Презентация проекта "Славься, Урал, городами!"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Возраст детей: 6–7 лет

Слайд 1. Тема проекта

Проблема воспитания гражданской позиции на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Именно с дошкольного возраста важно формировать политически сознательного человека, любящего свою родную землю, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой, занимающего активную социальную позицию, желающего стать участником и созидателем в общественной жизни.

Слайд 2. Типология проекта

Это информационный проект, охватывающий познавательную область. С помощью интеграции он охватывает несколько образовательных областей и проходит через все виды деятельности.

Слайд 3. Цель проекта

Цель проекта:формирование у детей гражданской позиции через интерес к познанию родного края.

Традиционно в нашем учреждении уже несколько лет проходит праздник “Венок дружбы”. Поскольку наши детимного путешествовали по области инаперебой делились впечатлениями, они проявили интерес узнать больше о городах нашего края.В подарок детскому саду к празднику детямзахотелось создать свой альманах “Славься, Урал, Своими городами!” У них появился интерес совместно с родителями узнать больше, о городах родного края.

Слайд 4. Календарный план на один месяц

Совместно с детьми и родителями мы составили перспективный план проекта. Один из месяцев на экране показан через все виды деятельности. Например, наши родители сделали иллюстрированную подборку стихотворений уральских писателей о красоте и величии Урала, а дети с радостью приносили из дома интересные книги и обменивались своими впечатлениями.Книга В.Белковского “Урал – опорный край державы”, отражающая природу Урала, явилась для детей находкой и стимулом для создания творческих работ.

Интересной, насыщенной, трудоемкой была работа по сбору информации о нашем крае (расположение, природа, города, промышленность и т.д.).

Знакомство детей с великим и славным родным краем проходило через ряд образовательных областей, через различные виды деятельности.

Слайд 5. Фотографиипознавательных занятий об Урале

Мы читали книги исмотрели видеофильмы, разучивали стихотворения и знакомились с фотовыставками, проводили экскурсии по улицам городах, проводили занятия по теме “ Урал – наш край”, “Любимый город Озерск”. У нас получились интересные альбомы с рисунками о природе и городах, о народно-прикладном искусстве.

Хотелось бы остановиться на более ярких моментах проекта.

Эффективным и интересным для детей средством в работе над проектом послужили приемы мнемотехники, схематизация. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование схем при работе над проектом позволило нашим детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.

Слайд 6. Схемы будущих рисунков

Так, например, в процессе знакомства с богатствами природы родного Урала детьми была создана обобщенная схема-карта, которая отражала объекты, заслуживающие внимания и определяющей дальнейший выбор ребенка темы рисунка. На этой карте символически были обозначены: озера, горы, растительность, полезные ископаемые и т.п.

Слайд 7. Рисунки про природу Урала

На основе данных графических изображений детьми совместно с родителями был создан альбом, в котором они отразили великолепие и красоту родного края, постарались вложить свою любовь и преданность ему. В процессе этой работы у ребят возникло чувство восхищения своей родной стороной. В этих рисунках виден навык, который дети приобрели на занятиях по изобразительной деятельности. Просматривая альбом, каждый ребенок мог сравнить успехи свои и родителей.

Слайд 8. Опыты сочинений

Процесс знакомства с городами Урала проходил в творческом, интересном формате.

Совместно с родителями дети собрали материал о путешествиях по городам Урала и отразили впечатления в своих сочинениях. Каждая семья с удовольствием приняла участие в этом, знакомилась с опытом других.Этовызвало у детей чувство восторга и гордости за свою семью. У них возникла необходимость поделиться своими впечатлениями с другими.

При последующем составлении творческих связных рассказов дети испытывали необходимость в логически выстроенной модели. Некоторые ребята предложили составить схемы рассказов (с чего начать свой рассказ, о чем рассказать подробнее и т.п.). С каждым ребенком велась индивидуальная работа (при составлении алгоритма учитывались коммуникативные особенности, темперамент, развитие речи).

Слайд 9. Схемы рассказов о городах Урала

Использование невербальных средств – графических изображений, включая пиктограммы и рисунки (реалистические и условные) – открывали перед нами широкие возможности для эффективной работы по ознакомлению детей с городами Урала. Например, с каждым ребенком мы разработалиавторские, чертежи, схемы, посредством которых дети учились анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии.

Использование схем при составлении рассказов заметно облегчило нашим детям овладение связной речью. При наличии зрительного плана дети старались сделать свои рассказы четкими, связными, последовательными. У детей получилось развернуть полный рассказ с различными деталями и событиями. Авторские схемы послужили детям, своего рода, шпаргалками, помощниками. Детьми соблюдалась определенная логическая последовательность, смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами).Они использовали различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.) Кроме того, наглядная модель послужила средством преодоления страха некоторых детей перед построением творческих связных рассказов /Приложение 1/.

Слайд 10. Самостоятельное моделирование

Совместное моделирование с воспитателем привело детей к желанию самостоятельно составлять схемы для творческого рассказывания.

Слайд 11. Фоты занятий со схемами, моделями

Если призвать на помощь наглядно-образную, зрительную память, то любая деятельность для ребенка станет делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание беседы, заучивание становится осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: “Когда учишь,  записывай, рисуй схемы”.

Приём символизации, используемый в работе над творческими рассказами детей о нашем крае, послужил формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Использование опорных знаков и символов увлекало детей, превратило занятие в игру.  

Результаты проведенной работы можно отследить по диагностике готовности детей к обучению в школе. Наша группа показала высокие результаты по развитию памяти, осведомленности (то есть запаса знаний об окружающем мире), понятливости (понимание сути явлений), по развитию творческого мышления.

Слайд 12. Знакомство с геральдикой городов

При знакомстве детей с символикой дети узнали, что у каждого города Урала, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак (герб). Изображенные на нем фигуры или предметы выражают особый смысл. Это условное обозначение какого-либо понятия. Значение каждого дети соотносили с подходящими пиктограммами, что способствовало запоминанию и дальнейшему отображению в самостоятельных творческих работах.

Слайд 13. Схематизация геральдики

Например, какой бы схемой Вы обозначили герб города Озерска? Докажите, пожалуйста, что они похожи. В чем аналогия? Наши дети решеточку ассоциируют с реакторами.

Слайд 14. Схематизация геральдики

В процессе такой деятельности ребёнка важно вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели "в уме", решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане.

Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая "знаковая функция сознания". Дети оказываются в состоянии заранее "видеть" возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, воображение.

Слайд 15. Рисунки геральдики

Результатом работы стал альбом, который включает в себя рисунки детей, отражающие свое восприятие отличительных знаков (гербов) городов Урала.

В процессе работы над проектом у детей расширились представления о родном крае, о городах Урала. Возникло чувство уважения и гордости за свою маленькую Родину, а одна из задач нашей образовательной программы – воспитывать любовь к родному краю, к городу. У детей появилось желание прославлять, преобразовывать города, доставляя тем самым радость жителям.

Занимательной оказалась идея семьи Кузнецовых придумать авторские плакаты, обратиться к населению городов Урала со своеобразными обращениями, в которых они призывают население к положительным делам, поступкам, помыслам.

Слайд 16. Схемы плакатов-призывов

Оригинальна была и форма решения этой задумки. Набор случайных опорных картинок послужили для нас отправной точкой. Дети анализировали каждую картинку, находили интересные мысли. Например, изображение домика натолкнуло детей на идею застраивания городов, изображение нотки – воспевание городов.

Слайд 17. Рисунки плакатов-призывов

Результатом занимательной игры стали оригинальные плакаты-призывы. Такая работа, безусловно, не останется без следа: в будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию.

Слайд 18. Фото праздника “Венок дружбы”

Итогом проекта стали Альманах (включающий в себя творческие альбомы детей и родителей) и праздник “Венок дружбы”, который ярко продемонстрировал знания детей о городах и природе Урала, их любовь и преданность к родному краю. Каждый ребенок стал чувствовать себя гражданином своей маленькой родины, желающим и умеющим внести свою лепту в развитие края.

Работа над проектом дала значимые результаты: дети стали более активными в познании интересующих проблем. Использование в проекте моделирования повлияло на развитие у детей памяти, речи, коммуникативных способностей. У детей наблюдается интерес к проводимым занятиям, они самостоятельно составляют текст коллективно (командами), умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста, используют разнообразные средства высказывания. 

Овладение приемами работы со схемами (в которые заложена определенная информация) значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Слайд 19. Вывод

Работа над проектом позволила каждому ребенку открыть в себе большую любовь к нашему родному краю, почувствовать свою значимость в судьбе нашей любимой Родины.

Можно с уверенностью сказать, что в будущем маленьких озерчан ждут большие дела и великие открытия. Растут достойные граждане нашего общества с хорошим потенциалом, которыми нам предстоит только гордиться.