Образовательные технологии на логопедических занятиях

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Логопедическая тема: Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.

Лексическая тема: Экспедиция “Самый жаркий безморозный материк”.

Грамматическая тема: Согласование имён прилагательных с существительными.

Цель: Закрепление знаний о словах, обозначающих признаки предметов.

Задачи: Образовательные:

- Учить подбирать признаки к предметам.

- Развивать умения по согласованию имён прилагательных с существительными в роде и числе.

- Развивать навыки словообразования и словоизменения прилагательных.

- Закреплять знания о словах-синонимах.

Коррекционные:

- Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки.

- Развивать зрительный гнозис и мнезис.

- Научить дифференцировать понятия “правый” - “левый”.

- Развивать конструктивную деятельность.

- Развивать языковой, фонематический анализ и синтез.

- Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

- Развивать орфографическую зоркость.

- Активизировать словарь по лексической теме “Африка”.

- Развивать умения составлять словосочетания.

- Устранить аграмматизмы в устной речи.

- Развивать внимание, зрительную и слуховую память, мыслительные процессы.

- Развивать общую и мелкую моторику рук.

- Развивать мышечные ощущения, воображение и чувства.

Воспитательные:

- Развитие навыка самоконтроля.

- Воспитание умения слушать и слышать друг друга.

- Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование: Компьютер, магнитная доска, развивающие игры В.Воскобовича: коврограф “Ларчик”, разноцветные верёвочки, графический тренажёр “Геовизор”, игровой графический тренажёр “Игровизор”, кораблик “Брызг-брызг”, игровое пособие “Лепестки” (эталоны цвета), “Прозрачный квадрат”, разноцветные стрелочки, буквы, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, парта с контейнерами с песком и водой, фигурки-игрушки для игры в воде (корабль, бутылка с письмом, монета, камень, морские звёзды, черепаха, компас, лупа, птица, пауки, змея, водоросли), предметы для игры в ящике с песком (камни, зеркало, пальмы, тележка, абрикос, вишня, яблоко, груша, помидор, чеснок, фигурка человека), карточки со словами (мягкое, круглая, острый, резиновые, железное, удобные, летняя, качественный, Африка, Нил, море, океан, пальма, узнал, научился, запомнил), карточки с названием морей и океанов, омывающих Африку, карточки с опорными вопросами имён прилагательных (на доске), карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Содержание занятия

I. Организационный момент. Приветствие.

1) Дифференциация слов, обозначающих признаки предметов, с другими словами.

На магнитной доске - карточки со словами:

(Мягкое, круглая, острый, резиновые, железное, удобные, летняя, качественный, Африка, Нил, море, океан, пальма, узнал, научился, запомнил)

- Прочитайте слова, записанные на карточках, и выберите только те из них, к которым можно задать вопросы:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (Учащиеся отбирают по инструкции карточки со словами).

2) Логически-поисковое задание. Найти предмет по описанию. Водотерапия.

(В контейнере с водой различные предметы: корабль, бутылка с письмом, монета, камень, морские звёзды, черепаха, компас, лупа, птица, пауки, змея, водоросли)

- Произошло кораблекрушение. Помогите найти предмет по описанию. Этот предмет не относится к природе, некруглый, сделан руками человека. (Учащиеся определяют предмет - БУТЫЛКА)

- Такие бутылки служили для передачи информации. Откройте бутылку и посмотрите....

(В бутылке – письмо).

3) Сообщение темы занятия. Работа с деформированным текстом.

Устранение аграмматизмов в устной речи.

- Прочитайте письмо.

Текст письма:

Привет, ребята!

Меня зовут Мубамба. Я живу в далёкий стране. Это удивительная материк на планете. Погода у нас всегда очень жаркий. Никогда не бывает белая снега. Приезжайте в гости для знакомства с моей замечательный страной.

Мубамба.

- Мальчик плохо владеет русским языком. В письме нарушено согласование имён прилагательных с именами существительными. Вы хотите посетить страну Мубамбы и помочь ему исправить его ошибки?

II. Основная часть.

1) Развитие пространственных представлений. “Иди по стрелке” (чтение слова). Работа с толковым словарём.

- Мы отправляемся в ... (СЛАЙД 2-3 слово “ЭКСПЕДИЦИЯ”)

- Что такое экспедиция?

(Словарь русского языка С.И.Ожегова. Экспедиция - поездка группы лиц с каким-нибудь специальным заданием.) (СЛАЙД 4)

2) Развитие пространственных представлений, зрительного восприятия.

- А на какой материк мы отправимся? B этом нам поможет экран ГЕОВИЗОРА.

(каждому ученику выдается экран геовизора)

Зачитываются координаты: Ф4, Б4, К3, О4, О3, Ж2, З4, Г1, С2, С4.

- Соедините по порядку точки координат линией.

- Что получилось? Куда же мы отправляемся? (Учащиеся - “в АФРИКУ”). (СЛАЙД 5-6)

3) Развитие зрительного восприятия. Подбор признаков к предметам, изображенных на картинках. Развитие умения составлять словосочетания

- В дорогу надо взять самое необходимое. Рассмотрите пунктирные изображения предметов. Назовите их. Обведите по контуру предметы, необходимые в экспедиции.

Подберите по одному признаку к каждому из нарисованных предметов и запишите словосочетания.

(Учащиеся обводят предметы: карандаш, тарелка, сапоги, ботинки, полотенце, телефон, шляпа, ведро)

4) Развитие логического мышления. Работа со словарным словом.

- А на каком транспорте мы отправимся? (СЛАЙД 7-8 – Ребус “Корабль”)

5) Развитие фонематических процессов.

- Прочитаем название корабля.

(На коврографе – кораблик “Брызг-брызг” с разноцветными флажками. На обратной стороне флажков – буквы.)

- Снять флажок с 6 мачты 3-й сверху.

- Снять флажок с 5 мачты 3-й сверху.

- Снять флажок с 5 мачты 2-й снизу.

- Снять флажок с 6 мачты 1-й снизу.

- Снять флажок с 7 мачты 2-й снизу.

- Снять флажок с 7 мачты 5-й сверху. (Учащиеся читают название корабля “Знания”)

6) Работа по развитию и обогащению словарного запаса. Легенда. (СЛАЙД 9)

- Почему корабль имеет такое название? Это нам поможет понять одна легенда.

- Гуляя по тенистой роще, египетский жрец беседовал со своим учеником. Послушайте эту беседу.

– Скажи мне, – спросил юноша, – почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом. Почему же осталось столь много неясных для тебя вопросов?

В раздумье жрец начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой.

– Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне кругов, – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.

– Итак, одна из целей нашего занятия - расширить круг своих знаний о втором по величине материке мира – Африке.

7) Развитие высших психических процессов. Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности. Работа по группам. Дифференцированное задание (по уровню трудности) (Игра “Прозрачный квадрат”)

- Необходимо приобрести билеты (пластиковые карты) на корабль. Сложить квадрат из 3-х фигур, из 4-х фигур.

8) Развитие высших психических процессов. Игра “Лепестки”.

- Корабль начал своё движение по заданному курсу. Надо уточнить направление движения корабля.

(На коврографе выложены лепестки (эталоны цвета) из игрового пособия “Лепестки”. Учащиеся выкладывают последний лепесток с правильным направлением маршрута).

9) Работа по развитию и обогащению словарного запаса. (СЛАЙД 10, 12)

- Внимательно прослушать рассказ об Африке, используя приём ИНСЕРТ. (Приём технологии критического мышления. Формирование универсального учебного действия как систематизировать и анализировать информацию).

- Поставить в тетради знак или несколько знаков из предложенных.

  • + – новое;
  • – – думал иначе;
  • ? – хочу спросить;
  • V – знал.

(СЛАЙД 11) “Африка – это огромный удивительный материк, протянувшийся с севера на юг на 8 тысяч километров. Это второй по величине материк земного шара после Евразии. На севере его берега омываются водами Средиземного моря, на западе – Атлантического океана, на востоке – Красного моря и Индийского океана. Слово Африка происходит от латинского африа, что значит “безморозная”. Действительно, Африка – самый жаркий материк.

На её территории есть экваториальные леса, где обитают обезьяны, насекомые, множество птиц. Они живут на высоких ветвях, среди лиан. Влажные лесные зоны сменяются саванной – обширными степями с высокой травой в несколько метров. В них встречается обилие крупных животных, много хищников. Саванна постепенно переходит в песчаную и каменистую пустыню, лишённую воды. Сахара – одна из них. Это самая крупная пустыня в мире. Днем там жарко, а ночами иногда так холодно, что можно замерзнуть. Каждый, кто хоть раз столкнулся с Африкой, сохраняет о ней самые яркие воспоминания”.

(Учащиеся работают в тетрадях)

10) Гимнастика для глаз + развитие зрительного восприятия. (СЛАЙД 13)

- Мы находимся в открытом океане. Посмотрите на воду. Нас приветствуют ....? (“Дельфины”)

- Внимательно проследите глазами за движением каждого дельфина. Запомните количество морских животных и направление движения каждого дельфина. После просмотра по памяти зарисуйте в тетради с помощью стрелок направление движения каждого животного.

11) Развитие умения составлять словосочетания + динамическая пауза.

- Поприветствуем дельфинов, подберём к слову “Дельфин” слова, обозначающие признаки предмета.

На каждое слово – прыжок.

12) Развитие фонематических процессов. Работа с игровизором. (СЛАЙД 14)

- Высадка на берег. Нас встречает автор письма – мальчик Мубамба. Африка – родина для множества народов и племён. Надо узнать название племени Мубамбы. B этом нам поможет экран ИГРОВИЗОРА.

(каждому ученику выдается экран игровизора)

Зачитываются координаты: Г3 - Б3 - Ж3 - С3- О2 - Ж1. (Название племени “Нилоты”)

13) Работа по развитию и обогащению словарного запаса. Рассказ о племени Мубамбы. (СЛАЙД 15-16)

“Африка – родина для множества народов и племён. В долине реки Нил, самой протяженной реки мира, живут нилоты, рост которых нередко более 2 метров. Они считаются самыми чернокожими и самыми высокими людьми в мире. Их основные занятия – разведение рогатого скота, земледелие, рыболовство и охота”.

(На коврографе отмечается место проживания нилотов).

14) Динамическая пауза. (СЛАЙД 17)

- Племя Нилотов нас приветствует ритуальным танцем. Поддержим их.

(Под звукозапись “Африканские мотивы” учащиеся выполняют движения)

15) Закрепление знаний о словах – антонимах.

- Чтобы поближе познакомиться с этим народом, надо выполнить задание.

- Прочитайте слова. Соедините линиями противоположные по значению слова.

Трудолюбивый Добрый
Мягкий Ленивый
Злой Молчаливый
Болтливый Смелый
Трусливый Суровый
Недружелюбный Гостеприимный (значит, радушный к гостям)

(Учащиеся работают у доски).

16) Работа по обогащению словаря признаков.

- Как вы думаете, какой характер у жителей долины реки Нил.

Подчеркните слова, обозначающие черты характера, на ваш взгляд, подходящие для жителей данной страны.

17) Развитие умений согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Пескотерапия.

- Гостеприимные жители Африки предлагают нам выпить сок. Рассмотрите (в контейнере с песком) овощи и фрукты, запишите название сока. Например: вишнёвый сок. Из чего не готовят сок, почему? Предметы: груша, чеснок, слива, яблоко, абрикос, виноград, помидор.

(Учащиеся записывают словосочетания в тетрадь).

18) Закрепление знаний о согласовании прилагательных с существительными в роде и числе на уровне текста. Работа по индивидуальным карточкам.

- Сегодня мы много нового узнали об Африке. Продемонстрируем жителям Африки наши знания.

- Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.

Африка – самый огромн.... материк земн ..... шара!

На севере берега Африки омываются водами Средиземн ... моря, на западе – Атлантическ ... океана, на востоке – Красн ... моря и Индийск ... океана.

Животн ... мир Африки разнообразен. Здесь можно встретить крокодила, слона, зебру, льва, бегемота. В Африке протекает самая длинн ... река планеты – Нил.

Это самый жарк ... материк.

(Учащиеся вставляют пропущенные буквы.)

III. Итог занятия. Рефлексия деятельности. (СЛАЙД 18)

А) - Кому из вас захотелось побывать в Африке? Опираясь на схему, дайте ответы: Я узнал, удивился, задумался, повторил, научился, запомнил.

(Учащиеся дают ответы по схеме.)

Логопед предлагает учащимся посмотреть видео о жизни африканского племени.

Б) Оценка деятельности учащихся. Работа с “Игровизором”.

- Подложите под прозрачную плёнку игровизора лист со словами, расположенных в беспорядке. Прочитайте по стрелкам фразу. (“Спасибо за хорошую работу на уроке”).

Приложение.