Данный урок направлен на изучение и первичное закрепление нового материала, т.е. представляет собой традиционный урок по теме, которая включена в планирование каждого учителя биологии. Однако в наш урок мы включили элементы групповой работы, а также элементы поисковой самостоятельной работы, основанной на ранее изученном материале.
Цель урока: познакомить учащихся со строением и функциями пищеварительной системы человека, закрепить знания о строении и функциях пищеварительных систем позвоночных и их разнообразии в зависимости от способа питания.
Задачи: формировать у учащихся:
- умение планировать свою деятельность в зависимости от поставленных учителем задач;
- умение выделять главное;
- умение отвечать на поставленный вопрос по существу;
- умение работать в группе.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Оборудование: мультимедийная установка, учебные таблицы с пищеварительными системами животных, модель торса человека, дополнительная литература.
Ход урока
Этапы урока | Задачи развития | Действия учителя | Действия учащихся | |||||
1. Введение в тему урока. 2. Постановка задач урока. 3. Организация деятельности учащихся. |
Умение выделять главное | Учитель сообщает тему урока. Задает
классу вопрос: “Мы не впервые знакомимся с
пищеварительной системой. С сегодняшнего дня мы
в течение ряда уроков будем знакомиться с
системой пищеварения человека. Что, по вашему
мнению, мы должны изучить в первую очередь, на что
обратить особое внимание?” Учитель конкретизирует задачу на данный урок: “На данном уроке мы познакомимся с общим планом строения пищеварительной системы, ее функциями, проследим путь ее эволюционного развития и ответим на вопрос: как меняется система в зависимости от способа питания и состава пищи?” |
Учащиеся сидят в классе по группам. На
экране записаны тема урока и основные термины. Предполагаемый ответ учащихся: “Определить функции системы и её значение, строение органов, гигиену питания и предупреждение заболеваний”. |
|||||
Постановка задач в работе групп. Работа по группам | Умение планировать свою деятельность в
зависимости от поставленных учителем задач. Умение выделять главное. Умение отвечать по существу на поставленный вопрос. Умение работать в группе |
Учитель подводит итог обсуждения
учащимися постановки задач к теме
“Пищеварение”. Учитель обращает внимание учащихся на задания для групп (задания для учащихся отображены на экране.) Задания. Для первой группы: Какие изменения произошли в пищеварительной системе в ходе эволюционного развития, с чем они связаны? Для второй группы: Определите и назовите какие изменения произошли в пищеварительной системе змей и жвачных животных (коровы). С чем связаны эти изменения? Прежде чем начать работу по группам учитель обсуждает с учащимися вопрос о функциях пищеварительной системы и ее значении. Учитель предлагает учащимся прежде всего обсудить вопрос о порядке последовательности выполнения задания. Учитель консультирует группы по планированию порядка работы, поиску информации и выступлению учащихся. После окончания работы групп учитель акцентирует внимание учащихся на сходстве строения пищеварительной системы млекопитающих и человека, а также на особенностях пищеварительной системы животных в зависимости от способа питания и употребляемой пищи. В связи с этим учитель ставит вопрос о пищевой базе человека и ее ограничениях. |
Функциональные обязанности членов
групп и состав групп уточнены на предыдущих
уроках и известны учащимся. Учащиеся знакомятся с заданием, внимательно читают его. Прежде чем перейти к обсуждению его выполнения, учащиеся совместно с учителем решают вопрос о значении пищеварительной системы. Предполагаемые варианты ответов: “Значение пищеварительной системы заключается в том, чтобы обеспечить организм питательными веществами (для пластического обмена) и энергией. При этом продукты питания расщепляются в желудочно-кишечном тракте до молекул, способных проникать через мембраны клеток. Белки распадаются до аминокислот Углеводы до моносахаров – глюкозы. Жиры до глицерина и жирных кислот. Учащиеся обсуждают в группах порядок выполнения задания и обсуждают его с учителем. Предполагаемый порядок выполнения работы.
Предполагаемые ответы учащихся: “Основная часть пищеварительного канала развивается у всех многоклеточных животных из эктодермы и первичной кишки. Эволюция пищеварительной системы беспозвоночных идет в направлении дифференциации отделов, выполняющих различные функции, появления специального ротового аппарата, пищеварительных желез. Эволюция пищеварительной системы хордовых происходит в направлении дифференцировки кишечной трубки, появлению различных приспособлений к удлинению пищеварительного пути, увеличению всасывающей поверхности, развитию пищеварительных желез. Пищеварительный канал хордовых почти целиком имеет энтодермальное происхождение. Только небольшой ротовой отдел и задний отдел кишок произошли из эктодермы. Усложнение пищеварительного канала позвоночных выражается в дифференциации на ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник. Кроме того с ним связан ряд обособленных желез – слюнные, поджелудочная, печень. У разных классов позвоночных эти отделы развиты по-разному. У рыб появляются зубы и костные пластинки. Печень крупная. Желудок развит слабо. У амфибий появляются слюнные железы, хорошо обособлены желудок и отделы кишечника, толстая кишка заканчивается клоакой. Зубы пресмыкающихся остаются однородными за исключением змей. У змей появляются ядовитые зубы. А часть слюнных желез преобразуется в ядовитые. На границе толстой и тонкой кишки появляется зачатки слепой кишки. Изменения в пищеварительной системе птиц связаны с полетом и весьма специфичны. Далее рассматривается строение пищеварительной системы млекопитающих и человека. Учащиеся делают вывод о превосходстве пищеварительной системы человека и млекопитающих. На основе отобранного материала учащиеся составляют таблицу:
|
|||||
Заслушивание результатов работы групп, подведение итогов, оценивание. | Формирование умения слушать выступающего. | Учитель анализирует и оценивает работу
групп, задает вопросы. Дает задание на дом. Творческие задания. 1. Подготовить сообщения по наиболее интересным вариантам способов питания беспозвоночных. 2. Составить схему способов питания в органическом мире. Начать ее с автотрофов, гетеротрофов. 3. Подготовить рассказ о строении зубных систем различных отрядов позвоночных. |
Участники групп поочередно отвечают на вопросы заданий, обсуждают и анализируют проделанную работу. |