Урок литературного чтения "Нет лучше дружка, чем родная матушка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Развитие чуткого отношения к маме, чувств любви и благодарности к ней
  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  • Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
  • Развитие творческих способностей, воображения
  • Формирование умения планировать и оценивать учебные действия
  • Формирование способности искать информацию в Интернете
  • Формирование умения работать в паре, вести диалог, находить совместное решение задач творческого характера
  • Формирование умения представлять результат творческой работы в форме презентации (программа OpenOffice)
  • Формирование навыков смыслового чтения художественных произведений, их сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей в поступках героев, анализа средств художественной выразительности, использованных автором
  • Развитие речи, умения строить развернутые высказывания, сочинять синквейн на заданную тему

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер учителя
  • презентация к уроку (Приложение 1)
  • компьютеры учеников (1 на парту) с возможностью выхода в Интернет,
  • 2 теста, размещенные в пространстве класса на сайте nachalka.seminfo

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

У. Ребята, если бы вас попросили назвать самого близкого и родного человека, кого бы вы назвали?

...

У. Мама, мамочка... Сколько тепла таит в себе это магическое слово. С какими словами для вас ассоциируется (связывается) слово “мама”?

...

Маме будет посвящен наш урок.

2. Тест по произведениям раздела. Заполнение листа “Ассоциации”.

У. Как называется раздел учебника, который мы сейчас изучаем?

Д. Мои самые близкие и родные.

У. Проверим, как вы хорошо знаете произведения этого раздела, посвященные мамам.

Будем работать по вариантам. Первый вариант выполняет задания теста, размещенные в информационном пространстве класса, где нужно по строчкам стихотворения узнать его автора, а второй вариант пишет на листке слова - ассоциации к слову “мама”. Затем поменяетесь ролями.

Тест по произведениям раздела:

Музыкальный фон – песня о маме.

У. Проверим вашу работу. На экран выводятся результаты теста.

Какие слова – ассоциации вы написали?

...

3. Чтение стихотворений о маме.

У. Прочитаем стихи для наших мам.

Чтение стихотворений раздела по желанию наизусть. Дополнительные вопросы (Главная мысль..., тема..., лирическое или юмористическое и почему так считаешь..., что посоветуешь герою...)

4. Работа над расширением кругозора

У. Поэты, художники, музыканты посвящали свои произведения маме.

Доброта, забота и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах. И на иконах.

Слово “икона”– греческое; по–русски оно обозначает “образ” (иконы – образа). Это картины особенного содержания, написанные на доске. Одна из них – “Богоматерь Владимирская” – создана в первой половине ХП века.

Давайте внимательно посмотрим на лик Богоматери. Вглядитесь, лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Посмотрите, как склонил голову младенец Иисус, нежно прижимаясь к ее щеке. Лики матери и младенца на иконе прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств.

Икона “Богоматерь Владимирская” считается покровительницей, защитницей Русской земли.

В час, когда беда стучится в двери,
В час, когда в спасение не веришь,
Испокон взывали на Руси:
Пресвятая Богородица, спаси!

Считается, что эта икона не раз спасала Русь от страшных бед и вражеских нашествий, являла чудеса милосердия.

А знаете ли вы, что означает слово “милосердие”? Из каких слов оно образовалось?

Найдем значение этого слова в словарях Интернета.

Дети ищут значение слова “милосердие”.

Милосердие - готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

У. Как вы думаете, можно ли ваших мам назвать милосердными?

...

5. Работа с пословицами (в парах).

У. Знаете ли вы пословицы, посвященные мамам?

...

У. Выполните совместно тест, размещенный в информационном пространстве класса “Пословицы о маме”.

Парная работа на компьютерах.

У. Какие пословицы у вас получились? Каков результат теста?

Дети читают получившиеся пословицы, они появляются на слайде презентации.

  • Птица рада весне, а ребенок матери.
  • Матушкин гнев, что весенний снег, и много его выпадает, да скоро растает.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • Нет милее дружка, чем родная матушка.
  • От солнышка тепло, от матушки добро.

6. Физминутка.

Движения под “Песенку мамонтенка” (отрывок из мультфильма – на экране).

7. У. Познакомьтесь с другими пословицами, посвященными этой теме.

На слайде пословицы появляются поочередно.

  • Материнским словом Бог правит.
  • Материнское слово на ветер не молвится.

У. Как вы понимаете их смысл?

...

8. Работа с произведениями раздела.

У. В каких произведениях раздела мамины слова направлены на то, чтобы их дети поняли свое неправильное поведение?

...

У. Инсценируем стихотворение “Разгром” Э.Успенского. Распределим роли. Ученики разыгрывают стихотворение у доски по ролям.

У. Назовите черты характера этой мамы.

...

У. Прочитаем стихотворение “Никто” Б.Заходера.

...

У. От какого лица написано это произведение?

...

У. Какое произведение по своей теме очень похоже на это стихотворение?

...

У. Прочитаем рассказ Е.Пермяка “Как Миша хотел маму перехитрить” по ролям.

Назначаются роли. Дети читают.

У. Согласны ли вы с мнением, что мамы в этих произведениях не знают, кто озорничает в их квартирах, ломает вещи?

...

У. Но ведь мамы не ругают своих детей, может быть они не занимаются воспитанием, им нравится беспорядок? Почему мамы так себя ведут?

...

У. Прочитайте еще одну пословицу.

На слайде:

  • Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери конец.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

...

У. Обсудите с соседом по парте, какими нужно быть, чтобы родители гордились тобой, были счастливы.

Дети обсуждают в паре.

У. Поделитесь своими мыслями.

...

У. Давайте познакомимся с рассуждением известного педагога и писателя Сухомлинского на с. 83 учебника.

Вызванный ученик читает текст рассуждения.

У. Как вы понимаете смысл фразы “приносить в дом мир и покой”?

...

9. Творческая работа на компьютерах.

У. Сейчас вы будете составлять синквейн о маме. Подумайте, какими прилагательными вы можете описать свою маму.

...

У. А какие глаголы передают ее отношение к вам, ее заботу, все, что она делает для вас?

...

У. Какие предложения о маме можно составить для синквейна? Может вам помогут пословицы о маме?

...

У. Какое слово-вывод будет его завершать?

....

У. Приступайте к выполнению работы в паре в программе OpenOffice. Создайте новую презентацию – 1 слайд с текстом синквейна. Можете украсить презентацию фотографией мамы, которую вы принесли и разместили на рабочем столе компьютера заранее.

Приложение 1

Ученики в парах выполняют творческую работу. На экране для зрителей демонстрируется фильм с компьютерными работами детей.

У. Прочитайте созданные вами синквейны.

... (Приложение 2)

10. Подведение итогов урока

У. Ребята, что вы поняли в результате нашего урока?

Узнали ли вы что-то новое для себя?

...

Согласны ли вы с мнением, что мамы и так знают, как вы их любите, и говорить об этом не надо?

...

Подумайте, какие слова вы скажете своим мамам сегодня вечером, чтобы передать свою любовь и признательность.

А домашним заданием вам будет обсудить со своими близкими и родными, что такое честь семьи, и как она зависит от вас.