Открытый урок по математике в 1-м классе по теме "Число и цифра 0. Последовательность чисел от 0 до 10. Решение примеров на сложение и вычитание"

Разделы: Математика


Цель: на основе практических действий с предметами раскрыть образование нуля, обозначить его место в натуральном ряду чисел. Используя дидактические пособия закрепить знания и умения сложения и вычитания чисел первого десятка.

Задачи: Развивать внимание, память, математическую речь, логическое мышление, интерес к предмету. Воспитывать навык контроля и самоконтроля, чувство взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: демонстрационный материал (преметные картинки; ваза с цветами), касса цифр, индивидуальный счётный материал.

Тип урока: комбинированный.

План и ход урока

І. Организация класса.

В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили – были Иван – Царевич и Василиса Прекрасная (куклы или изображения). Однажды Василиса исчезла. Погоревал Иван – Царевич, потужил и отправился на поиски. Но куда идти, где искать?

ІІ. Активизация и актулизация изученного материала.

Долго ли коротко бродил Иван – Царевич по свету нам неведомо, только привела его дорога в тёмный лес. Встретил он там ... А вот кого он встретил вы узнаете если отгадаете загадку:

В дупле живёт,
Орешки грызёт,
Хвост пушистый
Мех золотистый. (Белка)

Устный счёт.

а) – Не знаешь ли ты, белочка, кто похитил Василису Прекрасную?

– Помоги мне насобирать орешков для моих малых детушек, – отвечает белочка, – тогда и я в твоём горе помогу. Только бери те орешки, на которых записаны примеры, которые объясняют состав числа 9. (Дети кладут в корзинку орешки с примерами соответствующими составу числа 9).

б) – Кто украл Василису Прекрасную ты узнаешь, если соединишь примеры со словами в которых количество слогов является ответом к примеру.

9 – 6 Кащей
6 – 4 Колобок
8 – 7 Змей

Узнал Ивн горькую правду, опечалился. Вдруг навстречу ему Баба Яга.

– Помогу, Иван – Царевич, горю твоему, подарю тебе “ковёр – самолёт”, на котором ты можешь в кащеево царство добраться, но взлетит ковёр тогда, если помогут тебе разгадать какая цифра спрятана в его орнаменте?(Орнамент из цифры 8)

Чистописание. Цифра 8.

Прилетел царевич в Тридевятое царство, а опуститься на землю не может. “Ковёр – самолёт” говорит ему: “Отгадай мои загадки, тогда опущу тебя на землю”.

Математический диктант.

– к трём прибавить два будет...

– семь увеличить на один будет...

– первое слагаемое пять, второе слагаемое два, чему равна сумма?

– запишите соседей числа восемь,

– из десяти вычесть два будет...

(Проверка при помощи сигнальных карточек)

Физкультминутка. (По выбору детей)

ІІІ. Мотивация нового материала.

– Как вы думаете, ребята, хорошо ли мы помогаем Ивану – Царевичу? Почему мы можем ему помочь?(Потому, что много знаем). Так вот, оказывается, мы знаем ещё не всё. Сегодня мы познакомимся с новым, очень интересным и необычным числом. Я прошу вас быть собранными и внимательными, чтобы в конце урока вы сказали мне почему это число интересное и необычное.

Могу назвать его мячом,
А хочешь дыркой назовём,
А можно бубликом,
почти, что кругленьким,
Но как его не назовём
Он называется...(нулём).

ІV. Объявление темы и задач урока.

– Правильно, ребята, тема нашего урока число и цифра нуль. Мы познакомимся с этим числом, узнаем где его место в натуральном ряду чисел, будем учиться решать примеры на сложение и вычитание.

V. Работа над новым материалом.

1. Беседа. Выставляем на столе вазу с цветами. Дети пересчитывают их. Ученик подходит к вазе, берёт цветы и раздаёт их детям.

– Сколько в вазе осталось цветов? (ни одного, 0). Что обозначает число 0?

(Что в вазе не осталось ни одного цветка). Значит число 0, это число которое меньше 1.

2. Работа с демонстрационным материалом.

8 груш сорвал наш Петя,
Маме дать и всем соседям.
Во дворе наш мальчик сел
И все эти груши съел.
Угадайте – ка вы сами
Сколько груш досталось маме?

– Сколько груш было? (8). Поставим на полочку 8 груш. Сколько груш мальчик съел? (8). Заберём столько груш сколько съел мальчик. Сколько груш осталось? (ни одной). Какое действие мы выполнили? (Вычитание.) Составление примера 8 – 8 =0.

Ознакомление с цифрой 0.

Нашему нулю досталось
И немного и немало,
И нередко и негусто,
Нуль – ничто, нисколько, пусто!

4. Написание цифры 0 в тетради.

5. Работа с учебником.

а) Задание 2. Прочитать примеры. Объяснить как получилось число 0.

б) Задание 3,4. Рассмотрите столбики примеров на вычитание разных чисел . Прочитайте каждый пример. Какой ответ в каждом примере? Какие числа мы вычитали?

в) Задание 6. Составить примеры на сложение и вычитание по рисункам.

6. Работа с учебником.

Выполнение задания 5 (по учебнику).

Физкультминутка. (По выбору учителя).

VІ. Закрепление нового материала.

Работа со счётным материалом.

Положите 5 звёздочек. Заберите 1, ещё 1и т.д. Сколько звёздочек положили? Сколько забрали? Сколько осталось? Каким числом обозначим, что не осталось ни одной звёздочки?(Числом 0). Значит 0 получаем в результате вычитания одинаковых чисел.

VІІ. Закрепление ранее изученного материала.

1. Геометрический материал.

– Ребята, давайте начертим дорогу для Ивана-Царевича в виде отрезка. Кто нам скажет, что называется отрезком? (Отрезок – это две точки соединённые прямой линией). Чем мы будем пользоваться, чтобы начертить отрезок? (Карандашом и линейкой). А в каких единицах измеряется длина отрезка? (в см). начертите, пожалуйста, отрезок длиной 5см.

– Быстро пошёл Иван-Царевич по нашей дорожке, но не успел дойти до конца как повстречал Змея Горыныча. У змея три головы, чтобы срубить их, надо “меч – кладенец” добыть. А чтобы добыть, надо примеры решить.

2. Решение примеров.

10 * 1 = 9 7 * 1 = 8 9 * 2 = 7
4 * 1 = 5 6 * 1 = 5 4 * 2 = 6

Добыл Иван-Царевич “меч – кладенец”, отрубил голову Змею, победил злого Кащея. Вышла к добру молодцу Василиса Прекрасная, и стали они жить – поживать, да добра наживать.

VІІІ. Итог урока.

– Кто мне скажет, чем же необычно число 0?

– Когда мы получаем число 0?