Урок физического воспитания по теме "Баскетбол"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: баскетбольные мячи 10 штук.

Задачи урока:

  • Совершенствование ведения мяча правой и левой рукой и передача мяча в движении после ведения от груди двумя руками.
  • Совершенствование ведения мяча с изменением направления и бросок мяча в корзину после ведения от плеча одной рукой.
  • Повторить остановку прыжком и шагом, с поворотом плечом вперед и назад.
  • Учебная игра в баскетбол 5 х 5 с ранее изученными элементами.

Цели урока: развитие координации движений, скоростных качеств, выносливости.

I. Подготовительная часть

1. Построение, ознакомление с задачами урока, повороты на месте.

2. Упражнение на осанку, ходьба с изменением положения рук.

3. Бег, бег с остановкой прыжком, шагом, поворот плечом вперёд и назад после остановки.

Методические указания. Важное значение в баскетболе придается остановкам после бега, которые применяются для постановки заслона, перемены направления, освобождения от плотного опекающего противника. Резкое изменение скорости и направления движения невозможно без овладения правильной техникой остановок. Остановка может выполняться прыжком и шагом.

Остановка прыжком. Остановка прыжком применяется игроком, закончившим ведение мяча, получившим мяч в движении, поймавшим мяч в высоком прыжке, а так же с целью сближения с защитником и последующего прохода. Чтобы остановиться этим способом, игрок выполняет прыжок вверх – вперед – вправо. Приземляется он одновременно на обе широко расставленные и сильно согнутые ноги с легким проскальзыванием, одна нога выдвигается вперед, туловище игрока расслаблено, вес тела переносится на ногу оставленную назад.

Остановка шагом выполняется с помощью одного большого шага или двух шагов. Остановка шагом применяется игроком, ведущим мяч, преимущественно в тех случаях, когда защитник идёт ему навстречу. Приостановке шагом необходимо перенести тяжесть тела на ногу, выполняющую первый шаг, и затем выставить вперёд другую ногу. В момент касания пола другой ногой тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги.

Поворот плечом вперёд. Перед выполнением поворота ноги игрока сильно согнуты, тяжесть тела равномерно распределена на передние части ступней обеих ног, туловище слегка наклонено вперёд. Одновременно с толчком маховой ногой игрок начинает поворот правым (или левым) плечом вперёд и переставляет маховую ногу. Поворот выполняется на носке сильно согнутой опорной ноги. Маховая нога должна находиться близко от пола, чтобы в любой момент можно было прекратить поворот или изменить его направление.

Поворот плечом назад. Для выполнения этого поворота игрок толчком маховой ноги переносит центр тяжести на осевую ногу и поворачивает туловище плечом назад.

4. Бег, меняя направление по диагонали зала. Бег с имитацией броска мяча в корзину, толкаясь левой ногой, правой рукой от плеча и наоборот; бег вокруг малых кругов, перемещаясь в стойке баскетболиста: правым, левым боком, лицом и спиной вперёд. Перемещение крестным шагом правым и левым боком, меняя и.п. рук; прыжки правым и левым боком приставными шагами с вращением руке вперёд и назад. Перемещение спиной вперёд поперёк зала, затем сделав 2-3 шага в сторону ускорение 5-6м вперёд.

5. Переход на шаг; упражнение в движении; упражнение на силу: мальчики выполняют отжимания в упоре лёжа 15-20 раз, девочки из упора присев 10-15раз придти в упор лёжа и назад из глубокого приседа выпрыгивания вверх – мальчики 10-15 раз, девочки 5-10 раз.

6. Упражнение на дыхание, подготовка пальцев и кистей рук к работе с мячом.

II. Основная часть

1. Совершенствование ведения мяча правой и левой рукой и передача мяча в движении после ведения от груди двумя руками.

Методические указания. Ведение мяча – приём в баскетболе, дающий возможность игроку продвигаться с мячом по площадке на разной скорости и в любом направлении. С помощью данного приёма можно уйти от плотно опекающего защитника, выйти на кольцо для атаки, произвести бросок в движении, перевести мяч из тыловой в передовую зону, вывести мяч из области скопления игроков, произвести смену для атаки, растянуть защиту.

Существует правило: никогда не следует вести мяч, если есть возможность передать его партнёру, т.е. самая медленная передача быстрее приблизит мяч к корзине соперника, чем самое стремительное его ведение.
Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой (или поочерёдно) вниз - вперёд, несколько в стороне от ступней ног. Голова поднята, ноги согнуты, локти опущены, предплечья почти параллельны площадке. Во время ведения пальцы широко расставлены и образуют купол, мяч ударяется о площадку движением кисти, локти лишь незначительно поднимаются и опускаются. Мяч нужно толкать вниз, а не бить по нему. Баскетболист обязан при ведении одинаково хорошо владеть и правой, и левой рукой, причем зрительно не контролируя мяч. Согласно правилам, мяч можно вести как одной рукой, так и попеременно правой и левой с разной скоростью и высотой отскока.

В баскетболе разрешают игроку, если он получает мяч, находясь в движении или в конце ведения, делать с мячом не более двух шагов. При ловле мяча и последующей передаче двумя руками в движении не столь существенно, под какую ногу игрок ловит и выпускает мяч из рук.

Однако для правильной координации движений при выполнении передачи одной рукой мяч необходимо ловить под одноимённую ногу, т.е. для передачи правой рукой под правую ногу, для передачи левой рукой – под левую ногу.

Типичные ошибки: в момент ловли и передачи мяча учащиеся нередко прыгают вверх, перед ловлей мяча замедляют движение.

Учащимся надо объяснить, что выполнение двух шагов с мячом ни по скорости, ни по ритму не должно отличаться от обычного бега без мяча, от урока к уроку необходимо добиваться свободы и лёгкости при выполнении данного приёма.

Упражнение № 1. Класс разбивается на 4-8 команд, которые выстраиваются напротив друг друга на длину зала. У направляющих колонн игроков 1, 4, 7, 10 по мячу. По сигналу игроки 1 и 4 ведут мяч навстречу друг другу, причём игроки 1 и 7 левой рукой, а я игроки 4 и 10 правой рукой. Встречаясь в центре, обходят друг друга, не сталкиваясь, и, подходя к встречной колонне, передают мяч в движении после ведения от груди двумя руками, а сами игроки уходят в конец колонны.

Игрок 4 передает мяч игроку 2, а игрок 1 передаёт мяч игроку 5 в движении после ведения. Точно так же действуют и другие игроки во встречных колоннах (см. рис. 1).

Упражнение № 2. Ведение мяча правой и левой рукой, остановка в два шага, поворот плечом вперёд или назад с пассивной защитой, передача мяча во встречную колонну.

Учащиеся так же разбиты на 4-8 встречных колонн. Игроки 1 и 5 ведут мяч навстречу друг другу. Не доходя до середины зала, из встречной колонны выходят игроки 4 и 8. Игроки 1 и 4 выполняют остановку шагом и стараются уйти от игроков 4 и 8, выполняя поворот плечом вперёд или назад, стараясь уйти от защитника и передать мяч игроку 2 и 6 во встречную колонну. Можно применять в этом упражнении и активную защиту (см. рис. 2).

Ведение мяча с изменением направления движения и передача мяча после ведения

Упражнение № 3. Игроки так же строятся в 4-8 колонн, которые располагаются напротив друг друга. У направляющих колонн по мячу, каждый игрок ведёт мяч в определённом направлении (см. рис. 3).

Передача мяча выполняется, как в упражнении № 1, а сам игрок уходит в конец колонны. Основное требование учителя в этом упражнении - следить за тем, чтобы игроки не сталкивались друг с другом. Для этого игрок должен менять направление движения, высоту отскока от пола, скорость движения и т.д.

4. Ведение мяча с изменением направления движения и бросок мяча в корзину после ведения от плеча одной рукой.

Методические указания: Бросок мяча одной рукой от плеча в движении выполняется после ведения мяча или при получении мяча в движении. При обучении этому приему следует обратить внимание на бег с мячом в руках перед броском в корзину, так как бег является не только для прохода под щит, но и подготовительным действием для прыжка вверх. Проход под щит в зависимости от игровой ситуации, скорости, передвижения игрока и расположения защитников выполняется шагами, различными по длине и направлению (см. рис. 5).

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Ноги должны быть полусогнуты;
  2. Толчковая нога выполняет стопорящий шаг (ставится на пятку с последующим перекатом на носок), туловище слегка назад;
  3. Маховая нога, сгибаясь в коленном суставе, совершает резкое движение вверх;
  4. Приземлятся нужно на носки обеих ног.
  5. Двухсторонняя игра в баскетбол 5x5 с ранее изученными элементами.

III. Заключительная часть

Проверка восстановления пульса, построение, подведение итогов урока, задание на дом упражнений для развития скоростно-силовых качеств, необходимых для игры в баскетбол:

a) многократные прыжки через скакалку в темпе 140-145 прыжков на месте в минуту, постепенно увеличивая время;

б) приседание на одной ноге 3-4 серии по 3-4 раза;

в) прыжки вверх из глубокого приседа:

  • мальчики 3-4 серии по 10-15 прыжков,
  • девочки 5-10 прыжков и т.д.