Каковы были недостатки водяного двигателя? |
22 | Почему Англия получила название “первая мастерская мира”? |
Проблемные вопросы. |
|
1 | Почему родиной промышленного переворота стала именно Англия, а не Франция или Германия? |
2 | Почему первые изобретатели не смогли разбогатеть при жизни? |
3 | Почему именно самопрялку “Дженни” многие историки считают первой машиной промышленной революции? |
4 | Почему именно паровая машина Дж. Уатта стала универсальной? |
5 | Почему важнейшие технические изобретения в Англии в XVIII веке привели к промышленному перевороту? |
6 | Известно, что первые паровые машины появились ещё в Древнем Риме, позднее, в XVIII веке, – в России благодаря изобретению Ивана Ползунова. Почему же это изобретение получило такое широкое распространение именно в Англии в XVIII веке? |
7 | Почему усовершенствование паровых машин потребовалось только во II половине XVIII века, а не тогда, когда они были впервые изобретены? |
8 | Почему технический прогресс не способствовал повышению качества жизни большинства населения Англии в XVIII века? |
9 | Известно, что первые изобретения появились в Англии в хлопкопрядильной промышленности. С чем это было связано? |
10 | Известно, что самопрялку изобрел Харгривс, тогда почему именно Аркрайту удалось создать первую фабрику с использованием машин? |
11 | Известно, что Англию считают классической страной промышленной революции. Почему именно Англия стала первой страной, где произошла промышленная революция? |
12 | Известно, что некоторые историки считают удачное географическое положение Англии причиной начала промышленного переворота. Так ли это? |
13 | Известно, что с началом промышленного переворота на фабриках стали использовать труд женщин и детей. Почему фабрикантам это было выгодно? |
14 | Известно, что в Англии в 1640–1660-х гг. произошла буржуазная революция. Какое влияние она оказала на развитие сельского хозяйства и промышленности? |
15 | Известно, что Дж. Уатт похоронен в Вестминстерском аббатстве и на его могиле сделана надпись “Подлинный благодетель человечества”. Что означает эта эпитафия? |
Список использованной литературы
- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: Материалы и комментарии. Сост. С.И.Козленко. М., 2003.
- Зверева Л., Тувельман А. Мир и Россия в XIX веке. Краткие конспекты уроков для учителя истории. 8 класс. М., 2005.
- Креленко Н.С. Новая история. Ч. 1. Учебник для 7 класса основной школы. М., 2000.
- Куриев М.М. Новая история (вторая половина VVII–XVIII вв.). Учебник для учащихся 7 классов. М.,1998
- Мишина И.А., Жарова Л.Н. Новая история. Конец XV–XVIII век: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., 2010.
- Никифорова О.М. Тематический контроль по истории. Зачёты. 7 класс. М., 2000.
- Сабо Е.Р. Революция машин. История промышленного переворота. Будапешт, 1979.
- 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие. Под общей ред. А.Н.Алексашкиной. М., 1999.
- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 1500–1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2010.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1500–1800. 7 класс. Выпуск 2. М., 2006.