План-конспект урока в 7 классе предусматривает рассказ учителя по теме и варианты вопросов к теме. Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Примерный вариант рассказа учителя по теме:
“В 16 лет Алексей Михайлович остался круглым сиротой. Царский венец – шапку Мономаха – на него возложили в Успенском соборе 28 сентября 1645 года. После венчания на царство он должен был немедленно жениться, т.к. только женатый человек считался совершеннолетним. Борис Морозов, его “дядька”-воспитатель, подыскал ему несколько невест. Его женой стала Мария Милославская. Сам Б.Морозов женился на сестре царицы, породнившись со своим царственным воспитанником.
Это не спасло его во время Соляного бунта 1648 г., в ходе которого восставшие потребовали казни Б.Морозова. Царь сумел спасти родственника, удалив его в Кирилло-Белозёрский монастырь. После его возвращения он уже не играл прежней роли. Первым царским советником становится “собинный друг” царя – архимандрит Никон – в скором будущем патриарх Всея Руси (с 1652 г.).
Два важных следствия имели бунт 1648 г. и продолжающиеся волнения. В 1649 г. было принято Соборное Уложение, которое укрепило положение Романовых, создавшееся после Смуты, и усовершенствовало законодательство. Уложение должно было внести порядок и закономерность в управление и смягчить народное недовольство. Второе следствие – большая самостоятельность царя.
Ещё большее влияние на становление его личности оказала война с Польшей за Украину в 1654–1656 гг. Царь сам выступил в поход с войсками, побывал в Литве и Ливонии. В ходе войны он показал себя зрелым политиком и гуманным человеком. В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие с Польшей. Царь бывал во многих городах, знакомился с западными обычаями. Вернувшись в Москву, он вносит изменения в придворную обстановку: появились обои (золотые кожи), мебель немецкого и польского образца.
В 50–60-е гг. происходят важные изменения во внутренней жизни страны – реформа церкви, вдохновителем которой был сам царь. На первых порах её проводил царский любимец – патриарх Никон. В 1658 г. царь, ставший гораздо более самостоятельным и независимым, разошёлся во взглядах с патриархом, который, оскорбившись, удалился в Новоиерусалимский монастырь под Москвой. В 1666 г. Церковный собор лишил Никона патриаршего сана и приговорил его к ссылке в Кирилло-Белозёрский монастырь простым чернецом.
Последующие испытания не ожесточили царя. Он был человеком вспыльчивым, но умел легко прощать и мириться, если государственные дела не требовали опалы или ссылки. Благодушие, мягкость, весёлый нрав сочетались у царя с глубокой образованностью. Его религиозности способствовало чтение. Он был весьма сведущ в обрядах православия. Считал полезным общение с иностранцами, старался перенимать их технические знания и военный опыт. Религиозная мораль была его философией жизни, проявляясь в чутком, тёплом, бережном отношении к людям.
Но “тишайший” государь, в отличие от своего сына, не осознавал потребности глубоких реформ в русской жизни, существенных перемен. Ему казалось, что всё остаётся неизменным, прочным, по столь любимому им порядку и чину. В реформе Церкви он видит не изменение книг, чинов и обрядов, а лишь их исправление в соответствии с древней практикой. В войнах за выход к морю – возвращение утраченных Россией в Смутное время земель. В заимствованиях “войск иноземного строя”, военно-технических и культурных новшеств, в попытке секуляризации Церкви – путь к укреплению государства, а отнюдь не разрушение традиционной культуры. Поэтому царь не чувствовал себя реформатором.
Между тем, нет ни одного преобразования Петра I, которое не имело бы аналога в царствование его отца. По словам В.О.Ключевского, “разносторонние отношения в это царствование обострились…и над всеми ними стоял основной вопрос: оставаться ли верным родной старине или брать уроки у чужих. Царь Алексей разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних”. Такой ответ на вызов времени был непоследователен. Этим объясняется драматичный личный итог: “собинный друг” – патриарх Никон – был в заключении, был симпатичен царю и его противник – протопоп Аввакум. Столь любимую царём Православную Церковь раздирал раскол. Незадолго до кончины “тишайшего” царя войска взяли твердыню старой веры Соловецкий монастырь.
Но у царя было и утешение – его семья. Женат он был дважды. М.Милославская родила ему 13 детей. После её смерти царь женился на Наталье Нарышкиной, которая родила двух дочерей и сына Петра. Умер Алексей Михайлович 26 января 1676 г., успев благословить на царство старшего сына Фёдора, отдать приказ освободить из тюрем всех узников, простить долги, причаститься и собороваться”.
Вопросы по теме “Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого” по отечественной истории XVII века в 7 классе.
№ п/п |
Вопросы. |
1 | Как в правление царя Алексея Михайловича власть пыталась решить финансовые проблемы? |
2 | Какой процесс в истории России характеризуется такими событиями: “Юрьев день”, пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? |
3 | Когда впервые был отменён Юрьев день? |
4 | Что привело к Соляному бунту 1648 года? |
5 | Какие крупные городские восстания произошли в период правления Алексея Михайловича? |
6 | Кого Алексей Михайлович называл “собинным другом”? |
7 | Кто был русским патриархом при проведении реформы церкви в XVII веке? |
8 | В чём суть церковного раскола 1652 года? |
9 | Кто такие старообрядцы? |
10 | Куда был сослан патриарх Никон после лишения сана? |
11 | Что способствовало религиозности царя Алексея Михайловича? |
12 | В чём заключалась непоследовательность и противоречивость политики Алексея Михайловича? |
13 | Как правительство умудрилось дважды обмануть народ в 1662 году: при выпуске медных денег и при их запрещении? |
14 | Какие выводы можно сделать из обращения Б.Хмельницкого за помощью к России? |
15 | Какие цели преследовали Б.Хмельницкий и Алексей Михайлович при заключении Переяславской рады? |
16 | В чём заключается историческое значение воссоединения Украины с Россией? |
17 | Что такое “разинщина” – крестьянская война, гражданская война или русский бунт? |
18 | Чем отличались городские восстания XVII века от движения С.Разина? |
19 | Мог ли С.Разин опираясь на своё войско, захватить власть в стране? |
20 | Каковы причины поражения восстания С.Разина? |
21 | Какие события подтолкнули Алексея Михайловича к принятию Соборного Уложения 1649 года? |
22 | Какое событие 1649 года коренным образом изменило положение крестьян в России? |
23 | Какие личные качества патриарха Никона сказались на особенностях проведения реформы церкви? |
24 | Почему была необходимость созыва Церковного собора в 1666–1667 годах? |
25 | Какие задачи должен был решить Церковный собор 1666–1667 гг.? |
26 | Какие решения принял Церковный собор 1666–1667 гг.? |
27 | Каков был главный итог Церковного собора 1666–1667 гг. и к каким последствиям он привёл? |
28 | Какие исторические события лежат в основе картины В.Сурикова “Боярыня Морозова”? |
29 | Какие итоги следовало извлечь русскому правительству из Смоленской войны? |
30 | Каково было положение крестьян в XVII веке в России, Англии, Франции? |
31 | Каковы были результаты противостояния патриарха Никона и царя Алексея Михайловича? |
32 | Известно, что Алексей Михайлович вернул из ссылки своего воспитателя Б.Морозова, тогда почему он не сделал его своим приближённым? |
33 | Какую линию в отношении противников реформы заняло руководство церкви и царская власть? Чем это можно объяснить? |
34 | Известно, что патриарх Никон вынашивал идею о Вселенской церкви. В чём смысл этой идеи и не противоречила ли она тому направлению, в котором развивалась государственность Московской Руси? |
35 | Какие выводы можно сделать из сравнения деятельности двух патриархов русской церкви XVII века: Филарета и Никона? |
36 | Какие выводы можно сделать из такого факта, что, обладая сильными личными качествами и ставя задачу усиления роли церкви в государственных делах, патриархи Филарет и Никон добились в этом разных результатов? |
37 | Известно, что в период царствования Алексея Михайловича были народные бунты, войны, восстание С.Разина, тогда почему современники назвали царя “Тишайшим”? |
38 | Известно, что в 1646 году правительство, стараясь увеличить доходы казны, провело подворную перепись крестьян и посадских людей, ввело царскую монополию на продажу табака и подняло пошлину на продажу соли. Почему именно одно из этих нововведений вызвало народные городские восстания? |
39 | Известно, что ряд историков считают причиной раскола церкви несовершенство церковных обрядов и текстов богослужебных книг, тогда почему ни до, ни после XVII века в России не было таких горячих споров по поводу обрядов и текстов, как во времена раскола? |
40 | Известно, что реформа церкви при Алексее Михайловиче должна была укрепить позиции русского православия, тогда почему она не только не укрепила его престиж, но и привела к расколу? |
41 | Какие обстоятельства способствовали ужесточению конфликта между приверженцами церковной реформы и её противниками, который привёл к расколу церкви? |
42 | Известно, что между патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем возник конфликт. Можно ли оценить его как соперничество светской и духовной власти? |
43 | Можно ли сделать вывод, что патриарх Никон стремился утвердить верховенство духовной власти над светской? В чём это проявилось? |
44 | Известно, что у царя Алексея Михайловича не было “тишины” ни в характере, ни в стране во время его царствования, тогда почему ему дали прозвище “Тишайший”? |
45 | Известно, что в 1654 году, говоря о вхождении Украины в состав России, обычно употребляют термины “воссоединение”, что означает преодоление “разлуки” двух братских народов, веками пребывавших в пределах разных государств, или “присоединение” – передача Речью Посполитой территории Украины Московскому государству. Какой именно термин более правомерен при оценке этих событий? |
46 | Известно, что в России II половины XVII века проявилось зарубежное влияние на быт и культуру, тогда почему реформатором русского быта называют Петра I, а не Алексея Михайловича? |
47 | Можно ли сказать, что значительную роль в народных восстаниях XVII века сыграло казачество? |
48 | Известно о тяжёлом положении украинского населения в Речи Посполитой в XVII веке. В чём именно оно заключалось? |
49 | Известно, что ряд историков считают Степана Разина “народным героем”, тогда почему другие называют его “разбойником”? |
50 | Известно, что Степану Разину посвящено несколько песен. Можно ли их считать историческим источником? |
51 | Известно, что С.Разин был проклят церковным собором, его восстание было подавлено и к падению крепостного права в России не привело. Почему же личность атамана и движение под его предводительством оказались широко воспетыми в различных произведениях современников и потомков? |
52 | Была ли необходима реформа церкви в XVII веке? |
Проблемные вопросы. |
|
1. | Почему городские жители России так активно стали подниматься на борьбу с властью именно в XVII веке? |
2 | Какова была истинная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне и нужна ли была реформа церкви в XVII веке? |
3 | Почему внутрицерковное дело, связанное с исправлением ошибок в церковных книгах и приведением обряда богослужения в соответствие с греческими образцами, приобрело политическое значение и вызвало общественный протест в XVII веке? |
4 | Известно, что реформу церкви Никон начал вместе с Алексеем Михайловичем. Тогда чем можно объяснить поражение Никона и его уход в Новоиерусалимский монастырь в 1658 году? |
5 | Почему как церковная, так и царская власть с особой жестокостью подавляла выступления старообрядцев? |
6 | Чем можно объяснить попытки царя заставить Аввакума отказаться от своих убеждений и в итоге казнить “неистового протопопа”? Какое значение имела казнь Аввакума для старообрядчества и всей церкви? |
7 | Какие положения реформы церкви вы считаете главными и почему? |
8 | В чём причины массовых протестов верующих против реформы церкви? |
9 | Одни историки считают Алексея Михайловича реформатором, другие утверждают, что его нельзя назвать “реформатором”. Чем можно доказать ту и другую точку зрения? |
10 | Почему именно Речь Посполитая оставалась основным противником России на протяжении почти всего XVII века? |
11 | Были ли нерешённые вопросы между Россией и Речью Посполитой после Смуты и, если были, то какое решение они получили в XVII веке? |
12 | В каком положении оказалось население Украины и Белоруссии в составе Речи Посполитой? |
13 | По какой причине украинские казаки выступали за воссоединение Украины с Россией, а не с другими соседями? |
14 | Можно ли считать, что украинские политики лишь воспользовались силой православной России для борьбы с Речью Посполитой, не имея в виду своё развитие в составе единого Российского государства в будущем? |
15 | Какие выводы можно сделать из того факта, что почти во всех крестьянских восстаниях в России вожаками оказывались казаки? |
16 | Чем можно доказать, что в России в XVII веке действительно произошло “обмирщение” культуры? |
17 | Почему XVII век в России называется “бунташным”, хотя правил “Тишайший” царь? |
Список использованной литературы
- Андреевская Т.П., Воронцов А.В. История России. IX–XVIII века: Контрольные и проверочные работы: 6–7 кл. М., 2002.
- Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. вторая. XVII–XVIII вв.М., 1994.
- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: Материалы и комментарии. Сост. С.И.Козленко. М., 2003.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, конец XVI – XVIII век: поурочные разработки: пособие для учителя. М., 2007.
- Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. М., 2001.
- Коваль Т.В. История России XVII–XVIII века: Задания, тесты, задачи. М., 2004.
- Короткова М.В. История России. IX–XVIII века. 6–7 кл.: Учебно-методическое пособие. М., 2002.
- Майков А.Н. Методические рекомендации к курсу “История России с древнейших времён до конца XVIII века”. 6–7 классы. Книга для учителя. М., 2002.
- Никифорова О.М. Тематический контроль по истории. Зачёты. 7 класс. М., 2000.
- Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век. М., 2002.
- Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века. 10 кл. М., 2005.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы. М.,1993.
- Смолякова Н.В. История Руси и России IX – XIX вв. М., 1998.
- 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие. Под общей ред. А.Н.Алексашкиной. М.,1999.
- Черникова Т.В. История Отечества. XVI–XVIII вв. Учебное пособие. 7 класс. М., 2008.