Образовательные задачи:
– познакомить учащихся с понятиями “корень” и “родственные слова”;
– учить выделять корень в родственных словах;
– учить образовывать родственные слова с заданным корнем.
Воспитательные задачи:
– прививать любовь к родному языку;
– учиться слушать мнение других;
– учиться доказывать свою точку зрения.
Развивающие задачи:
– развивать наблюдательность;
– развивать монологическую речь.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель.
Прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
2. Мобилизующий этап.
На доске:
ворона, воронье, проворонила
мороз, морозный, морозит
дежурный, дежурят
учитель, учительский, научит
Учитель. Прочитайте слова в строках. Определите 2 общих признака у слов каждой строки и сформулируйте тему сегодняшнего урока, которая не связана с орфограммой.
Ученик. Слова каждой строки словарные, т.е. имеют непроверяемую безударную гласную, и родственные. Поэтому тема урока – родственные слова.
(Учитель открывается на доске заранее записанную тему урока.)
Учитель. Какую цель перед собой поставим?
(Ученики по опорам на доске формулируют цель урока.)
Ученик. Цель урока в том, чтобы
- узнать, какие слова называются родственными;
- находить корень у родственных слов;
- образовывать родственные слова;
- учиться выделять родственные слова в тексте и грамотно писать в них корень.
3. Чистописание.
Учитель. Работу по достижению цели начнём с выведения правила. Для этого прочитайте ещё раз слова в строках на доске и попытайтесь ответить на вопрос: что же такое родственные слова?
Ученик. Слова, у которых есть общая часть, называемая корнем, и близкие между собой по смыслу, называются родственными словами.
Учитель. Теперь откроем учебник (УМК “Планета Знаний”, Т.М.Андрианова “Русский язык” 1класс) на странице 77 и определим буквы Минутки Чистописания по Ленте Алфавита.
А | Б | ? | ? | ? | Е | Ё | Ж | З | И | Й | ? | ? | ? | Н | О | П |
Ученик. В Ленте Алфавита пропущены буквы в, г, д, к, л, м, с которыми мы будем работать на Чистописании.
Учитель. Составьте узор с буквой, которая является “лишней” среди полученных букв, добавив гласные – твёрдые командиры по типу СГ+Г и любые элементы букв.
Ученик. Среди данных букв “лишней” является К, т.к. она обозначает глухой парный согласный звук, а остальные – звонкие. Я составлю узор, в котором будут соединения КА, КО, КУ, КЫ, КЭ, т.к. в них участвуют гласные – твёрдые командиры и добавлю элемент “короткая наклонная линия”:
(Пишет на доске.) КА / КО / КУ / КЫ / КЭ /
4. Словарная работа.
Учитель. А сейчас найдите и запишите в столбик словарные слова, которые начинаются с соединений из Чистописания.
Ученик. Я запишу КАРАНДАШ, КОРОВА, т.к. в них встречаются соединение КА в слове “карандаш” и КО в слове “корова” (записывает на доске).
Учитель. Сформулируйте задание по теме урока, используя данные словарные слова.
Ученик. Образуем от данных словарных слов родственные слова.
(Ученики предлагают и записывают в своих тетрадях, а учитель записывает
цепочки родственных слов на доске:
карандаш – карандашик, карандашный;
корова – коровка, коровушка, коровник, коровий.)
Учитель. Выделим корень в каждой цепочке слов. Как ещё по-другому можно назвать родственные слова?
Ученик. В родственных словах одинаковый корень, поэтому их можно ещё назвать однокоренными.
Учитель. Как слышим корень в слове “КОРОВКА”? Почему пишем не так, как слышим?
Ученик. В слове “коровка” слышим первый гласный [а], после [о] перед [к] слышим [ф]. А пишем гласную о и согласный в, потому что в родственных словах корень пишется одинаково, значит, пишем так, как в словарном слове корова.
Учитель. Что же мы узнали про родственные слова?
Ученик. Родственными называют слова, в которых одинаковый корень и близкие по смыслу. Их ещё называют однокоренными, поэтому корень пишется всегда одинаково, несмотря на то, как мы его слышим.
5. Первичное закрепление нового материала.
Учитель. В учебнике на странице 76 выполним упражнение 1. Прочитаем предложения.
Ученик читает: Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала.
Шит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать.
Учитель. Что это за предложения? Произнесите любую из этих скороговорок в быстром темпе. (Ученики выполняют задание, учитель опрашивает 5-6 учеников.)
Учитель. Что интересного по теме урока заметили в скороговорках? Назовите родственные слова с доказательством.
Ученик. В первой скороговорке слова “болтунья”, “болтала” и “не выболтала” являются родственными, потому что имеют один корень болт– и близкие по смыслу:
- болтунья – девочка, которая много болтает, т.е. шевелит языком очень быстро;
- болтать (молоко) – приводить в движение, размешивать.
Ученик. Во второй скороговорке слова “колпак”, “по-колпаковски”, “переколпаковать” являются родственными, потому что в них один общий корень колпак– и близкие по смыслу:
- колпак – старинный головной убор;
- по-колпаковски – сделано по подобию колпака;
- переколпаковать – переделать на правильный колпак.
Учитель. А сейчас прочитаем стихотворение Мосияша на странице 76 из упражнения 2.
Ученик читает:
Чай из листиков нарезан,
Снятых с чайного куста.
Человеку чай полезен –
Чайник в доме неспроста.
Учитель. Объясните, почему некоторые слова подчёркнуты?
Ученик. Подчёркнуты слова: “чай”, “чайного”, “чайник”, которые являются однокоренными словами, т.к. в них общий корень чай– и они все связаны с чаем по смыслу:
чайный куст – на нём растёт чай;
чайник – посуда, в которой заваривают чай.
Учитель. Теперь из упражнения 4 на странице 76 по вариантам выпишите родственные слова и объясните свой выбор:
1-й вариант – к слову “ЛЕС”;
2-й вариант – к слову “САД”;
3-й вариант – к слову “ДЫМ”.
Ученик. Я к слову “лес” выписал слова “лесной” и “лесник”, потому что в них одинаковый корень лес – и они близки по смыслу:
лесной – что-то находится в лесу;
лесник – человек, охраняющий лес.
(Ученики других вариантов отвечают по той же схеме:
сад – посадил, садовник;
дым – дымный, дымила.)
6. Закрепление изученного материала.
Учитель. В упражнении 3 на странице 76 сформулируйте задание по теме урока.
Ученик. В каждом столбике слов найти “лишнее” слово, не являющееся родственным.
Учитель. По вариантам в столбике найдите “лишнее” слово, а оставшиеся слова спишите парами. Объясните свой выбор.
Ученик. Я из 1 столбика исключил слово старый, потому что оно не родственное словам сторожит, сторож. Эти два слова связаны с охраной чего-то и имеют общий корень сторож-.
(Ученики других вариантов отвечают по той же схеме.).
Учитель. Сейчас в упражнении 7 на странице 77 мы подберём устно клички животным, подходящие к их внешнему виду.
Ученики образуют клички:
пёстрая курица – … (Пеструшка.)
рыжая корова – … (Рыжуха.)
пушистый котёнок – … (Пушок.)
Учитель. Какими словами оказались клички? Почему?
Ученик. Клички являются родственными словами к слову – признаку предмета, т.к. имеют одинаковый корень и близкий смысл с данными словами – признаками предмета.
Учитель. Спишите текст, предложенный на карточке, правильно расположив части по порядку. Подчеркните в нём родственные слова.
На карточке:
Скоро лисята выросли. Они стали вылезать из норы. Лисички любили играть на полянке.
Под корнями старого дерева была лисья нора. Там жила лиса. Весной у лисицы родились лисята.
Мать – лиса ухаживала за ними. Она согревала их своим телом, чистила их пушистую шерсть. Лисятки были маленькие и слепые.
(Ученики выполняют самостоятельно задание, которое затем проверяется.)
Ученик зачитывает текст, который у него получился:
Под корнями старого дерева была лисья нора. Там жила лиса. Весной у лисицы родились лисята.
Мать – лиса ухаживала за ними. Она согревала их своим телом, чистила их пушистую шерсть. Лисятки были маленькие и слепые.
Скоро лисята выросли. Они стали вылезать из норы. Лисички любили играть на полянке.
(Остальные ученики следят и оценивают правильность выполнения.)
Ученик. В данном тексте встретились однокоренные слова: “лисья”, “лиса”, “лисицы”, “лисята”, “лисятки”, “лисички”, потому что они имеют общий корень лис– и все связаны по смыслу со словом “лиса”.
7. Итог урока.
Учитель. В конце урока какие вопросы вы зададите по его теме?
Ученик. Какие слова называют родственными?
Как по-другому называют родственные слова?
Учитель. Поднимите руку, кто считает, что понял, что такое “родственные слова” (ученики поднимают руки).
Учитель. Расскажите в паре друг другу на парте, что же такое родственные слова и приведите свои примеры (ученики работают в парах).
Учитель. Послушаем ответ на вопрос сегодняшнего урока у пары …
8. Домашнее задание.
Учитель. Дома выполните упражнение 5 со страницы 77.