Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы"

Разделы: Биология


Данный урок направлен на изучение и первичное закрепление нового материала, т.е. представляет собой традиционный урок по теме, которая включена в планирование каждого учителя биологии. Однако в наш урок мы включили элементы групповой работы, а также элементы поисковой самостоятельной работы, основанной на ранее изученном материале.

Цель урока: познакомить учащихся со строением и функциями пищеварительной системы человека, закрепить знания о строении и функциях пищеварительных систем позвоночных и их разнообразии в зависимости от способа питания.

Задачи: формировать у учащихся:

- умение планировать свою деятельность в зависимости от поставленных учителем задач;

- умение выделять главное;

- умение отвечать на поставленный вопрос по существу;

- умение работать в группе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование: мультимедийная установка, учебные таблицы с пищеварительными системами животных, модель торса человека, дополнительная литература.

Ход урока

Этапы урока Задачи развития Действия учителя Действия учащихся
1. Введение в тему урока.

2. Постановка задач урока.

3. Организация деятельности учащихся.

Умение выделять главное Учитель сообщает тему урока. Задает классу вопрос: “Мы не впервые знакомимся с пищеварительной системой. С сегодняшнего дня мы в течение ряда уроков будем знакомиться с системой пищеварения человека. Что, по вашему мнению, мы должны изучить в первую очередь, на что обратить особое внимание?”

Учитель конкретизирует задачу на данный урок:

“На данном уроке мы познакомимся с общим планом строения пищеварительной системы, ее функциями, проследим путь ее эволюционного развития и ответим на вопрос: как меняется система в зависимости от способа питания и состава пищи?”

Учащиеся сидят в классе по группам. На экране записаны тема урока и основные термины.

Предполагаемый ответ учащихся:

“Определить функции системы и её значение, строение органов, гигиену питания и предупреждение заболеваний”.

Постановка задач в работе групп. Работа по группам Умение планировать свою деятельность в зависимости от поставленных учителем задач.

Умение выделять главное. Умение отвечать по существу на поставленный вопрос.

Умение работать в группе

Учитель подводит итог обсуждения учащимися постановки задач к теме “Пищеварение”.

Учитель обращает внимание учащихся на задания для групп (задания для учащихся отображены на экране.)

Задания.

Для первой группы: Какие изменения произошли в пищеварительной системе в ходе эволюционного развития, с чем они связаны?

Для второй группы: Определите и назовите какие изменения произошли в пищеварительной системе змей и жвачных животных (коровы). С чем связаны эти изменения?

Прежде чем начать работу по группам учитель обсуждает с учащимися вопрос о функциях пищеварительной системы и ее значении.

Учитель предлагает учащимся прежде всего обсудить вопрос о порядке последовательности выполнения задания.

Учитель консультирует группы по планированию порядка работы, поиску информации и выступлению учащихся.

После окончания работы групп учитель акцентирует внимание учащихся на сходстве строения пищеварительной системы млекопитающих и человека, а также на особенностях пищеварительной системы животных в зависимости от способа питания и употребляемой пищи. В связи с этим учитель ставит вопрос о пищевой базе человека и ее ограничениях.

Функциональные обязанности членов групп и состав групп уточнены на предыдущих уроках и известны учащимся.

Учащиеся знакомятся с заданием, внимательно читают его. Прежде чем перейти к обсуждению его выполнения, учащиеся совместно с учителем решают вопрос о значении пищеварительной системы.

Предполагаемые варианты ответов:

“Значение пищеварительной системы заключается в том, чтобы обеспечить организм питательными веществами (для пластического обмена) и энергией. При этом продукты питания расщепляются в желудочно-кишечном тракте до молекул, способных проникать через мембраны клеток.

Белки распадаются до аминокислот

Углеводы до моносахаров – глюкозы.

Жиры до глицерина и жирных кислот.

Учащиеся обсуждают в группах порядок выполнения задания и обсуждают его с учителем.

Предполагаемый порядок выполнения работы.

  1. Внутри группы учащиеся распределяют между собой задания.
  2. Группа работает с дополнительной литературой по подбору материала для ответа на поставленный вопрос.
  3. Составляется план ответа.
  4. Внутри группы обсуждаются результаты работы.
  5. Группа готовит выступающих по данному вопросу.

Предполагаемые ответы учащихся:

“Основная часть пищеварительного канала развивается у всех многоклеточных животных из эктодермы и первичной кишки. Эволюция пищеварительной системы беспозвоночных идет в направлении дифференциации отделов, выполняющих различные функции, появления специального ротового аппарата, пищеварительных желез.

Эволюция пищеварительной системы хордовых происходит в направлении дифференцировки кишечной трубки, появлению различных приспособлений к удлинению пищеварительного пути, увеличению всасывающей поверхности, развитию пищеварительных желез. Пищеварительный канал хордовых почти целиком имеет энтодермальное происхождение. Только небольшой ротовой отдел и задний отдел кишок произошли из эктодермы.

Усложнение пищеварительного канала позвоночных выражается в дифференциации на ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник.

Кроме того с ним связан ряд обособленных желез – слюнные, поджелудочная, печень. У разных классов позвоночных эти отделы развиты по-разному.

У рыб появляются зубы и костные пластинки. Печень крупная. Желудок развит слабо.

У амфибий появляются слюнные железы, хорошо обособлены желудок и отделы кишечника, толстая кишка заканчивается клоакой.

Зубы пресмыкающихся остаются однородными за исключением змей. У змей появляются ядовитые зубы. А часть слюнных желез преобразуется в ядовитые. На границе толстой и тонкой кишки появляется зачатки слепой кишки.

Изменения в пищеварительной системе птиц связаны с полетом и весьма специфичны.

Далее рассматривается строение пищеварительной системы млекопитающих и человека.

Учащиеся делают вывод о превосходстве пищеварительной системы человека и млекопитающих.

На основе отобранного материала учащиеся составляют таблицу:

Класс Способ питания Особенности пищеварения Образ жизни Системы
Заслушивание результатов работы групп, подведение итогов, оценивание. Формирование умения слушать выступающего. Учитель анализирует и оценивает работу групп, задает вопросы.

Дает задание на дом.

Творческие задания.

1. Подготовить сообщения по наиболее интересным вариантам способов питания беспозвоночных.

2. Составить схему способов питания в органическом мире. Начать ее с автотрофов, гетеротрофов.

3. Подготовить рассказ о строении зубных систем различных отрядов позвоночных.

Участники групп поочередно отвечают на вопросы заданий, обсуждают и анализируют проделанную работу.