Цели:
- обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки;
- подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте;
- развивать речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;
- воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения;
- обобщить умение детей работать в программе ПервоЛого (ПК).
Оборудование:
- персональные компьютеры (1 компьютер на двух учеников);
- медиапроектор;
- наборы букв;
- сигнальные блокноты для обратной связи (у каждого ученика);
- конверты с заданиями для команд “Расставь героев сказки по алфавиту”;
- презентация “Путешествие по страницам АЗБУКИ” (Приложение 1);
- задания в программе ПервоЛого (ПК) “Анаграммы”, “Звуки и буквы”, “Собери пословицу”.
Ход урока:
Класс поделен на три команды. Дети сидят вокруг столов. Перед ними азбука, сигнальные блокноты, фломастеры, ноутбуки.
1. Организационный момент.
Учитель: Дети и дорогие наши гости, сегодня у нас необычный урок чтения. Нам предстоит путешествие по страницам АЗБУКИ, во время которого мы подведём итог, чему же нас научила эта замечательная книга. (Слайд 1)
Сядем мы в веселый поезд,
В дальний путь отправимся.
Ведь сегодня мы, друзья,
С Азбукой прощаемся.
(Слайд 2, звук паровозного гудка).
Обобщение по темам “Звуки и буквы”, “Алфавит”.
Учитель: Первая станция на нашем пути – Звукобуквенная. Я каждой команде даю наборы букв. Обсудите и разделите эти буквы на группы.
- Первый набор: буквы а, о, ы, э, у, я, ё, ю, и, е.
- Второй набор букв: б,п,г,к, д,т, ж,ш, з,с, в,ф.
- Третий набор: ж,ш,ц,й,щ,ч.
Ученики работают в командах, затем рассказывают, на какие группы поделили свои наборы букв.
- Первая команда: Буквы гласных первого ряда и второго ряда.
- Вторая команда: буквы звонких и глухих согласных звуков (парные).
- Третья команда: Буквы непарных твердых и непарных мягких согласных звуков.
Учитель: А сейчас игра “Лишняя буква”. (Слайд 3)
На экране буквы: Б, А, В, К, Ь, Ш.
- Какая буква лишняя?
Ученики в сигнальных блокнотах по очереди указывают лишнюю букву, обосновывая, почему она лишняя. Лишняя буква по щелчку улетает с экрана. Порядок удаления букв:
Ь – звука не обозначает;
А – буква гласного звука;
Ш – буква всегда твердого согласного;
К – буква глухих согласных.
Учитель: Чтобы продолжить путь, необходимо выполнить еще одно задание, подсчитать, сколько букв и сколько звуков в словах. (Слайды 4, 5).
На экране слова ВОКЗАЛ, ПУТЬ, ПОЕЗД, РЕЛЬСЫ, СТАНЦИЯ, ДРУЗЬЯ.
Количество букв и звуков прикрыто “облаками”. Дети показывают ответы с помощью сигнальных блокнотов. По мере ответов детей на экране по щелчку “облака” улетают, открывая правильные ответы.
Ученики должны объяснить, почему количество букв и звуков отличается или не отличается.
Учитель: Молодцы! Мы можем продолжать путешествие. Впереди станция Алфавитная.
(Слайд 6. Звук паровозного гудка).
- Проверим, знаете ли вы алфавит. (Ученики хором рассказывают алфавит – одна команда начинает, другая продолжает).
- А для чего нужно знать алфавит? (Ответы детей.)
- Выполните задание – расположите героев сказок по алфавиту.
(Слайды 7,8,9). На экране – наборы героев из разных сказок. Детям даются конверты с напечатанными именами героев. Команда раскладывает карточки с именами по алфавиту.
- Проверим. (Слайды 10, 11, 12)
Первая команда отвечает – слайд с расставленными по алфавиту героями сказки:
Гусля, Знайка, Незнайка, Пилюлькин, Тюбик, Цветик.
- Из какой сказки эти герои? Кто написал ее?
(“Приключения Незнайки и его друзей” Николай Носов)
Вторая команда отвечает – слайд с расставленными по алфавиту героями сказки:
Винни-Пух, Иа-Иа, Кролик, пчёлы, Пятачок, Сова.
- Из какой сказки эти герои? Кто написал ее?
(“Винни-Пух и все-все-все” Борис Заходер, Алан Милн)
Третья команда отвечает – слайд с расставленными по алфавиту героями сказки:
Артемон, Буратино, Дуремар, Карабас-Барабас, Мальвина, Пьеро.
- Из какой сказки эти герои? Кто написал ее?
(“Золотой ключик, или приключения Буратино” Алексей Толстой).
При затруднениях в ответах, учитель помогает. Хорошо бы продемонстрировать названные книги.
Развитие речи. Физминутка.
Учитель: Продолжаем наш путь. (Слайд 13. Звук гудка).
Мы на станции Сказочная. Кто же идет к нам в гости?
Ученик в костюме Буратино выходит к доске.
Буратино: Ой, куда я попал? Ой, мамочки, опять эта школа! (хлопает себя по лбу)
Я ведь в цирк собирался!
Учитель. Буратино, здравствуй! Ты как раз вовремя, у нас праздник. Наши дети изучили всю грамоту, теперь они умеют читать и как раз сегодня прощаются со своим первым учебником.
Буратино. Вот, здорово! Значит, и я сейчас распрощаюсь со своей Азбукой, ух, как она мне надоела! (подкидывает вверх и ловит свою азбуку).
Ура! Ребята, а вы чего все сидите, как приклеенные, ведь праздник же, давайте веселиться!
Вставайте, вставайте, я сейчас вам движения классные покажу, они вам непременно понравятся.
Тетенька (обращается к учителю), подержите, пожалуйста, мою книжку.
Буратино проводит физминутку под песню “Бу-ра-ти-но!”
Появляется Мальвина.
Мальвина: Добрый день! Буратино, мне кажется, ты слишком торопишься расстаться с азбукой.
Буратино. Мальвина! И ты здесь!
Мальвина: Вот возьми свой учебник, открой на любой странице и прочти нам...!
Буратино: Да вы что! Я азбуку еще ни разу не открывал, я до школы еще не дошел, у меня дела поважнее были, чем ваша школа, я сейчас вам такое расскажу...
Учитель. Буратино, о твоих приключениях мы все давно наслышаны, похоже, что ты так и не исправился, ты ведь обещал папе Карло хорошо учиться, а сам до сих пор в цирке пропадаешь?
Буратино. Ну, все, я влип! Ну ладно, я пошел, мне пора... (пытается уйти, Мальвина его удерживает.)
Мальвина: Нет, дорогой наш Буратино! Мы уйдем с тобой вместе. Пока не выучим все буквы, и ты не научишься читать, я тебя никуда не отпущу. Зато как обрадуется этому бедный папа Карло! (Буратино в ужасе смотрит на Мальвину.)
Буратино: Ой, мамочки мои, все, я пропал! Ребята, может можно прожить и не умея читать?
Дети объясняют Буратино, зачем необходимо уметь читать.
Учитель: Как видишь, Буратино, и ребята говорят, что рано тебе уходить из школы. Так что оставайся у нас, посмотри, как много уже знают наши ребята, и быстрее учись читать.
Буратино и Мальвина занимают свои места за столами.
- О том, как важно быть грамотным, дружить с книгой народ издавна складывал пословицы. Ребята, сейчас вам предстоит выполнить задание – собрать рассыпавшиеся пословицы.
(Слайд 14)
Ученики подбирают к правой части пословицы левую. По щелчку на экране появляется стрелка.
Пословицы:
- С книгой поведёшься – ума наберёшься.
- Золото добывают из Земли, а знания – из книг.
- У Земли спутник – Луна, а у человека – книга.
Обобщение по темам “Слово. Значение слов”.
Учитель: А нам опять пора в дорогу. Впереди – станция Словарная. (Слайд 15, звук гудка).
- Ребята, на какие группы можно разбить данные слова? (Слайд 16)
Дети отвечают (слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов), приводят свои примеры.
- А сейчас вам предстоит вспомнить, что такое антонимы, синонимы, омонимы и привести примеры. (Слайд 17)
Каждая команда получает карточку с одним из терминов и после небольшой подготовки один из учеников отвечает.
Учитель: Как вы знаете, предложение – это группа слов, связанных по смыслу. Сейчас каждая команда получает набор слов, из которых нужно составить предложение, причем не просто предложение, а пословицу – народную мудрость, т.е. предложение с очень глубоким смыслом. (Слайды 18, 19, 20)
Дети составляют пословицы, озвучивают их. (Проверка – слайд 21).
Электронная физминутка для глаз.
Учитель: А сейчас у нас небольшая остановка для отдыха, на природе. Понаблюдаем за танцем насекомых – наши глаза отдохнут.
Электронная физминутка для глаз “Пляска” Л.Г.Масько.
Парная работа. Выполнение заданий на ноутбуках.
Учитель: Мы приближаемся к концу нашего путешествия - станции Компьютерной. (Слайд 22, гудок.)
Нам предстоит выполнить задания на ноутбуках. Работать вы будете в парах. Вспомните правила работы в парах, не мешайте, а помогайте друг другу. (Слайд 23)
Откройте альбом ПервоЛого “Задание”, расположенный на рабочем столе. Выполните задания:
Анаграммы: ракета – карета; росинка – соринка; смола – масло.
(Количество заданий варьируется в зависимости от оставшегося времени.) (Приложение 3)
Буквы второго ряда можно перемещать, составляя в нижней части новое слово.
Звуки и буквы:
Слова можно перемещать в нужную часть таблицы. (Приложение 4)
(По 2 слова в каждую часть, 2 слова не подходят).
Проверка – устное озвучивание результата работы.
- Теперь вас ждет интересное творческое задание, во время выполнения которого вы должны показать, что вы не только хорошо изучили азбуку, но и умете работать на компьютерах. Работать будете в паре. Вам предстоит выполнить в альбоме ПервоЛого любую работу, посвященную АЗБУКЕ. Вы можете:
- оформить лист “Буква...” - для этого выбрать любую букву, нарисовать ее, подобрать картинки и напечатать слова, записать звук - характеристику этой буквы;
- создать иллюстрацию к любому тексту из азбуки, используя инструмент Рисовалка и формы черепашки.
Рекомендуются следующие тексты:
- стихотворение И.Токмаковой “Разговор Старой ивы с Дождём” (ч.2 с. 84);
- рассказ Н.Сладкова “Почему год круглый?” (ч.2 с.93);
- отрывок рассказа Е.Соловьёвой “Коралловый риф” (ч.2 с.94);
- загадки (ч.2 с.114-115).
Во время работы детей для гостей на экране показывается фильм “Наши работы в ПервоЛого”.
Проверка выполнения заданий.
Подведение итогов.
Учитель: У вас получились замечательные работы. Сейчас мы посмотрим, что у вас получилось.
На экран проецируются творческие работы детей (выборочно). (Приложение 2)
(Слайд 24)
- Молодцы! Наше путешествие подходит к концу. Теперь и наши гости убедились, что азбука научила нас многому. Буратино, теперь ты понял, как важно уметь читать и дружить с книгой?
А мы приехали в конечный пункт – станцию “Литературное чтение”. Так называется ваш новый учебник, которому сегодня Азбука уступает своё место. Мы с вами отправимся в страну Литературию. Добрый вам путь! На память о сегодняшнем празднике каждому первокласснику вручается УДОСТОВЕРЕНИЕ об окончании Азбуки и книга “Внеклассное чтение”.