План-конспект урока по истории России на тему "Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


План-конспект урока в 7 классе предусматривает рассказ учителя по теме и варианты вопросов к теме. Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Примерный вариант рассказа учителя по теме:

“В 16 лет Алексей Михайлович остался круглым сиротой. Царский венец – шапку Мономаха – на него возложили в Успенском соборе 28 сентября 1645 года. После венчания на царство он должен был немедленно жениться, т.к. только женатый человек считался совершеннолетним. Борис Морозов, его “дядька”-воспитатель, подыскал ему несколько невест. Его женой стала Мария Милославская. Сам Б.Морозов женился на сестре царицы, породнившись со своим царственным воспитанником.

Это не спасло его во время Соляного бунта 1648 г., в ходе которого восставшие потребовали казни Б.Морозова. Царь сумел спасти родственника, удалив его в Кирилло-Белозёрский монастырь. После его возвращения он уже не играл прежней роли. Первым царским советником становится “собинный друг” царя – архимандрит Никон – в скором будущем патриарх Всея Руси (с 1652 г.).

Два важных следствия имели бунт 1648 г. и продолжающиеся волнения. В 1649 г. было принято Соборное Уложение, которое укрепило положение Романовых, создавшееся после Смуты, и усовершенствовало законодательство. Уложение должно было внести порядок и закономерность в управление и смягчить народное недовольство. Второе следствие – большая самостоятельность царя.

Ещё большее влияние на становление его личности оказала война с Польшей за Украину в 1654–1656 гг. Царь сам выступил в поход с войсками, побывал в Литве и Ливонии. В ходе войны он показал себя зрелым политиком и гуманным человеком. В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие с Польшей. Царь бывал во многих городах, знакомился с западными обычаями. Вернувшись в Москву, он вносит изменения в придворную обстановку: появились обои (золотые кожи), мебель немецкого и польского образца.

В 50–60-е гг. происходят важные изменения во внутренней жизни страны – реформа церкви, вдохновителем которой был сам царь. На первых порах её проводил царский любимец – патриарх Никон. В 1658 г. царь, ставший гораздо более самостоятельным и независимым, разошёлся во взглядах с патриархом, который, оскорбившись, удалился в Новоиерусалимский монастырь под Москвой. В 1666 г. Церковный собор лишил Никона патриаршего сана и приговорил его к ссылке в Кирилло-Белозёрский монастырь простым чернецом.

Последующие испытания не ожесточили царя. Он был человеком вспыльчивым, но умел легко прощать и мириться, если государственные дела не требовали опалы или ссылки. Благодушие, мягкость, весёлый нрав сочетались у царя с глубокой образованностью. Его религиозности способствовало чтение. Он был весьма сведущ в обрядах православия. Считал полезным общение с иностранцами, старался перенимать их технические знания и военный опыт. Религиозная мораль была его философией жизни, проявляясь в чутком, тёплом, бережном отношении к людям.

Но “тишайший” государь, в отличие от своего сына, не осознавал потребности глубоких реформ в русской жизни, существенных перемен. Ему казалось, что всё остаётся неизменным, прочным, по столь любимому им порядку и чину. В реформе Церкви он видит не изменение книг, чинов и обрядов, а лишь их исправление в соответствии с древней практикой. В войнах за выход к морю – возвращение утраченных Россией в Смутное время земель. В заимствованиях “войск иноземного строя”, военно-технических и культурных новшеств, в попытке секуляризации Церкви – путь к укреплению государства, а отнюдь не разрушение традиционной культуры. Поэтому царь не чувствовал себя реформатором.

Между тем, нет ни одного преобразования Петра I, которое не имело бы аналога в царствование его отца. По словам В.О.Ключевского, “разносторонние отношения в это царствование обострились…и над всеми ними стоял основной вопрос: оставаться ли верным родной старине или брать уроки у чужих. Царь Алексей разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних”. Такой ответ на вызов времени был непоследователен. Этим объясняется драматичный личный итог: “собинный друг” – патриарх Никон – был в заключении, был симпатичен царю и его противник – протопоп Аввакум. Столь любимую царём Православную Церковь раздирал раскол. Незадолго до кончины “тишайшего” царя войска взяли твердыню старой веры Соловецкий монастырь.

Но у царя было и утешение – его семья. Женат он был дважды. М.Милославская родила ему 13 детей. После её смерти царь женился на Наталье Нарышкиной, которая родила двух дочерей и сына Петра. Умер Алексей Михайлович 26 января 1676 г., успев благословить на царство старшего сына Фёдора, отдать приказ освободить из тюрем всех узников, простить долги, причаститься и собороваться”.

Вопросы по теме “Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого” по отечественной истории XVII века в 7 классе.

№ п/п

Вопросы.

1 Как в правление царя Алексея Михайловича власть пыталась решить финансовые проблемы?
2 Какой процесс в истории России характеризуется такими событиями: “Юрьев день”, пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян?
3 Когда впервые был отменён Юрьев день?
4 Что привело к Соляному бунту 1648 года?
5 Какие крупные городские восстания произошли в период правления Алексея Михайловича?
6 Кого Алексей Михайлович называл “собинным другом”?
7 Кто был русским патриархом при проведении реформы церкви в XVII веке?
8 В чём суть церковного раскола 1652 года?
9 Кто такие старообрядцы?
10 Куда был сослан патриарх Никон после лишения сана?
11 Что способствовало религиозности царя Алексея Михайловича?
12 В чём заключалась непоследовательность и противоречивость политики Алексея Михайловича?
13 Как правительство умудрилось дважды обмануть народ в 1662 году: при выпуске медных денег и при их запрещении?
14 Какие выводы можно сделать из обращения Б.Хмельницкого за помощью к России?
15 Какие цели преследовали Б.Хмельницкий и Алексей Михайлович при заключении Переяславской рады?
16 В чём заключается историческое значение воссоединения Украины с Россией?
17 Что такое “разинщина” – крестьянская война, гражданская война или русский бунт?
18 Чем отличались городские восстания XVII века от движения С.Разина?
19 Мог ли С.Разин опираясь на своё войско, захватить власть в стране?
20 Каковы причины поражения восстания С.Разина?
21 Какие события подтолкнули Алексея Михайловича к принятию Соборного Уложения 1649 года?
22 Какое событие 1649 года коренным образом изменило положение крестьян в России?
23 Какие личные качества патриарха Никона сказались на особенностях проведения реформы церкви?
24 Почему была необходимость созыва Церковного собора в 1666–1667 годах?
25 Какие задачи должен был решить Церковный собор 1666–1667 гг.?
26 Какие решения принял Церковный собор 1666–1667 гг.?
27 Каков был главный итог Церковного собора 1666–1667 гг. и к каким последствиям он привёл?
28 Какие исторические события лежат в основе картины В.Сурикова “Боярыня Морозова”?
29 Какие итоги следовало извлечь русскому правительству из Смоленской войны?
30 Каково было положение крестьян в XVII веке в России, Англии, Франции?
31 Каковы были результаты противостояния патриарха Никона и царя Алексея Михайловича?
32 Известно, что Алексей Михайлович вернул из ссылки своего воспитателя Б.Морозова, тогда почему он не сделал его своим приближённым?
33 Какую линию в отношении противников реформы заняло руководство церкви и царская власть? Чем это можно объяснить?
34 Известно, что патриарх Никон вынашивал идею о Вселенской церкви. В чём смысл этой идеи и не противоречила ли она тому направлению, в котором развивалась государственность Московской Руси?
35 Какие выводы можно сделать из сравнения деятельности двух патриархов русской церкви XVII века: Филарета и Никона?
36 Какие выводы можно сделать из такого факта, что, обладая сильными личными качествами и ставя задачу усиления роли церкви в государственных делах, патриархи Филарет и Никон добились в этом разных результатов?
37 Известно, что в период царствования Алексея Михайловича были народные бунты, войны, восстание С.Разина, тогда почему современники назвали царя “Тишайшим”?
38 Известно, что в 1646 году правительство, стараясь увеличить доходы казны, провело подворную перепись крестьян и посадских людей, ввело царскую монополию на продажу табака и подняло пошлину на продажу соли. Почему именно одно из этих нововведений вызвало народные городские восстания?
39 Известно, что ряд историков считают причиной раскола церкви несовершенство церковных обрядов и текстов богослужебных книг, тогда почему ни до, ни после XVII века в России не было таких горячих споров по поводу обрядов и текстов, как во времена раскола?
40 Известно, что реформа церкви при Алексее Михайловиче должна была укрепить позиции русского православия, тогда почему она не только не укрепила его престиж, но и привела к расколу?
41 Какие обстоятельства способствовали ужесточению конфликта между приверженцами церковной реформы и её противниками, который привёл к расколу церкви?
42 Известно, что между патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем возник конфликт. Можно ли оценить его как соперничество светской и духовной власти?
43 Можно ли сделать вывод, что патриарх Никон стремился утвердить верховенство духовной власти над светской? В чём это проявилось?
44 Известно, что у царя Алексея Михайловича не было “тишины” ни в характере, ни в стране во время его царствования, тогда почему ему дали прозвище “Тишайший”?
45 Известно, что в 1654 году, говоря о вхождении Украины в состав России, обычно употребляют термины “воссоединение”, что означает преодоление “разлуки” двух братских народов, веками пребывавших в пределах разных государств, или “присоединение” – передача Речью Посполитой территории Украины Московскому государству. Какой именно термин более правомерен при оценке этих событий?
46 Известно, что в России II половины XVII века проявилось зарубежное влияние на быт и культуру, тогда почему реформатором русского быта называют Петра I, а не Алексея Михайловича?
47 Можно ли сказать, что значительную роль в народных восстаниях XVII века сыграло казачество?
48 Известно о тяжёлом положении украинского населения в Речи Посполитой в XVII веке. В чём именно оно заключалось?
49 Известно, что ряд историков считают Степана Разина “народным героем”, тогда почему другие называют его “разбойником”?
50 Известно, что Степану Разину посвящено несколько песен. Можно ли их считать историческим источником?
51 Известно, что С.Разин был проклят церковным собором, его восстание было подавлено и к падению крепостного права в России не привело. Почему же личность атамана и движение под его предводительством оказались широко воспетыми в различных произведениях современников и потомков?
52 Была ли необходима реформа церкви в XVII веке?

Проблемные вопросы.

1. Почему городские жители России так активно стали подниматься на борьбу с властью именно в XVII веке?
2 Какова была истинная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне и нужна ли была реформа церкви в XVII веке?
3 Почему внутрицерковное дело, связанное с исправлением ошибок в церковных книгах и приведением обряда богослужения в соответствие с греческими образцами, приобрело политическое значение и вызвало общественный протест в XVII веке?
4 Известно, что реформу церкви Никон начал вместе с Алексеем Михайловичем. Тогда чем можно объяснить поражение Никона и его уход в Новоиерусалимский монастырь в 1658 году?
5 Почему как церковная, так и царская власть с особой жестокостью подавляла выступления старообрядцев?
6 Чем можно объяснить попытки царя заставить Аввакума отказаться от своих убеждений и в итоге казнить “неистового протопопа”? Какое значение имела казнь Аввакума для старообрядчества и всей церкви?
7 Какие положения реформы церкви вы считаете главными и почему?
8 В чём причины массовых протестов верующих против реформы церкви?
9 Одни историки считают Алексея Михайловича реформатором, другие утверждают, что его нельзя назвать “реформатором”. Чем можно доказать ту и другую точку зрения?
10 Почему именно Речь Посполитая оставалась основным противником России на протяжении почти всего XVII века?
11 Были ли нерешённые вопросы между Россией и Речью Посполитой после Смуты и, если были, то какое решение они получили в XVII веке?
12 В каком положении оказалось население Украины и Белоруссии в составе Речи Посполитой?
13 По какой причине украинские казаки выступали за воссоединение Украины с Россией, а не с другими соседями?
14 Можно ли считать, что украинские политики лишь воспользовались силой православной России для борьбы с Речью Посполитой, не имея в виду своё развитие в составе единого Российского государства в будущем?
15 Какие выводы можно сделать из того факта, что почти во всех крестьянских восстаниях в России вожаками оказывались казаки?
16 Чем можно доказать, что в России в XVII веке действительно произошло “обмирщение” культуры?
17 Почему XVII век в России называется “бунташным”, хотя правил “Тишайший” царь?

Список использованной литературы

  1. Андреевская Т.П., Воронцов А.В. История России. IX–XVIII века: Контрольные и проверочные работы: 6–7 кл. М., 2002.
  2. Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. вторая. XVII–XVIII вв.М., 1994.
  3. Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: Материалы и комментарии. Сост. С.И.Козленко. М., 2003.
  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, конец XVI – XVIII век: поурочные разработки: пособие для учителя. М., 2007.
  5. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. М., 2001.
  6. Коваль Т.В. История России XVII–XVIII века: Задания, тесты, задачи. М., 2004.
  7. Короткова М.В. История России. IX–XVIII века. 6–7 кл.: Учебно-методическое пособие. М., 2002.
  8. Майков А.Н. Методические рекомендации к курсу “История России с древнейших времён до конца XVIII века”. 6–7 классы. Книга для учителя. М., 2002.
  9. Никифорова О.М. Тематический контроль по истории. Зачёты. 7 класс. М., 2000.
  10. Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век. М., 2002.
  11. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века. 10 кл. М., 2005.
  12. Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы. М.,1993.
  13. Смолякова Н.В. История Руси и России IX – XIX вв. М., 1998.
  14. 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие. Под общей ред. А.Н.Алексашкиной. М.,1999.
  15. Черникова Т.В. История Отечества. XVI–XVIII вв. Учебное пособие. 7 класс. М., 2008.