Цель: на основе практических действий с предметами раскрыть образование нуля, обозначить его место в натуральном ряду чисел. Используя дидактические пособия закрепить знания и умения сложения и вычитания чисел первого десятка.
Задачи: Развивать внимание, память, математическую речь, логическое мышление, интерес к предмету. Воспитывать навык контроля и самоконтроля, чувство взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: демонстрационный материал (преметные картинки; ваза с цветами), касса цифр, индивидуальный счётный материал.
Тип урока: комбинированный.
План и ход урока
І. Организация класса.
В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили – были Иван – Царевич и Василиса Прекрасная (куклы или изображения). Однажды Василиса исчезла. Погоревал Иван – Царевич, потужил и отправился на поиски. Но куда идти, где искать?
ІІ. Активизация и актулизация изученного материала.
Долго ли коротко бродил Иван – Царевич по свету нам неведомо, только привела его дорога в тёмный лес. Встретил он там ... А вот кого он встретил вы узнаете если отгадаете загадку:
В дупле живёт,
Орешки грызёт,
Хвост пушистый
Мех золотистый. (Белка)
Устный счёт.
а) – Не знаешь ли ты, белочка, кто похитил Василису Прекрасную?
– Помоги мне насобирать орешков для моих малых детушек, – отвечает белочка, – тогда и я в твоём горе помогу. Только бери те орешки, на которых записаны примеры, которые объясняют состав числа 9. (Дети кладут в корзинку орешки с примерами соответствующими составу числа 9).
б) – Кто украл Василису Прекрасную ты узнаешь, если соединишь примеры со словами в которых количество слогов является ответом к примеру.
9 – 6 | Кащей |
6 – 4 | Колобок |
8 – 7 | Змей |
Узнал Ивн горькую правду, опечалился. Вдруг навстречу ему Баба Яга.
– Помогу, Иван – Царевич, горю твоему, подарю тебе “ковёр – самолёт”, на котором ты можешь в кащеево царство добраться, но взлетит ковёр тогда, если помогут тебе разгадать какая цифра спрятана в его орнаменте?(Орнамент из цифры 8)
Чистописание. Цифра 8.
Прилетел царевич в Тридевятое царство, а опуститься на землю не может. “Ковёр – самолёт” говорит ему: “Отгадай мои загадки, тогда опущу тебя на землю”.
Математический диктант.
– к трём прибавить два будет...
– семь увеличить на один будет...
– первое слагаемое пять, второе слагаемое два, чему равна сумма?
– запишите соседей числа восемь,
– из десяти вычесть два будет...
(Проверка при помощи сигнальных карточек)
Физкультминутка. (По выбору детей)
ІІІ. Мотивация нового материала.
– Как вы думаете, ребята, хорошо ли мы помогаем Ивану – Царевичу? Почему мы можем ему помочь?(Потому, что много знаем). Так вот, оказывается, мы знаем ещё не всё. Сегодня мы познакомимся с новым, очень интересным и необычным числом. Я прошу вас быть собранными и внимательными, чтобы в конце урока вы сказали мне почему это число интересное и необычное.
Могу назвать его мячом,
А хочешь дыркой назовём,
А можно бубликом,
почти, что кругленьким,
Но как его не назовём
Он называется...(нулём).
ІV. Объявление темы и задач урока.
– Правильно, ребята, тема нашего урока число и цифра нуль. Мы познакомимся с этим числом, узнаем где его место в натуральном ряду чисел, будем учиться решать примеры на сложение и вычитание.
V. Работа над новым материалом.
1. Беседа. Выставляем на столе вазу с цветами. Дети пересчитывают их. Ученик подходит к вазе, берёт цветы и раздаёт их детям.
– Сколько в вазе осталось цветов? (ни одного, 0). Что обозначает число 0?
(Что в вазе не осталось ни одного цветка). Значит число 0, это число которое меньше 1.
2. Работа с демонстрационным материалом.
8 груш сорвал наш Петя,
Маме дать и всем соседям.
Во дворе наш мальчик сел
И все эти груши съел.
Угадайте – ка вы сами
Сколько груш досталось маме?
– Сколько груш было? (8). Поставим на полочку 8 груш. Сколько груш мальчик съел? (8). Заберём столько груш сколько съел мальчик. Сколько груш осталось? (ни одной). Какое действие мы выполнили? (Вычитание.) Составление примера 8 – 8 =0.
Ознакомление с цифрой 0.
Нашему нулю досталось
И немного и немало,
И нередко и негусто,
Нуль – ничто, нисколько, пусто!
4. Написание цифры 0 в тетради.
5. Работа с учебником.
а) Задание 2. Прочитать примеры. Объяснить как получилось число 0.
б) Задание 3,4. Рассмотрите столбики примеров на вычитание разных чисел . Прочитайте каждый пример. Какой ответ в каждом примере? Какие числа мы вычитали?
в) Задание 6. Составить примеры на сложение и вычитание по рисункам.
6. Работа с учебником.
Выполнение задания 5 (по учебнику).
Физкультминутка. (По выбору учителя).
VІ. Закрепление нового материала.
Работа со счётным материалом.
Положите 5 звёздочек. Заберите 1, ещё 1и т.д. Сколько звёздочек положили? Сколько забрали? Сколько осталось? Каким числом обозначим, что не осталось ни одной звёздочки?(Числом 0). Значит 0 получаем в результате вычитания одинаковых чисел.
VІІ. Закрепление ранее изученного материала.
1. Геометрический материал.
– Ребята, давайте начертим дорогу для Ивана-Царевича в виде отрезка. Кто нам скажет, что называется отрезком? (Отрезок – это две точки соединённые прямой линией). Чем мы будем пользоваться, чтобы начертить отрезок? (Карандашом и линейкой). А в каких единицах измеряется длина отрезка? (в см). начертите, пожалуйста, отрезок длиной 5см.
– Быстро пошёл Иван-Царевич по нашей дорожке, но не успел дойти до конца как повстречал Змея Горыныча. У змея три головы, чтобы срубить их, надо “меч – кладенец” добыть. А чтобы добыть, надо примеры решить.
2. Решение примеров.
10 * 1 = 9 7 * 1 = 8 9 * 2 = 7 4 * 1 = 5 6 * 1 = 5 4 * 2 = 6
Добыл Иван-Царевич “меч – кладенец”, отрубил голову Змею, победил злого Кащея. Вышла к добру молодцу Василиса Прекрасная, и стали они жить – поживать, да добра наживать.
VІІІ. Итог урока.
– Кто мне скажет, чем же необычно число 0?
– Когда мы получаем число 0?