Необходимо точно понимать терминологическую разницу между понятием “валентность” и “степень окисления”.
Термин “валентность” относится к свободному атому и определяется, как способность атома образовывать химические связи. Их количество определяется числом неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне.
Термин “степень окисления” относится к атому (элементу), образовавшему химические связи и определяется числом смещенных общих электронных пар связей связи от менее (+) к более электроотрицательному элементу (-).
ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ (СО) ЭЛЕМЕНТА.
Например:
К +1М n хО-24 ; +1+х+4(-2)=0; х=+7.
Cr2xO72- ; х+7(-2)=-2; х= +6 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ.
При проведении реакций происходит разрыв химических связей в исходных веществах и образовании новых, которые, в некоторых случаях, происходит изменение валентности элементов и поляризации новых химических связей.
Окислительно-восстановительными называются (ОВ или ред-окс) реакции, протекающие с изменениями значений степеней окисления элементов, входящих в состав реагирующих соединений.
Основные положения теории ОВР:
- Окисление – это процесс отдачи электронов. Вещество (ион, атом, молекула), отдающее электроны, называется восстановителем. В процессе реакции восстановитель окисляется, а значение СО элемента повышается.
- Восстановление – это процесс принятия электронов. Вещество (ион, атом, молекула), принимающее электроны, называется окислителем. В процессе реакции окислитель восстанавливается, а значение СО элемента понижается.
- Так как в замкнутой системе (процесс оттока электронов за пределы реакционной системы отсутствует) электрический заряд сохраняется, то число электронов, отданных восстановителем равно числу электронов, принятых окислителем.
- Восстановление и окисление – два взаимонеразрывных процесса: нет окисления без восстановления и наоборот. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Алгоритм составления уравнения реакции методом электронного баланса.
- Записать схему реакции: HI +H2SO4 —> I2 + H2S + H2O
- Проставить СО элементов:
- Выписать элементы, изменившие СО, определить и прописать количество электронов, принятых или отданных в процессе реакции.
- Найти наименьшее общее кратное количества электронов: HOK = 8.
- Эти дополнительные множители проставляют перед соответствующими формулами веществ.
Найти дополнительные множители к числу отданных и принятых электронов.
- Число атомов в левой части уравнения уравнивается с числом атомов в правой части. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
ТИПЫ ОВР
МЕЖМОЛЕКУЛЯРНЫЕ (атомы восстановители и атомы окислители входят в состав разных исходных веществ) | |
ВНУТРИМОЛЕКУЛЯРНЫЕ (атомы восстановителя и окислителя входят в состав молекул одного вещества и являются атомами одного или различных элементов) | |
ДИСПРОПОРЦИОНИРОВАНИЯ (атомы восстановителя и окислителя входят в состав одного и того же вещества и имеют одинаковую степень окисления) | |
КОНТРПРОПОРЦИОНИРОВАНИЯ (атомы восстановителя и окислителя являются атомами одного и того же элемента с различной СО, которые входят в состав различных веществ, а в результате реакции образуются молекулы одного и того же вещества продукта) |
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ.
По окислительно-восстановительным свойствам все вещества можно разделить на 3 группы:
- Вещества, которые могут быть только окислителями – элементы, изменяющие степень окисления, находятся в высшей степени окисления (могут только присоединять электроны и понижать свою степень окисления)
- Вещества, которые могут быть только восстановителями - элементы, изменяющие степень окисления, находятся в низшей степени окисления (могут только отдавать электроны и повышать свою степень окисления)
- Вещества, которые могут быть и восстановителями и окислителями - элементы, изменяющие степень окисления, находятся в промежуточной степени окисления (могут и отдавать и принимать электроны) (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4)
Д/З: параграф 5, упр. 6-8, с.22 [1] .
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
- Рудзитис Г.Е.и др. Химия: неорганическая химия. Орган.химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. 12 изд., испр., М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники, 2009. – 191 с.: ил.
- Богданова Н.Н., Мещерякова Л.М. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 8-9 класс. /под.ред. Оржековского П.А.- М.: “Интеллект-центр”, 2009 – 128с.
- Врублевский А.И.. Решение заданий химических превращений с тестовым самоконтролем для школьников и абитуриентов – Мн.: ООО “Юнипресс”, 2003. - 176с.