Понятие об обращении. Виды обращений. Пунктуация в предложениях с обращениями

Разделы: Русский язык


При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся:

1) групповая;

2) работа в малых группах;

3) индивидуальная работа.

Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя разделы, связанные с синтаксическими нормами предложений, осложненных обращениями в различных позициях.

Каждый из разделов предусматривал теоретическую основу с опорой на лекции и практическую часть с проверкой и самопроверкой.

К уроку планировалось опережающее домашнее задание: прочитать указанные лекции (повторить сведения об обращениях; знать, что такое синтаксическая норма, осложненное предложение).

Цели урока:

  • Систематизировать изученное по ранее изученной теме.
  • Обучить анализу и редактированию текста (выявлению и исправлению грамматических ошибок).
  • Развивать способности проводить анализ, сравнение, обобщение, систематизацию фактов.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания учащихся изученной по теме.
  2. Повторить правила конструирования предложений с обращениями в различных позициях.
  3. Организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы).
  4. Обобщить и систематизировать материал по теме.
  5. Организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах.
  6. Организовать самоконтроль учащихся на уроке.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения ранее изученного материала.

Форма проведения урока: Урок-практикум.

Оборудование урока:

1. Классная доска, заранее оформленная к уроку.

2. Лекции учащихся в рабочих тетрадях по русскому языку.

3. Раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся. Оформление тетрадей учащихся

II. Актуализация изученного об обращениях.

Укажите неправильное утверждение:

А. Обращения не могут стоять в начале предложения.

Б. Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

В. Распространенные обращения выражены именными словосочетаниями.

Г. Обращение бывает нераспространенным и распространенным.

III. Выполнение тренировочных упражнений по изученной теме (выполняются коллективно с объяснением).

1. Укажите неверное утверждение.

А. Обращения не являются членами предложения.

Б. Обращение выражается только одним словом.

В. Обращению, которое стоит в начале предложения, свойственна звательная интонация.

Г. Обращение может выделяться запятыми и восклицательным знаком.

2. Укажите предложение с обращением.

А. Ветер, усилившийся к ночи, утром принес долгожданный дождь.

Б. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

В. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

Г. Вы видели, какой сегодня сильный ветер?

3. Укажите предложение с обращением. Произведите его полный синтаксический разбор.

А. А он, мятежный, просит бури.

Б. Я помню руки матерей.

В. Я люблю, друзья, лыжные прогулки.

Г. Уж очень осторожна иволга у гнезда.

IV. Самостоятельная работа в дифференцированных группах.

Задание для группы №1.

Укажите предложение с обращением. Произведите его полный синтаксический разбор.

А. Добрая, милая Марья Гавриловна! Не старайтесь лишить меня последнего утешения.

Б. Марья Гавриловна взглянула на него с удивлением.

В. Марья Гавриловна, испуганная моим появлением, негромко вскрикнула.

Г. Зачем ей, Марье Гавриловне, понадобилось в такую погоду куда-то ехать?

Задание для группы №2.

Укажите предложение с обращением. Произведите его полный синтаксический разбор.

А. Ветер, усилившийся к ночи, утром принес долгожданный дождь.

Б. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

В. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

Г. Вы видели, какой сегодня сильный ветер?

Задание для группы №3.

Укажите предложение с обращением. Произведите его полный синтаксический разбор.

А. Уж очень осторожна иволга, когда она находится у гнезда.

Б. О буйные ветры, скорей нас сорвите с докучных ветвей.

В. Офицер, ехавший верхом, натянул поводья и остановился.

Г. Иволга, живущая в зарослях ивняка, каждое утро будила нас своей песней.

Задание для группы №4.

Укажите предложение с обращением. Произведите его полный синтаксический разбор.

А. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

Б. Останьтесь, Павел Иванович.

В. Павел Иванович оставил меня в одиночестве.

Г. Да здравствует солнце, да скроется тьма!

V. Фронтальная проверка знаний учащихся по изученной теме. (Самостоятельная работа)

1. Найдите предложения с обращениями. Знаки препинания не расставлены.

А. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

Б. С чего начинается Родина?

В. Я вернусь к тебе Россия.

Г. Любимый город может спать спокойно.

Д. Ясени родную степь украсили.

Е. Жизнь моя по-прежнему теки.

2. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

А. Люди мира, на минуту встаньте!

Б. Не улетай лебедушка, не отцветай, черемуха.

В. Сибирь, страна прозрачных рек, окрепла ты в борьбе.

Г. Мы с тобой, ветер!

Д. Спой мне иволга песню пустынную, песню жизни моей.

3. Укажите предложение, в котором неправильно выделено обращение.

А. О Волга! После многих лет я вновь принес тебе привет.

Б. Простите, голубчик за докучливое письмо.

В. Пишу Вам, дорогой Алексей Сергеевич, вернувшись с охоты.

Г. Неправ твой, о небо, святой приговор.

4. Установите соответствие между предложениями и видами осложнений в них.

Виды осложнений Примеры
1. Деепричастный оборот А. В один осенний, мглистый, слякотный и тоскливый вечер я шел по Литейному проспекту.
2. Обращение Б. Вечером ко мне зашел Михаил Адольфович Стыриков, энергетик, действительный член Академии наук.
3. Однородные определения В. Юноша бледный со взором горящим, ныне тебе я даю три завета.
4. Вводное слово Г. До сих пор у Сергея, собственно говоря, совсем не было воспитателя.
  Д. Громадная сосуля в грязной снеговой шубе сорвалась с крыши и, разбившись вдребезги, хлестнула его осколками по ногам.

5. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А. Расступись, о, старец-море, дай приют моей волне!

Б. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный.

В. Мчись же быстрее, летучее время!

Г. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

6. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания при обращении. Произведите его полный синтаксический разбор.

А. Чего же сероглазая, ты смеешься?

Б. Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть.

В. Вдруг истощась и присмирев, о Терек, ты прервал свой рев.

Г. Что ты поникла, зеленая ивушка?

VI. Объяснение нового домашнего задания:

Повторить по лекциям материал, изученный по теме.

Повторить изученное об обособленных обстоятельствах различных видов

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.

Учитель. Какие затруднения возникли во время работы на уроке?

Ученики анализируют свою работу на уроке и ставят задачи для домашнего повторения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2006.

2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 2006.

3. Иванова С.Ю. Экзаменационные “ловушки”. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2005.

4. Иванова С.Ю. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: тренировочные материалы. Самара, 2008.

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М, 1996.

6. Розенталъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.

7. Розенталъ Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 1998.